Александр Деревянко
См. персоналии.
309273, Шебекинский р-н, с.Зимовенька,
тел. (248) 7-76-70
Письмо в редакцию газеты "Русь православная", 1997;
Уважаемая редакция!
Слава Богу, что выходит «Русь Православная»! Остается лишь Господа за это благодарить.
Думаю, что Грузинская и Сербская Церкви преподали нам замечательный урок, выйдя из всееретической организации Всемирного Совета Церквей. Учитывая, что Иерусалимская Церковь еще в 1989 году сочла необходимым прекратить богословский диалог со всеми инославными вообще, наше РПЦ отстала ровно на восемь лет. С такими «успехами» может статься, что двухтысячелетний юбилей Рождества Христова мы будем отмечать в тесном кругу своих «лжесестер-лжецерквей». Не приведи, Господи!
По словам Спасителя «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф. 10,26). Все равно в конце концов все откроется. Но если сейчас промедлить, тогда уже вряд ли мы убережемся от того, «кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10,28). А посему о проблемах Церкви просто необходимо говорить вслух, дабы они не усугубились... И с этой точки зрения «Русь Православная» нужна, как Руси – Православие!
Бог правду любит (Мф. 5,6; Пртч. 24,25; Пс. 36,28), а значит – любит и вас, пока вы говорите правду. От всей души желаю «Руси Православной» оставаться верной православию всегда; обязательно иметь духовное окормление, дабы не оскудеть в любви и далее иметь Божие благословение на многая лета.
С искренним уважением –
настоятель храма Воскресения Христова
священник Александр Деревянко.
с. Зимовенька, Белгородская обл.
*
pedsovet.org/forum - материалы по школе:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Белянская средняя школа Шебекинского района Белгородской области»
Социальный проект
«НАДЕЖДА»
Создание православного уголка для занятий
духовно-просветительского центра
имени митрополита Макария Булгакова
Консультанты:
Иерей
Деревянко А.Е.;
Учителя:
Коваленко В.А.,
Катаржнова Л.Н.,
Папунов И.А.
Авторский коллектив:
Маначинская Каролина,
Боржемская Вероника,
Битюкова Татьяна,
Дёмин Денис,
Сабельников Андрей.
2005 г.
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Преподавание исторических и культурных основ Православия в Белянской средней школе осуществляется с 1998 года. Ранее отдельные темы изучались на уроках по мировой художественной культуре. До 2002 года в школе изучался курс «Основы и ценности Православия, с 2002 года – «Основы православной культуры».
Религиоведческие дисциплины способствуют распространению информации о роли христианства, отечественной культуры, приобщают учащихся к национальным святыням.
Таким образом, в последние годы школа ориентируется на ценности традиционной духовной культуры. В октябре 2004 года на базе Белянской школы создан духовно- просветительский центр имени митрополита Макария Булгакова. Поэтому назрела необходимость оформления в нашей школе православного уголка.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Свой социальный проект создания православного уголка мы назвали «Надежда», потому что надеемся на то, что в обществе наступит
- возрождение православных традиций, их развитие и укрепление;
- возвращение истинно справедливого отношения к отечественной истории и православной культуре;
- преображение представлений о добре и зле, жизни и смерти, назначении человека, совести, милосердии, верности и предательстве.
Политические изменения, прошедшие в нашем обществе за последнее десятилетие, новые социальные условия в которых мы живем, значительный рост интереса существенной части учащихся и их родителей к изучению православной культуры способствуют тому, что в российских школах восстанавливаются религиоведческие дисциплины православного содержания. «Основы православной культуры» изучаются в нашей школе во 2а,2б,3 и 4 классах. На этих уроках учащиеся и осмысливают такие понятия, как добро и зло, справедливость, жизнь и смерть, совесть, милосердие, верность и предательство, что особенно актуально сегодня, когда уже открыто сказал Президент РФ В.В.Путин, что России объявлена террористическая война, сотни детей, родителей, педагогов погибли в городе Беслане от рук террористов, попирающих все религиозные морали, в том числе и православные. Уроки по основам православной культуры не только способствуют распространению информации о роли христианства, отечественной культуры, но и привлекают внимание к нравственным основам Православия, приобщают детей к национальным святыням.
