Путилов Сергей Эдуардович - журналист, писатель-востоковед. Автор книг "Христианский Египет", "Здесь молятся на языке Христа", "Кто развяжет Третью мировую?", "Просите мира Иерусалиму", "Крест в мире полумесяца", многочисленных публикаций о межрелигиозных отношениях.
Против милитаризма. - Против "Русской доктрины.
*
Поп с гранатой.
Нигде в мире, кроме как в России, православие больше так тесно не переплелось с милитаристским по преимуществу государством
На днях включаю телевизор, рекламируют очередной ура-патриотический сериал. Все как обычно - война, русские чудо-богатыри бьют фрицев. Вдруг из окопа во весь рост, подымается православный батюшка - с крестом на груди, в рясе и начинает из автомата "кропить" супостатов, да метать в них гранаты. Бред? Скорее диагноз.
После недавнего молебна в храме Христа Спасителя во славу ядерной мощи Руси, уже ничему не удивляюсь. И все же как-то странно, вроде как христиане мы. То есть заповеди "не убий", "любите врагов ваших" - должны быть не пустым звуком. И тут такое. Мне как православному всегда было дико слышать от протестантов вопросы типа: "а правда, что православные - тоже христиане?". Теперь понимаю, почему возникают столь нелепые на первый взгляд предубеждения.
Нигде в мире, кроме как в России, православие больше так тесно не переплелось с милитаристским по преимуществу государством. Огромные просторы и разнородность населения всегда вынуждали нашу страну иметь сильную армию и крепкую власть. Но только причем здесь Церковь? Разве должны церковники благословлять одних людей на насилие против других, пусть даже и в "благочестивых", патриотических целях? У нас же это повсеместно. Иду в воскресенье в храм, на двери объявление: "Проводим набор в православные кружки изучения Закона Божьего, духовных песнопений и "русского рукопашного боя". "Православный" рукопашный бой, конечно не атомная бомба. Но с этого все и начинается, буквально со школьной скамьи. Военно-патриотическое воспитание стало важнейшей с точки зрения государства функцией Церкви. В школе, затем - в армии. Вместо политруков в полки пришли батюшки. В Донском монастыре в Москве, прямо на территории обители развернута экспозиция бронетехники - танки, пушки, броневики и прочие грозные атрибуты войны, кругом несут дозоры бдительные казаки. От кого, и главное как могут с помощью всего этого защитить себя люди, без того, чтобы не нарушить Божьи заповеди: "не противиться злому", блаженны миротворцы", "не убий"?
Вместо того, чтобы помогать людям жить в мире и любви друг с другом, Церковь поставлена на службу государству. А главный жизненный принцип любого государства прост - агрессия, насилие: "мы должны быть сильными, чтобы одолеть окружающих нас ото всюду врагов". Вот и получается, что никак не возможно христианину быть хорошим патриотом, то есть в смысле, что идти бойкотировать эстонское посольство по первому зову из Кремля, ругать проклятый Запад и громить его "пособников" внутри страны в лице протестантов и прочих "сектантов". А что же Церковь? Каково должна быть ее роль в отношениях между человеком - образом Божиим и государством, пытающимся этот самый образ втоптать в грязь, чтобы заставить служить себе, а не Богу? Вроде бы как именно дело Церкви напоминать верующим, что один у них царь - Небесный, а все что противоречит заповедям данным этим самым Небесным Царем, включая убийства, ненависть к другим народам и странам, - чего требуют от своих подданных земные владыки - должно отвергаться. Куда там, задрав рясу попы, пусть пока и на телеэкране, бегут в атаку с гранатой в руках и, уже во вполне реальной жизни, поют хоралы прославляющие атомную бомбу в храме Христа Спасителя.
