Роман Вершилло
См. персоналии.
К секции Шаргунова относится "карловчанин" Роман Вершилло. Он занимает официальную позицию - пресс-секретарь
в комитете "За нравственное возрождение Отечества". вместе с Шаргуновым организует действия против
свободы слова и творчества. При этом он же яро критикует "сергианство" Московской Патриархии, к которой
принадлежит Шаргунов. В совсем уже микроскопичем масштабе повторяется и без того некрупная полемика начала Хх
столетия в среде русской православной эмиграции. Тогда еп. Серафим Соболев обвинял митр. Антония Храповицкого
в ереси, теперь Вершилло обвиняет в том же профессора МП А.И.Осипова.
Уровень богословских рассуждений ниже всякой критике с обоих сторон, отличаясь абсолютным отсутствием интереса
к непосредственному общению с оппонентом. Это не полемика, а сочинение инквизиционных актов. Простой как редиска
буквализм: "Учение о первородном грехе, как и все православное вероучение, изложено в Священном Писании"
(www.moral.ru/Osipov.htm).
Господствует абсолютный эгоизм: свои метафоры и перетолкования принимаются за объективную реальность, чужие
- за бред воспаленного мозга. Спор Соболева и Храповицкого (Вершилло и Осипова) является не спором, а соседством
двух монологов. "Православие" при этом оказывается эхом католических и протестантских дискуссий: Вершилло
представляет схоластику в самом карикатурном виде, Храповицкий и Осипов вызывают более симпатии, ибо они хотя
бы чувствуют, что о человеке нельзя рассуждать на птичьем языке схоластики, они видят, что "страдание",
"радость", "труд" обладают не тем содержанием, которое им придавали средневековые богословы
и уж подавно не тем, какое приписывают всевозможные стилизаторы православия этим средневековым богословам. Что
люди виноваты перед Богом доказывается муками женщин при родах. Интересно, а люди, которые едят хлеб, не зарабатывая
его в поте лица, да и вообще не возделывают землю, опровергают учение о вине Адама? Главный авторитет - Феофан
Полтавский.
Если отвлечься от теологического жаргона, приобретающего у Вершилло окончательно невнятный характер, то спор
идет о том, будет ли кто-то мучаться в аду вечно, и имеет ли ценность жизнь человека на земле или она - лишь
наказание за грехопадение. Для Храповицкого страдания человека не только наказание, они имеют и положительный
смысл. Труд - это еще и творчество, а не просто каторга. Кто такой Бог - судья или любящий человека Создатель?
Что такое обряд - зерно, посеянное в душу (это "модернизм"), или магический акт, осуществляющий спасение
автоматически?
Намеки на оккультизм Осипова и каббалистику у него. Из учения о неонтологически зла Вершилло выводит, что Бог
не мог победить грех - греха ведь нет. Бог не побеждает или исцеляет, а искупает грех. Сугубо средневековая
манера быстренько "логически выводить" из заявлений противника его атеизм: Осипов-де отрицает "бытие
Божие", раз отрицает в грехе объективную сторон.
Смерть делится на естественную и противоестественную - т.е., и без грехопадения люди бы умирали, коли не благодать
Божия. А так они умирают еще и особой смертью - от отсутствия благодати. Но христиане умирают не от этого. "Непорочной"
смертью умирают все, а смертью порочной - только грешники.
Русская Православная Церковь Заграницей
Родился в Москве в 1963 г.
Редактор самиздатских изданий: "Амвон" (1989 г.), "Пчела" (1990), "Прямой путь"
(1990-1992).
пресс-секретарь общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества» |