Наши спонсоры
1.ООО «Экохим». Генеральный директор
Бузычкин А.Н.
2.ЗАО «Победа». Генеральный директор
Курдубадзе Ю.Я.
3.ЗАО «Птицефабрика Белянская». Директор
Плешкань Л.А.
4.Белянское лесничество. Рукводитель
Погибелева Н.В.
СУЩЕСТВОВАЛ ЛИ НОЕВ КОВЧЕГ?
Долгие годы советским людям внушалось, что всемирный потоп и история
Ноя - всего лишь миф, не имеющий ничего общего с наукой. Но вот недавно были раскрыты секретные материалы советской разведки, где свидетельствуется, что еще в 40-е годы один из летчиков, пролетая над горой Арарат, заметил на ее вершине остатки колоссального корабля, вмерзшего в высокогорное озеро... Что же мы знаем о Ноевом ковчеге? От детей Адама и Евы род человеческий быстро размножался. От Сифа произошли благочестивые и добрые люди - сыны Божии, а от Каина - нечестивые и злые - сыны человеческие. Смешавшись между собой, потомки Каина и Сифа стали развращенными и нечестивыми. Из всего рода человеческого праведным остался лишь Ной со своим семейством. Тогда Бог решил омыть землю от нечестивого человеческого рода, а праведного Ноя сохранить с его семейством для возрождения человечества. Бог явился Ною и предупредил, что наведет на землю потоп водный, чтобы погубить нечестивых людей. Ною Он повелел построить ковчег - большое судно, в котором поместились бы его семья и животные. Даны были Ною и точные размеры корабля: 300 локтей длины , 50 локтей ширины и 300 локтей высоты (150х25х15 м). Для того времени это была грандиозная постройка. В век рационализма начали высказываться сомнения в реальности событий, описанных в Библии, что, дескать, история Ноя не более чем миф. Как ни странно, но первое подтверждение истории Ноя ученые нашли именно в мифологии. Оказалось, что у различных народов, несвязанных друг с другом, живущих на разных континентах, имеются очень близкие по содержанию предания о потопе и спасении избранных людей. Второе подтверждение историчности всемирного потопа принесла современная геология, обнаружившая в окаменелостях земных пород свидетельством вселенской катастрофе. Но самое яркое подтверждение всемирному потопу и истории Ноя могла бы дать находка Ноева Ковчега. В Библии сказано, что Ковчег остановился на горах Араратских. Большой Арарат - это гора высотой 5165 метров, вершина которой почти на километр покрыта льдом. Вначале 50-х годов альпинистам были предприняты две попытки отыскать Ноев Ковчег, но они закончились неудачно из-за снежных бурь. Затрудняло поиски и нахождения Арарата на стыке границ трех государств, заключивших договор о запрещении подниматься на Арарат. Обнаружить Ковчег удалось французскому альпинисту Фернану Наварре. Сообщение об этом открытии в 1955 году стало сенсацией. Наварра нашел Ковчег вмерзшим в лед горного озера на высоте 5 км и сумел вырезать кусок обшивки корабля. Радиоактивный анализ, проведенный в нескольких странах, подтвердил возраст постройки - около пяти тысяч лет. Экспедиция проводилась Наваррой без официального разрешения. Он был обстрелян пограничниками и арестован, но потом благополучно отпущен с фотопленками и куском шпангоута. Наварра был не первым искателем ковчега.
В третьем веке до вавилонский и греческий историки писали, что в курдских горах Армении лежит древний Ковчег и с него люди отдирают смолу, чтобы использовать ее как противоядие или амулеты. Иосиф Флавий в своем труде «Иудейские древности» (первый век по Р.Х) сообщал, что многие приносили с Арарата частицы ковчега. Об этом свидетельствовал Феофан Антиохийский в 180 году. В 19 веке появилось несколько сообщений о видевших остатки ковчега, а турки рассказывали, что даже побывали внутри корабля, который, оказалось, имел отсеки, большинство из которых было заполнено льдом. В 1916 году русский авиатор Росковицкий наблюдал ковчег, пролетая около вершины горы.