Обычно православные на обвинения в прислуживании государству возражают, что дескать со времен падения Византии именно Россия стала оплотом "истинной веры". Стало быть, дело Церкви всячески крепить русское государство и армию. На это хочется возразить, что "Дух дышит где хочет". И вряд ли Дух будет дышать там, где звучат проклятия в адрес врагов (пусть даже отечества) и кропятся святой водой ядерные арсеналы. По логике православных "державников" получается, что поддерживать и благословлять надо и режим палача Сталина. Многие "православные" не стесняются так и делать. Победа над фашизмом в их глазах - это чуть ли не настоящий "православный джихад". Вспоминают, что на собранные Церковью деньги была даже создана целая танковая колонна "Дмитрий Донской". Однако не забудем и того, что на пряжках немецких солдат тоже была выгравирована надпись "С нами Бог!". Но едва ли кто будет спорить, что Гитлер и его оппонент - Сталин равно были далеки от христианства. Сталин, уничтожил больше русских людей, чем враг России - Гитлер. Так что русский народ нужно было защищать от самого Сталина и его придворных палачей. Должна ли Церковь должна благословлять "своего" палача только ради того, что он победил другого изверга? По мысли авторов телесериала, где поп идет в атаку с криками "За родину, за Сталина" - так и получается.
Когда Церковь отождествляет себя с государством, она неминуемо становится соучастником преступлений и злодеяний, творимых светскими правителями. Даже царь Давид совершал ошибки. И задача Церкви, священства напоминать царям и их подданным, что над всеми ними есть еще другой Царь. Который единственно Праведен и однажды спросит с нас за все. Становясь подпоркой государства Церковь не только дискредитирует себя, но и делает медвежью услугу правителю. Потакая ему во всем и закрывая глаза на прегрешения властителя, Церковь тем самым развращает его. Это скользкий путь, слепо идя по которому церковь и государство опять упадут в яму. Как уже однажды было в 1917 году, когда огосударствленная и превращенную в бюрократическую фикцию Церковь оказалась не в состоянии стать нравственным противовесом революции. Только следование за Христом, а не за кесарем сделает Русскую Церковь сильной. Только Церковь, которая обличает злые дела правителей, а не идет за них в атаку с гранатой в руке ради убийства других людей, пусть даже наших врагов - будет угодна Богу.
Война и Церковь - две вещи взаимоисключающие. Как бы ни хотелось русским православным с подачи официозной пропаганды видеть себя "правильными" и "хорошими", а весь остальной мир - проклятыми "еретиками, извращенцами и империалистами", которых нужно бояться и ненавидеть, мы должны найти силы, чтобы устоять перед этим величайшим соблазном. Как нельзя ненавидеть ближнего и быть христианином, так и Церкви невозможно быть военно-патриотической подпоркой государства. Учитывая, что во внешней политике России все больше набирают силу агрессивно-эспансионистские устремления, связанные с попыткой реванша за крах СССР, близость Церкви к власти будет означать и ее совместную ответственность за все, что будет происходить в дальнейшем. Чтобы потом не было стыдно, иереям пора задуматься - куда их заведут благословения российских ядерных арсеналов, кропление святой водой оружия солдат воюющих в Чечне, и телесериалы рекламирующие батюшек идущих в штыковую.
14 октября 2007 г.
*
Христианский ответ на «Русскую доктрину»
Подогретые баснословными нефте-газовыми прибылями претензии России на мировое господство ведут ее к неминуемому конфликту с другими державами. Контуры Третьей мировой войны уже ясно обрисованы Кремлем в Арктике, на Балканах, в Закавказье. Во имя мира на планете, христиане всех конфессий должны объявить бойкот «Русской доктрине» и самоубийственной имперской авантюре под названием «всемирная русская цивилизация».
Христиане не могут заставить свои правительства жить по заповедям Божиим, то есть «не убивать» или «любить врагов ваших». Но ничто не может помешать нам следовать только за Господом и исполнять заповеди Его, а не владык сего суетного мира. Православные «государственники» сплотившиеся вокруг «Русской доктрины» и конформисты из ряда протестантских деноминаций, похоже уже определились с выбором. Они будут благословлять любые действия Кремля, пусть даже это чревато конфронтацией не только с нашими ближайшими соседями, но также с Европой, США и всем миром. У таких всегда найдутся лжеаргументы из Священного Писания, подкрепляющие «справедливость» убийства одного человека другим или необходимость служения кесарю вместо Бога. Но сколько не витийствуй, а Божью заповедь «не убий» еще никто не отменял. Так что призывы к строительству Ш Рима, построению «всемирной русской цивилизации», с неминуемыми последствиями сего имперостроительства - войнами и новым кровавым переделом мира - пусть останутся на совести тех, кто сегодня с амвона благословляет на это российские власти.
