М.Зенкевич
В родине впервые приоткрывается лицо России. И теперь мучительно
думать, как родные поля топчутся немецкой ратью, как родина отторгается
от России, становясь иноземной страной, "заграницей", разрывая
с кровью то, что в душе слитно и неразрывно.
На чужбине мы начинаем любить и раздражавшее прежде, казавшееся
безвольным и бессмысленным начало народной стихии.
Среди формальной строгости европейского быта не хватало нам привычной
простоты и доброты, удивительной мягкости и легкости человеческих
отношений, которые возможны только в России. Здесь чужие в минутной
встрече могут почувствовать себя близкими, здесь нет чужих, где
каждый друг другу "дядя", "брат" или "отец". Родовые начала славянского
быта глубоко срослись с христианской культурой сердца в земле,
которую "всю исходил Христос", и в этой светлой человечности отношений,
которую мы можем противопоставить рыцарской "куртуазности" Запада,
наши величайшие люди сродни последнему мужику "темной" деревни.
Пусть ныне замутилась ненавистью эта человечность - мы знаем:
страсть отбушует и лицо народа просветлеет, отражая "нерукотворный
Лик".
Еще недавно мы верили, что Россия страшно бедна культурно, какое-то
дикое, девственное поле. Нужно было, чтобы Толстой и Достоевский
сделались учителями человечества, чтобы алчные до экзотических
впечатлений пилигримы потянулись с Запада изучать русскую красоту,
быт, древность, музыку, и лишь тогда мы огляделись вокруг нас.
И что же? Россия - не нищая, а насыщенная тысячелетней культурой
страна - предстала взорам. Если бы сейчас она погибла безвозвратно,
она уже врезала свой след в историю мира - великая среди великих
- не обещание, а зрелый плод. Попробуем ее осмыслить - и насколько
беднее станет без нее культурное человечество.
Именно более глубокое погружение в источники западной культуры
открыло для всех - еще не видевших - великолепную красоту русской
культуры. Возвращаясь из Рима, мы впервые с дрожью восторга всматривались
в колонны Казанского собора, средневековая Италия делала понятной
Москву. Совсем недавно, после первой революции нашей, совершилось
это чудо: воскрешение русской красоты, не сусальной, славянофильской,
провинциальной, ад строгой, вселенской и вечной. Мы не успели
пересчитать наши церкви-музеи, описать старые города-сокровища,
не успели собрать нашу живопись. Но сколько открытий уже сделано.
Мы знаем, что в темной, презираемой иконе таилось живописное искусство
дух захватывающей мощи. Война прервала в самом начале работу изучения.
Мы к ней вернемся. Если Россия пала навеки -мы не верим в это,
- тогда мы будем с лопатой в руках рыться в могилах, как на священной
почве Греции, чтобы спасти для мира останки божественной красоты.
Культура творится в исторической жизни народа. Не может убогий,
провинциальный исторический процесс создать высокой культуры.
Надо понять, что позади нас не история города Глупова, а трагическая
история великой страны, ущербленная, изувеченная, но все же великая
история. Эту историю предстоит написать заново.
Тяжелый социальный процесс слишком исключительно занял внимание
наших историков, затенив его глубокое духовное содержание.
Лицо России не может открыться в одном поколении, современном
нам. Оно в живой связи всех отживших родов, как музыкальная мелодия
в чередовании умирающих звуков. Падение, оскудение одной эпохи
- пусть нашей эпохи - только гримаса, на мгновение исказившая
прекрасное лицо, если будущее сомкнется с прошлым в живую цепь.
Как ответим мы на вопрос: где лицо России?
Оно в золотых колосьях ее нив, в печальной глубине лесов.
Оно в кроткой мудрости души народной.
Оно в звуках Глинки и Римского-Корсакова, в поэмах Пушкина, в
эпопеях Толстого.
В сияющей Новгородской иконе, в синих главах Угличских церквей.
В "Слове о Полку Игореве" и в "Житии протопопа Аввакума".
Оно в природной языческой мудрости славянской песни, сказки и
обряда.
В пышном блеске Киева, в буйных подвигах дружинных витязей, "боронивших
Русь от поганых".
В труде и поте великоросса, поднимавшего лесную целину и вынесшего
на своих плечах тягло государево.
В воле Великого Новгорода и художественном подвиге его.
В одиноком трудовом послушании и умной молитве отшельника-пахаря,
пролагавшего в густой чаще пути для христианской цивилизации.
В дикой воле казачества, раздвинувшего межи для крестьянской
сохи до Тихого Океана.
В гении Петра и нечеловеческом труде его, со всей семьей орлов
XVIII века создавших из царства Московского державу Российскую.