Но только Наварре удалось своими снимками и научными исследованиями наглядно подтвердить существование ковчега. После него на Арарат поднималось еще несколько экспедиций, приносивших новые свидетельства и куски обшивки. Восхождения продолжались до середины 70 годов, когда турецкое правительство запретило подъем на гору.
НАХОДКА В АЛЬПИЙСКИХ ГОРАХ
19 сентября 1992 года в Альпийских горах, на леднике Симилаун в районе Эрцталер около итальянско- австрийской границы к югу от Инсбрука, в результате необычно интенсивного таяния льда было обнаружено и вырублено из льда сохранившееся тело доисторического человека. Находка получила название Симилаунского человека, тирольского ледового человека, или просто – Эрци. Эрци – был невысокий (158 см) мужчина в возрасте 25-30 лет и ничем не отличался от современного человека. Он имел практически такие же форму черепа, черты лица и даже – состав ДНК, что и нынешние обитатели этих районов. Волосы длиной до 9 см (всего собрано около 1000) свидетельствуют, что он был кудрявым темным шатеном, регулярно подвергавшимся процедуре стрижки. На теле Эрци были обнаружены татуировки, в ухе – серьга из полированного камня с красочным орнаментом, на груди – украшение или талисман из такого же полированного камня с кисточкой из ниток . Его одежда была сшита из кусков шкур нескольких животных – оленя, серны и дикой козы- сшитых между собой узорным швом. На ногах были кожаные ботинки, набитые травой для теплоизоляции. Судя по экипировке, Эрци был отнюдь не новичок в горах. В его поясной сумке лежали кремневые орудия, костяное шило и кусок прута для разжигания огня. Рядом был обнаружен довольно большой (180 см) лук из обработанного тиса. На спине Эрци носил кожаный рюкзак, в котором был топор из практически чистой меди. Различные лаборатории, проводившие датирование находки радиоуглеродным способом , определяли ее возраст в пределах 4,5 - 5 %. тысяч лет. Объем черепа Эрци 1500-1560 см3 , так что похоже , что все древние люди были головастее современных. Какой же эволюционный процесс мог привести сначала к увеличению размеров этого органа от обезьяннего до выше указанного, а потом вдруг к (реально наблюдаемому) снижению до наших с вами в среднем 1200 см3, так что факты скорее свидетельствуют о деградации, чем об эволюции. Несмотря на возраст 25-30 лет, его организм еще не достиг физической зрелости: налицо доказательство тому, что продолжительность жизни людей до Всемирного потопа составляла около 900 лет. Похоже, что зарегистрированные в
Библии последовательные сокращения сроков жизни и ускорение физического созревания людей – реально наблюдаемые процессы. И хотя первый из них последнее время несколько компенсируется за счет бурного развития медицины, второй, получивший название «акселерация», по сей день беспокоит врачей, психологов, социологов, а в первую очередь – родителей подростков.
Главный вывод , подсказываемый нам всей этой историей , в том, что доледниковый человек очень мало отличался от современного. Человек всегда был человеком.
ИЗ ЖИЗНИ ЗНАМЕНИТЫХ ЛЮДЕЙ
Исаак Ньютон (1643 – 1727), великий английский физик и математик, создатель классической механики, был и богословом. Он написал труды о Святой
Троице, а также толкование на книгу пророка Даниила. Интересно, что он высоко ценил именно свои богословские сочинения, хотя почитавшие его как ученого современник на них и не обратили внимания. Всегда произнося имя Божие, Ньютон снимал шляпу.
С.П.Королев ( 1907 – 1966), русский ученый – ракетостроитель и создатель космических спутников и кораблей был верующим человеком. Разумеется, вся жизнь Королева находилась под наблюдением – он вынужден был посещать церковь тайно. Известно, что он жертвовал на монастыри немалые средства. Интересно, что в среде космонавтов – как русских, так и зарубежных – много верующих.
Ельцин в монастыре.
