ЛЕБЕДЕВ Алексей Сергеевич
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библия.
- Библеисты.
ЛЕБЕДЕВ Алексей Сергеевич, прот. (1852-1912), рус. правосл. церк. писатель,
библеист, педагог. Сын священника Владимирской губ.; окончил СПб.ДА (1876). Оставленный
для подготовки к преподаванию, Л. подал прошение об утверждении за ним нового
курса, в к-ром догматика будет излагаться по Свящ.Писанию ВЗ. Прошение было удовлетворено.
Позднее Л. преподавал богословие в Смольном ин-те и Военно-Медицинской академии.
Л. считал, что назрела потребность в создании системы правосл. библ. богословия
и первым приступил к этой работе. Вышла только одна часть задуманного им труда:
«Ветхозаветное учение во времена патриархов» (СПб., 1886), к-рая стала его магистерской
диссертацией. Во введении он дал краткую характеристику и историю библ. богословия,
а за основу изложения принял схему, заимствованную из трудов митр.Макария (Булгакова)
и архиеп.*Филарета (Гумилевского). Эта схема делит сумму вероучения на 4 раздела:
1) учение о Боге как таковом; 2) учение о Боге в Его отношении к миру; 3) учение
о Боге-Спасителе и Его отношении к человеку; 4) *эсхатология. Исагогич. проблем
Л. не касался. «Защита подлинности Пятикнижия Моисеева, — писал он, — не входит
в предмет нашего исследования. Мы признаем подлинность Пятикнижия как достоверный
факт». Система вероучения времен *патриархов построена в работе Л. на толковании
св.отцов и авторов 18-19 вв. В ней содержится экзегеза всех мест *Пятикнижия (по
евр. тексту), к-рые касаются вероучит. истин домоисеевой религии. Несмотря на
устарелость ряда положений автора, монография сохраняет ценность как богатый свод
материалов по библ. богословию.
u Общие и частные черты формального различия между учением Иисуса Христа в
Его собственных устах и между учением Его же в устах апостолов, при тождестве
Христова и Апостольского догматич. учения, ХЧ, 1875, № 2; Учение Иисуса Христа
о Боге, Творце и Промыслителе мира (против Баура и ново-тюбингенской школы), там
же, 1875, № 3; Учение о Боге: как Спасителе человека, как его Освятителе, как
Судии и Мздовоздаятеле в устах Иисуса Христа и Его апостолов (Против Баура и отрицат.
критики), там же, 1875, № 5.
l С а д о в А., Прот. А.С.Л., ЦВ, 1913, № 2.
|