Для христианина нет вопроса, где его отчизна – на небе или на земле. Все мы призваны служить своему единственному Царю – Господу Иисусу. Поэтому во все времена и во всех странах последователи Христа возвышали свой голос против войн. Наиболее активно и последовательно пацифистских убеждений исконно придерживались меннониты, квакеры, духоборцы, молокане. Современным православным христианам в этом смысле досталось непростое наследство. Церковь и государство у нас издревле выступали в одной связке вопреки заповеди Христа: «Богу – Божье, кесарю-кесарево». Достаточно вспомнить благословение св.Сергием Радонежским двух монахов на войну с татарами. История хрестоматийная. Но нельзя рассматривать этот случай вне исторического контекста. Если вспомнить времена Орды, то Церковь всегда пользовалась благоволением татар, в частности была освобождена от всех налогов. Геополитически хорошее отношение татар к Православной церкви базировалось на стратегическом союзе между Византией и Ордой. Это отражалось и на русских православных, которые тогда находились под духовным водительством Константинополя. Лишь возвышение Московского княжества и появившиеся в связи с этим сепаратистские претензии на духовное самоуправление, позднее оформившиеся в самостоятельный, независимый от греков Патриархат превратили русскую Церковь во врага Орды. А саму Церковь, оторвавшуюся под давлением московских государей от Вселенского Константинопольского Патриархата – в раба светской власти.
Принесло ли России духовную пользу отделение от Вселенской Церкви – Константинопольского Патриархата, ответить не трудно. Еще в 16 веке св.Максим Грек указывал на незаконность претензий Москвы на «свою» Патриархию и те прискорбные обстоятельства как была эта процедура обставлена – в традиционном московском стиле с подкупом, льстивыми посулами и насильственным задержанием греческих послов. Не говоря уже о том, что Россия на века выпала из процесса объединения мирового Православия, отныне Церковь наша стала послушным оружием Московских великих князей. Затем – царей, коммунистов, вплоть до нынешних правителей. Законченный вид традиция подчинения Церкви государству оформилась во время двухсотлетнего периода обер-прокурорства. Когда Русская Церковь превратилась лишь в один из департаментов бюрократической машины. Тут уж было не до самостоятельности, и одобрение любых действий светской власти вместо независимого христианского суждения о них, стало чистой формальностью. Положение Русской Церкви при царях мало чем отличалось от советского управления ею Советом по делам религии. Тут уж было не до требований к власти блюсти законы Божьи.
Что мешает Церкви в наши дни нести свой пастырский долг без оглядки на власть? То есть без того, чтобы благословлять любые даже самые несправедливые, а то и просто глупые действия власть придержащих? Например, ту же войну в Чечне, преследования инакомыслящих или нынешние кремлевские фантасмагорические притязания на роль «стропил поддерживающих свод над всеми народами мира» (цитата из «Русской доктрины»)… Да то же, что и во все времена заставляла идти многих людей не за Господом, но следовать лишь своей гордыне и конформизму.
Служение «великой России» многие уже прямо рассматривают как свой религиозны долг. Забывая, что велик только Бог, и что «гордым Бог противится». Нынешние заносчивые претензии на мировое господство принимающие в православном сознании идею Москвы – III Рима, ничто иное как продукт сращивания Церкви со светской властью. Начавшись в эпоху становления централизованного Московского княжества, через уничтожение удельных княжеств (порой вместе с мощами и иконами местных святых), затем – сергианство, эта пагубная традиция тянется до нашего времени. Кто или что может порвать эту пуповину, заставляющую русских христиан кривить душой, попирать заповеди Христа и вслед за протоиереем Всеволодом Чаплины и прочими «державниками» втягиваться в авантюру под названием «всемирный русский» Вавилон? Думаю, только Бог и собственная христианская совесть помогут нашим православным, католическим, протестантским братьям и сестрам сделать правильный выбор.
|