Жарким летом 1995 года Борис Николаевич Ельцин посетил знаменитый Псково-Печерский монастырь. Осматривая тамошние пещеры, глава государства выразил удивление, почему не ощущается запаха тления, хотя гробы здесь не закапываются, а стоят в нишах, так что их даже можно рукой потрогать. Президенту объясняют: «Это чудо Божие» Экскурсия продолжается, и через некоторое время Борис Николаевич в недоумении задает тот же вопрос. «Так уж Господь устроил», - отвечают ему. Проходит несколько минут, и президент при выходе из пещер шепчет отцу-архимандриту: «Откройте секрет – чем вы их мажете?» - «Борис Николаевич,- отвечает тот, - есть ли среди Вашего окружения кто-нибудь, от кого дурно пахнет?» - «Конечно, нет». – «Так неужели Вы думаете, что кто-то может дурно пахнуть в окружении Царя Небесного?».
Этот случай действительно произошел в Псково-Печерском монастыре, который и название свое получил от «Богом зданных(т.е. созданных) пещер». С их открытия, собственно, и началась история обители. Чудесным свойством является то, что после внесения сюда умершего совершенно исчезает запах тления. К сегодняшнему дню в пещерах захоронено более 14-ти тысяч человек.
ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ
Основатель одной из тоталитарных сект «Аум Синрике» Секо Асахара сказал: «Если вы хотите заработать много денег, выдумайте свою религию». Желающих обогатиться таким образом оказалось много. Свою страсть сребролюбия такие люди удовлетворяют, губя тысячи душ.
Пользуясь любопытством, жизненными проблемами и естественной религиозностью человека, они порабощают его душу, полностью подчиняя себе его психику и волю. Общие методы тоталитарного воздействия сект на сознание своих жертв таковы: очернить прошлое человека, объявить его родителей и других родственников злейшими врагами, привить жертве чувство превосходства над всеми несектантами и агрессивное отношение к ним.
СЕКТА «ЦЕРКОВЬ ХРИСТА»
Секта была основана в 1979 году в Бостоне и с тех пор проникла во все страны мира. Одна из главных черт ее учения – то, что признание Христа Богом обязательно обеспечивает человеку спасение. Секта очень агрессивна по отношению к инакомыслию. Большое внимание в ней уделяется регламентации всех сторон жизни, строжайшему следованию порядкам секты, за чем осуществляют постоянный контроль наставники.
Пропаганда «Церкви Христа» рассчитана в основном на студентов естественных и технических вузов. Каждый проповедник обязан привести в секту определенное количество людей в месяц; не выполнить «план» - значит подвергнуть наказанию. В США «Церковь Христа» была изгнана из нескольких университетов.
СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ
Движение, известное как «Исследователи Библии», или «Свидетели Иеговы», основано американцем Чарльзом Расселом (1852 – 1916). Учение этой секты носит ярко выраженную антихристианскую и антигосударственную направленность и представляет собой своеобразную смесь религиозных и политических элементов. Иеговисты отрицают и извращают почти все значительные библейские истины, включая учение о Троице, о Божестве Христа, о Его Рождестве и Воскресении, о Втором пришествии, об искупительной жертве на кресте, о Святом Духе, о спасении и бессмертии души, о природе человека, об аде. Это связано с тем, что свидетели Иеговы ставят разум в деле веры выше библейского учения о Боге и отвергают все то, что в Священном Писании нельзя понять человеческим рассудком.
Секту иеговистов нельзя даже назвать христианской – это скорее языческое сообщество, не имеющее ничего общего с Евангелием.
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
22-09-2006 18:37
Настоятель храма Воскресенского женского монастыря РПЦ МП с. Зимовенька священник АЛЕКСАНДР ДЕРЕВЯНКО: "Дети не копали картошку... Дети убирали картошку за лошадью, которая шла по полю, а это разные вещи"
"Портал-Credo.Ru": Отец Александр, недавно было опубликовано сообщение о том, что в рамках преподавания "Основ православной культуры" учащиеся Белянской школы села Белянка Шебекинского района Белгородской области работали на картофельных полях Воскресенского женского монастыря села Зимовенька Шебекинского района. Вы, как настоятель храма Воскресения Христова Воскресенского женского монастыря Белгородской и Старооскольской епархии РПЦ МП, можете рассказать о том, как все было на самом деле? Дети копали картошку?