В молчаливом и смиренном героизме русского солдата-мученика,
убелившего своими костями Европу и Азию ради прихоти своих владык,
но и ради цельности и силы родной земли.
Оно в бесчисленных мучениках, павших за свободу, от Радищева
и декабристов, до безымянных святых могил 23 марта 1917 года.
Оно везде вокруг нас, в настоящем и прошлом - скажем твердо:
и в будущем.
В годину величайших всенародных унижений мы созерцаем образ нетленной
красоты и древней славы: лицо России.
Пусть для других звучат насмешкой слова о ее славе. Пусть озлобленные
и маловеры ругаются над Россией как над страной без будущего,
без чести и самосознания. Мы знаем, мы помним. Она была. Великая
Россия. И она будет.
Но народ, в ужасных и непонятных ему страданиях, потерял память
о России - о самом себе. Сейчас она живет в нас, в немногих. В
нас должно совершиться рождение будущей великой России.
Всякое рождение есть дело эроса. Вот почему мы призываем с напряженным
восторгом вглядываться в лицо России и запечатлевать ее черты.
Поведать всем забывшим о ее славе. Влить бодрость в малодушных,
память в непомнящих, свет в темных.
Но всякое рождение есть воплощение. Как путь от духа к материи,
это процесс мучительный. Мы должны облечь плотью великую душу
России.
Плоть России есть та хозяйственно-политическая ткань, вне которой
нет бытия народного, нет и русской культуры. Плоть России есть
государство русское.
Государство русское, всегда пугавшее нас своей жестокой тяжестью,
ныне не существует. Мы помогли разбить его своею ненавистью или
равнодушием. Тяжко будет искупление этой вины.
До сих пор мы все - и материалисты среди нас - работали над тем,
чтобы одухотворить косное тело: свободой, культурой, справедливостью.
Мы требовали от России самоотречения, возлагали на нее вериги
и власяницу. И Россия мертва. Искупая грех аскетизма, мы должны
отбросить брезгливость к телу, к материально-государственному
процессу. Мы будем заново строить это тело до последней его клетки.
Нет царя, нет власти, которой мы могли бы кинуть эту обузу национальной
политики, оставив себе святость интернационалистического миросозерцания.
Нам придется сочетать национальное с общечеловеческим. Мир нуждается
в России. Сказать ли? Мир, может быть, не в состоянии жить без
России. Ее спасение есть дело всемирной культуры.
Едва ли многие отдают себе в настоящее время отчет, к чему нас
обязывает эта задача. От многого придется отказаться, ко многому
приучиться.
Совлечь с себя ветхого человека, начать возрождение России с
себя самих. Найти в себе силы делать все, чего потребует от нас
спасение России, как бы тяжко это ни было старой, монашеской совести.
Но от падения в омут грязи и крови, от омертвения в языческом
мире интересов и страстей будет спасать нас всегда хранимое, всегда
любимое - небесная путеводительница - лицо России.
………………………………………………
Мысли по поводу Брестского мира
ТЕПЕРЬ, когда мысль упорно ищет все самые отдаленные корни событий,
приведших к гибели Россию, пусть не покажется надуманным предлагаемое
сближение: славянская Библия - и Брестский мир. Связь с прошлым
бесконечно глубже, чем она мнится нашим современникам. Разрывая
с отцами и верой отцов, чаще всего лишь по-новому утверждают эту
веру.
Мы все еще недооцениваем силы духа, творящего историю. Слово
облекается плотью, и самые коренные материальные изменения в быте
и в мире могут являться отражениями "словесных" бурь или медленных
раскрытии "слова". Иногда все "слово" данной культуры вмещается
в одной книге. Есть культуры одной книги. Христианское средневековье
исходит из Библии и ею почти исчерпывается. Отсюда огромное значение
"Евангелия в истории" именно как книги, как литературного факта.
В настоящих беглых строчках да будет мне позволено остановить
внимание на тех культурно-исторических последствиях, которые имел
или хотя бы мог иметь (мы осуждены здесь на гадания) литературный
факт, зачинающий историю русской культуры: перевод греческой Библии
на славянский язык.
Мы привыкли видеть в этом факте исключительное счастье, редкий
дар судьбы народу русскому. В то время как Запад внимал без разумения
словам латинских молитв, и целые столетия не умел закрепить на
пергаменте материнскую речь, наша литература своим рождением едва
ли не упредила образование Киевского государства. С тех по1 вот
уже целые тысячелетия растет и крепнет русский язык в живо" взаимодействии
народно-русской и книжно-славянской речи. Мы богаче других народов
оттенками для выражения тона речи. Нам доступна полная гамма звуков,
от "подлых" до "высоких", еще Ломоносову открывших заложенные
в нашем языке возможности "штиле Поднимаясь от литературы к религиозной
жизни, как не радоваться тому, что между словом Христа и душою
народа никогда не стояло внешней преграды чужого языка, что христианизация
Руси была глубже и полнее любой католической страны? Все это так.
