АБЕЛЯР
О "Категориях" Аристотеля. - История
моих бедствий. - Пролог к "Да и нет".
анализ учения А. об универсалиях, Суини;
общий очерк Реале;
Неретина;
См. историю
философии. 12 век.
Поэма Поупа об. А., 1717.
Федотов Г.П. Абеляр. Петербург, 1924. 157 с.
Charrier, Charlotte. Héloïse dans l'histoire et dans la légende. Paris, Champion, 1934. In-8°, 690 pages, 39 planches (Bibliothèque de la Revue de littérature comparée, 102.) Библиография из 618 статей.
http://www.pierre-abelard.com
Кротов.
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
АБЕЛЯР (Abelard, Abailard) Пьер (1079-1142), франц. философ,
католич. богослов. Род. в семье небогатого рыцаря, отличавшейся
высоким благочестием (отец и мать позднее приняли постриг). Отказавшись
от прав на наследство, А. стал свободным философом. Учился в Париже.
После этого основал собственную школу. Как преподаватель философии
и теологии получил широкую известность. Трагич. события личной жизни
побудили А. уйти в м-рь св. Дионисия. Богословские соч. А. вооружили
против него влиятельных церк. лиц. Его книги были осуждены на соборах
в Суассоне (1121), Сансе (1140), а также рескриптом папы Иннокентия
II. Остаток дней А. провел в монастыре.
Экзегетич. взгляды А. выражены им гл. обр. в трудах «Да и нет»
(«Sic et non»), «Послание к Римлянам» («Commentariorum super sancti
Pauli Epistolam ad Romanos libri quingue») и в письмах. Он пытался
вернуться к принципам *святоотеческой экзегезы, преодолевая ср.-век.
*фидеизм. Греческих отцов Церкви А., однако, знал мало, но зато
хорошо изучил латинских и особое предпочтение отдавал блж. *Августину
и блж. *Иерониму. Не ставя под сомнение святость и *боговдохновенность
Свящ. Писания, опираясь при этом на свв. отцов, А. отмечал наличие
разночтений в рукописях и погрешностей в переводах. Тем самым он
утверждал необходимость *текстуальной критики библейской. По его
мнению, при формировании текста Свящ. Писания действуют: 1) Божественное
вдохновение, 2) свящ. писатель как человек со свойственными ему
особенностями и 3) условия, в каких свящ. текст записывался, сохранялся
и передавался. Третьим фактором он и объяснял наличие в Библии неточностей
и ошибок. Напр., он приводил замечание блж. Иеронима о том, что
ссылка на Иеремию в Мф 27:9 на самом деле имеет в виду Зах 11:12-13.
Призывая, однако, к осторожности, А. писал: «Нельзя говорить: "автор
этой книги не придерживался истины", — надо признать, что или рукопись
ошибочна, или толкователь ошибся, или ты сам не понимаешь». А. подчеркивал,
что святоотеч. экзегеза неоднородна и свв. отцы часто высказывали
различные мнения по одному и тому же вопросу. В кн. «Да и нет» он
собрал более 1800 противоречивых высказываний свв. отцов о Библии.
Подобные взгляды А. вызывали активный проест, к-рый в значит. мере
был оправдан тем, что А. не развил своих идей до конца и не сумел
показать, как можно сочетать подход к Слову Божьему на основе веры
с науч. критикой текста. Несмотря на осуждение соч. А., они получили
широкое распространение. С одной стороны, А. стал предтечей *рационализма
в библеистике, с другой — проложил дорогу для классич. схоластики
(Фомы Аквината и др.), к-рая более удовлетворительно (хотя только
в принципе) решила вопрос о соотношении веры и науч. исследования.
u M i g n e. PL, t.178; Ouvrages in№dits, №d. par V.Cousin, P.,
1836; Opera..., №d. par V.Cousin, v.1-2, P., 1849-59; Opera omnia,
P., 1855; в рус. пер.: История моих бедствий, М., 1959 (в приложении
даны пер. писем А., отрывков из его трудов, в частн., вступление
к «Да и нет»); Теологические трактаты, М., 1995.
l Свящ. А р с е н ь е в И.В., От Карла Великого до Реформации:
т.1-2, М., 1909-10; Г а у с р а т А., Ср.-век. реформаторы, пер.
с нем., СПб., 1900, т.1; Ф е д о т о в Г.П., А., Пг., 1924; ODCC,
p.3-4; RGG, Bd.1, S.4.
|