Отец Александр: Прежде, чем печатать подобную информацию, надо было все проверить. В тот день, в субботу, по расписанию не было предмета "Основы православной культуры". Однако это было запланированное трудовое воспитание детей в монастыре, тем более что в школе располагается Духовно-просветительский центр. Распространенная информация является клеветнической статьей. Это нападки на православие – сразу видно, что пишут неправославные и это неправославная организация. Ни один ребенок тогда не зашел в храм, и связи с "Основами православной культуры" не было.
– А в чем заключалось трудовое воспитание?
– Дело в том, что дети не копали картошку, никто из учащихся даже и не держал в руках лопаты. Дети убирали картошку за лошадью, которая шла по полю, а это разные вещи. И, кроме того, это скорее не поля, а огороды Воскресенского женского монастыря. Дети на самом деле пришли помогать на территорию монастыря, где самой старой насельнице – 85 лет, и фактически в монастыре находится дом престарелых. Это значит, что дети пришли помогать бабушкам. Надо сказать, что мы ведь все работали в колхозах и делали это с радостью.
– Администратор евангельской церкви "Царство Божие" в Шебекино Ольга Зис заявляла, в частности, о том, что в школе Белянского района и в Шебекино учатся представители других вероисповеданий, которых стали называть "сектантами" после введения уроков "Основы православной культуры". Насколько это соответствует истине?
– Как можно говорить о том, что кто-то, кого-то обзывал, если предмет "Основы православной культуры" только начал преподаваться в Белгородской области. Этот курс только-только ввели. Я думаю, что православные никогда не позволят себе ругать сектантов. В том случае, если они об этом заявляют, то надо смотреть на того, кого ругают. У нас дети некоторые начали материться – вот к чему привела жизни без Бога, секты, дети пиво хлещут и этого многие не замечают, а тут мы их к духовной жизни приобщаем. В школе села Белянка создан и активно действует Духовно-просветительский центр. Руководителем центра является учительница Татьяна Васильевна Ракша, а я - куратор центра. Естественно, я регулярно посещаю школу, провожу занятия с детьми по духовному, а не религиозному воспитанию. У нас в центре есть кинолекторий, последний раз у нас была тема "Не убий" против абортов, я рассказывал о том, чтобы девочки думали, прежде чем вступать в отношения с ребятами. Мы в школе – одна семья, и мне не приходится говорить о том, что надо помолиться или же придти в церковь. Ни у кого не возникает вопросов, когда я рассказываю о молитве.
– Есть ли трудности с преподаванием православной культуры и духовности в общеобразовательной школе представителям других национальностей или религий?
– К нам в монастырь приезжают и люди некрещеные, знакомятся с местной историей, их никто не заставляет креститься. Представитель церкви "Царство Божие" Ольга Зис указывала, что в школах Шебекино учатся и цыгане, и мусульмане, и иудеи. Разве она не знает, что у цыган нет национальности и они православные люди, а с мусульманами и иудеями у православных никогда проблем не было и мы жили мирно. Поэтому Ольга Зис клевещет и на другие вероисповедания. Никто ведь не виноват, что он родился русским, и разве это преступление называть сектанта сектантом? Разве возмущаются, когда называют тракториста трактористом? Действительно в Белянской школе учатся сектанты – дети из протестантской церкви. Когда мама девочки, которая ходит в секту – евангельскую церковь "Царство Божие" – обратилась в дирекцию школы, то дети стали ходить на трудовое воспитание по желанию. Далеко не все дети приходят, но помогают они монастырю с удовольствием.
Говорят, что есть те, кто выступает против курса "Основ православной культуры", но я лично таких не встречал. Если беспристрастно посмотреть на этот предмет, то этот курс – культурологический. К примеру, возьмите евангельскую секту "Царство Божие", которую посещает Ольга Зис, возьмите любую подобную секту. Эти секты появились на волне разложения нашей страны и нашего государства. Надо познакомить сектантов с тем, как жили наши предки. Скажите пожалуйста: какое отношение имеет любая евангельская секта к Куликовской битве? Никакого. Вопрос заключается в том, чтобы повернуться к своим корням, а молиться насильно никто не заставляет. Нужен правильный культурологический подход, не обижающий никого – человек, изменивший своей традиционной религии, должен знать нашу историю.