И казалось бы, мы должны сделать еще одно отрадное наблюдение:
если книжная культура слагается на языке, доступном для народа,
не может быть глубокого отрыва интеллигенции от народа, национальная
жизнь должна быть цельной и органичной.
Жизнь зло смеется над этим заключением и заставляет пересмотреть
его посылки. Надо отдать себе отчет в том, какою ценою мы заплатили
за славянское слово.
Западное христианство - и не одно германское или кельтское, но
и романское - оказалось обладателем сокровища, ключ к которому
был запрятан глубоко в преданиях светской античной образованности.
Может быть, Библия есть единственная "книга". Но чтобы понять
ее, нужно трудом и терпением преодолеть целые библиотеки книг.
"Тривий" и "квадривий" - энциклопедия филологических и естественных
знаний - были пропедевтикой к царице наук - теологии. Но, раз
овладев этим ключом- не только к Библии, но ко всей великой греко-римской
цивилизации, - трудно было уберечься от обаяния ее мудрости и
красоты.
Монастырские библиотеки хранят и множат томы Вергилия, Овидия,
Горация. Несмотря на предостерегающие голоса ревнителей, "языческая"
красота и истина освящалась латинским словом. Ибо латынь - священна,
это язык Божий.
В сущности, в этом факте дана неизбежность "Возрождения" классической
древности, по отношению к которой средневековье было только односторонним
ее переживанием.
И мы могли бы читать Гомера при Ярославичах, переписывать в суздальских
лесах Софокла и Платона... Сперва повторять ученическими устами
мудрые слова, потом, окрепнув, дерзнуть на творчество- на собственную
мысль. Творчеством не скудна, конечно, Русь, но ее мысль- научно-философская
мысль- спала веками, проспала Возрождение и очнулась так поздно,
что между ее вещими, но смутными мечтами и наукой Запада выросла
пропасть.
А между тем мы были ближе к источнику живой воды. Эллада ведь
Учительница Рима, а эллинизмом запечатлено наше христианское рождение.
Наше невыполненное призвание было- воскресить, когда исполнятся
сроки, уснувших богов Греции и, просветляя их новой верой, начать
воистину великолепный путь новой культуры.
Но, начавши с перевода нашу историю, мы сочли для себя излишним
"эллинское суемудрие" и за то обречены были снова сделаться переводчиками
при Петре, чтобы до сих пор пробавляться переводной немецкой дешевкой
- при живом сознании и бес-. спорной наличности собственных творческих
сил.
Итак, славянская речь, т.е. разрыв со вселенской мыслью, объясняет,
так сказать, абсолютную нищету нашу. Но почему же она не искуплена
демократическим равенством в культуре и как пришли мы к полному
разрыву с народом?
Нужно сказать, что духовное народничество, т.е. тяга к уравнительному
распределению духовных благ, несомненно, связано со всем обликом
нашей интеллигенции, которая сменила в деле учительства православного,
не греко-кафолического, а славяно-российского священника. У нас
не могло развиться гордого сознания латинян, что истина любит
прикровенность, что кощунственно разоблачать мистерии, ибо не
подобает бросать святыню псам. Но, сея слово повсюду-при дороге
и на камне, - мы не растили, не копили его, не умножали таланта.
Только бы передать детям во всей чистоте "веру отеческую". Зато,
когда пришла пора и мы уже ужаснулись своей скудости, то, потерявши
голову, принялись грабить нужное и ненужное чужое добро, в зрелом
возрасте сели учиться азам и с того рокового дня с каждым поколением
выбрасываем, как ветошь, старое достояние, хотим переучиваться
всему сначала, чувствуя себя голым Адамом в раю. Мог ли народ
угнаться за нами в наших причудливых скитаниях, и не ясно ли,
что мы должны были потерять его из виду? - Отсюда Брест.
Теперь мы догадываемся, что надо иметь что-нибудь, чтобы давать
другим, что творчество предшествует просвещению и академия школе.
Что, преследуя чистые ценности культуры, мы в конце концов скорее
приобщили бы к ней народ, чем начиная со служения народу.
Жалеть ли? Жалеть ли об извилистых и скорбных путях, которыми
мы шли, завидовать ли мудрым латинянам, которые "из нужды сделали
свою добродетель"?
Не станем. Это запрещает уважение к року, amor fati.
Россия стояла на распутье. И некто спросил у нее: хочешь владеть
словом и быть землей Христа- или владеть знанием быть государством?
Она сделала свой выбор.