Беседовал Роман Лункин,
для "Портала–Credo.Ru"
© Портал-Credo.Ru, 2002-2006. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: editor@portal-credo.ru
http://blagovest.bel.ru/personals/bat/seb/seb06.htm
Воскресенский храм, (с.Зимовенька)
Вернуться к Шебекинскому благочинию...
Воскресенский женский монастырь
Началом возрождения монастырской жизни на Белгородчине, думаю, можно считать ноябрь 1989 года, когда владыкой Ювеналием, архиепископом Курским и Белгородским, было освящено место под строительство монашеского корпуса близ Воскресенского храма села Зимовеньки Шебекинского района. А первые послушницы, приехавшие в Зимовеньки, возродили забытое в советские годы понятие - сестра милосердия. Они ухаживали за больными стариками, живущими в расположенном невдалеке от храма Доме для ветеранов войны и труда. В 1990-м году это сестричество милосердия получило статус Марфо-Мариинской женской обители.
День ото дня в ней прибавлялось сестер. Построенный корпус обживали и благоустраивали уже около двадцати послушниц и монахинь. Появились первые постройки на хозяйственном дворе, монастырь получил в пользование около пяти гектаров земли. Жизнь в обители стала приобретать, если так можно сказать, "классическую форму". Но в 193 году центр Марфо-Мариинской обители было решено перенести в Белгород (туда переехала благочинная и часть сестер), и зимовеньковский монастырь стал считаться подворьем белгородского. А в конце 1999 года зимовеньковская обитель вновь стала самостоятельной. Сегодня ее официальное название - Воскресенский женский монастырь.
Недавно Зимовеньки посетил наш фотокорреспондент. Первое, что произнес он, делясь своими впечатлениями: "Теплое место". И мне сразу же вспомнился заголовок своего первого материала об этом монастыре: "Теплая обитель в Зимовеньках". Душевную теплоту, живущих в обители людей, как главное впечатление, увозят паломники из села с холодным зимним названием. В памяти ожил рассказ матушки Улиании, живущей в монастыре с самых первых дней его становления, о том, как встречали сестры первых паломников. Послушницы жили тогда еще в маленьком ветхом домике. Но в нем находилось место и для гостей. Матушки уступали им свои кровати, а себе стелили на полу. Атмосфера любви, милосердия и гостеприимства проникает в души приезжающих в монастырь людей, преображает их и зовет в это место вновь и вновь.
На протяжении уже нескольких лет каждое лето в Зимовеньки приезжают участники Всецерковного молодежного православного движения "РеставросЪ" - в основном студенты и преподаватели различных московских вузов. Пригласил в Зимовеньки их настоятель Воскресенского храма и духовник обители отец Александр. Это движение своей задачей ставит помощь в возрождении православных храмов и монастырей. В разгар летних работ они помогают сестрам обители пропалывать огород, заготовляют корм для коров, выполняют ремонтные работы в храме, в жилом корпусе и т.д.
Приезжают в Зимовеньки, чтобы помочь монастырю в период сезонных работ, и жители нашей области. Но основной груз каждодневных хозяйственных забот лежит, конечно, на самих сестрах обители. Их сегодня в монастыре семнадцать: четыре монахини, шесть инокинь и семь послушниц.
В обитель приходят письма из разных уголков России и ближнего зарубежья - в них просьбы приехать послушницами в монастырь. Авторам этих писем, как правило, не отказывают. Но далеко не все, кто приходит в монастырь, остается в нем и принимает постриг. До сих пор в обыденном сознании монастырь представляется местом, где можно спрятаться от неприятностей мирской жизни, от появившихся проблем и неудач. Идущие в обитель без живой веры и любви к Богу не способны принять сердцем состоящую из непрестанных трудов, молитв, смирения и послушания иноческую жизнь. Многие приходят в монастырь и уходят многие, так и не сумев или не захотев преодолеть мирские соблазны.
Оставшиеся в обители непрестанными молитвами, сердечным теплом и усердным трудом создают эту теплую атмосферу - так благотворно действующую на каждого, кто приезжает в Воскресенский монастырь.
С.Алексеева, "Белгородские епархиальные ведомости, №1, 2000 г.
Войдите в радость Господа
В конце тридцатых годов двадцатого века, когда безнравственность уже торжествовала, полуслепая строгая старуха Епифановна пророчествовала, стоя у стен Воскресенского храма в селе Зимовенька: "Помяните мое слово, когда здесь будет женский монастырь, тогда и в селе жизнь будет налаживаться". Над Епифановной просто посмеялись. Какой монастырь, если даже церковь-то закрыли, а над священниками-то вон как издеваются!
Слова эти хорошо запомнила ее маленькая внучка, быть может потому, что они ее очень тогда удивили или потому, что бабушка никогда не обманывала. И на этот раз бабушка оказалась права. И слова ее были действительно пророческими. Надо было только уметь ждать и верить. Через пятьдесят лет сбылись они. В конце восьмидесятых в Зимовеньке начали создавать первый на Белгородчине женский монастырь. И начало просыпаться удивленное село.
3 ноября 1989 года в Зимовеньку приехала первая насельница будущего монастыря будущая монахиня Иулиания. Что увидела она по приезду? Огромный, некогда величественный, храм, а вокруг храма - бурьян в человеческий рост. Даже первые заморозки не смогли победить сорную траву...
На другой день, 4 ноября, на Казанскую, архиерей (тогда еще архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий) освятил место под дом милосердия. Название такое дали потому, что слово "монастырь" еще не вмещалось в сердцах людей. Для этого еще не пришло тогда время...
"Батюшка службу ведет, а снег через разрушенный купол прямо на голову падает, - вспоминает сейчас матушка Иулиания, - по человеческому раскладу, все трудности и преодолеть нельзя было, Богу же все возможно".
На первых порах жили (точнее сказать, ночевали) послушницы в маленьком ветхом домике. От зари до зари молились и работали, расчищали место под стройку монашеского корпуса, трапезной, гаражей; закупали кирпичи, другие стройматериалы. В мае следующего года приступили к строительству. Это был трудный, очень трудный период. Но и с завершением строительства проблемы не закончились.
Бытовых условий фактически никаких не было. Как было холодно в новопостроенном корпусе в первые зимы! Спать ложились в пальто и валенках. Утром вставали - умыться нечем. Вода в ведрах замерзала. Некоторые из послушниц такой жизни не выдержали, ушли из монастыря. Монахини и инокини остались. А послушницы пришли новые.
Сейчас в Воскресенском монастыре девятнадцать насельниц: пять монахинь, семь инокинь, семь послушниц. Есть несколько паломниц-трудниц. Они живут и трудятся в обители уже некоторое время, но в число насельниц монастыря пока еще не приняты. "Торопиться с этим не надо. Пусть пообсмотрятся, решат для себя: вынесут ли все тяготы монастырской жизни", - так считает настоятельница Воскресенского монастыря матушка Марфа (Мухина).
А разрешить надо каждой желающей подвизаться в обители труднейшую задачу. Это только со стороны может показаться, что жизнь в монастыре как на курорте. На самом же деле все по-другому.
Монастырский день в Зимовеньке идет по строго заведенному порядку. В пять часов утра монахиня Досифея (эконом монастыря или по-мирскому завхоз, самая пожилая из сестер. Ей уже за восемьдесят, но глядя на нее, больше шестидесяти пяти никогда не дашь) обходит корпус и звонит в колокольчик. Примерно в такой же, какими дают звонок на первый и последний школьные уроки. Видимо, не случайно. Сама матушка Досифея, еще в девичестве покинувшая мир и прожившая в монастырях более пятидесяти лет, считает: монастырь - это школа. Школа духовной жизни. Начинающийся день - урок, на котором необходимо вести себя достойно. Кто знает, не последний ли?!
Этот важнейший урок начинается с молитвенного правила, которое длится в воскресный и праздничные дни два часа - до начала Божественной Литургии; в будний день, особенно в Великом посту - значительно дольше.
В одиннадцать-двенадцать часов дня - первая трапеза. И начинается она с пения "Отче наш" и благословения, а также освящения всех кушаний, что на столе. В трапезное время кем-то из матушек читаются "Жития святых". По окончании трапезы насельницы благодарят за хлеб насущный Господа и Пречистую Матерь Его.
Всего в день (пока нет работы на огородах) две трапезы. Мясо и мясопродукты никогда не входят здесь в меню. Из скоромного дозволяется молочное и рыба. Три раза в неделю: в понедельник, среду, пятницу и во все длительные и однодневные посты, установленные правилами Церкви, на столе только пища растительного происхождения, иногда не приправленная даже растительным маслом. В первую и Страстную седмицы Великого поста трапеза для монашествующих только раз в день.
Потом, после трапезы, послушания. Различные. Кто убирает в храме, кто в монастырском корпусе, кто готовит еду, кто перебирает овощи в подвале, кто работает на скотном дворе. Монастырское хозяйство в Зимовеньке немалое. Лошадь, коровы. Здесь требуется усиленное внимание, умение споро работать круглогодично. Огороды, площадью несколько гектаров, отнимают много сил и энергии в весенне-летне-осенний период. Сажают, пропалывают, собирают урожай все насельницы во главе с настоятельницей. Они трудятся в поле с самого утра до позднего вечера. Селяне только руками разводят: "Откуда же у монашек силы берутся?" И то сказать, многим из насельниц за шестьдесят, а то и за семьдесят лет. Но работают они так, что молодые паломники, вызвавшиеся помогать, за матушками не всегда поспевают.
При таком напряженном ритме матушки еще и молитвы не забывают творить. Кроме молитвенного правила в храме у каждой есть еще свое келейное правило. В келиях перед образами теплится лампадка и творится искренняя, теплая молитва. Одна из самых главных и частоповторяемых молитв - Иисусова, а для счета прочитанных молитв и для большей сосредоточенности используются четки. Пальцы передвигают бусинку, а в уме произносится: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную". Монашеская просительная молитва - высокая молитва пред Богом.
Святые Отцы говорят, что монах может вымолить, испросить прощение грехов за несколько поколений родственников. Исстари на Руси род, в котором были монашествующие, считался хорошим. И память о том роде жила в годах-веках. А к самим обитателям монастырей относились еще с большим трепетом и уважением.
Уходя из мирской жизни, насельницы не только меняют свои разноцветные наряды на черную рясу, они дают обеты нестяжания, несобирания земных богатств, послушания. Последнее - самое трудное в этой жизни и под силу только особым, богоизбранным людям.
Потому обычно и приходят сюда молодые и не очень молодые женщины не по своей прихоти, а по благословению опытного в духовной жизни старца или священника-духовника и по зову души. Те же, которые хотят только спрятаться в обители от горя, неурядиц житейских, долго здесь не задерживаются. Монастырское бытие предъявляет к каждой насельнице свои строгие требования. Высокое звание - "невеста Христова" - надо оправдывать ежедневно, ежечасно кротостью, терпеливостью, смирением.
Для отдыха телесного и неги времени здесь нет. Для сна находится в монастыре всего пять-шесть часов в сутки. Причем ночной сон зачастую приходится прерывать, чтобы читать в храме Неусыпаемую Псалтирь.
Каждая насельница по очереди (по два часа) читает Псалтирь. И каждая насельница участвует в крестном ходе, который совершается сразу после вечернего молитвенного правила.
Каждый вечер матушки Воскресенского монастыря берут святые иконы и трижды обходят с ними вокруг Воскресенского храма. Это не простое и не праздное шествие. Иконы, пред которыми молились многие люди и которые стояли вблизи Престола, имеют особую благодать. История знает немало случаев, как в древности в один день прекращались страшные эпидемии в городах, вокруг которых обносили с молитвенным пением иконы. Святые Образа очищают воздух и землю от наших грехов, отпугивают темные силы и призывают внимание Небесных. А матушки в то время воссылают свою неустанную мольбу за обитель, за село Зимовеньку, за белгородскую землю, за всех православных христиан.
Зимовеньковские молитвенницы восполняют наши суетные воздыхания к Богу. Они продолжают молитвенный подвиг благочестивых предков, возлагая своим трудом нужный кирпичик в возрождение Святой Руси.
Вероника ДЖАВАДОВА, "Белгородские епархиальные ведомости, №3, 2003 г.
|