О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ
К оглавлению
Беседа 16
Его же. Об "осенении".
1. Хотя раньше мы уже говорили об этом в другом
месте, когда представился подходящий случай, не будет утомительным
для нас осветить эту тему дополнительно.
2. Осенение есть имя, указывающее на помощь и заступничество, а
также на получение небесного дара; например: Дух Святой сойдет
и сила Всевышнего осенит Тебя.1
Другой <вид осенения имеется в виду> в <словах> Десница
Твоя, Господи, осенит меня,2
что является просьбой о помощи; так же, как Я осеню этот город
и избавлю его.3
3. Итак, мы понимаем, что есть два вида действия в осенении, которое
приходит к людям от Бога: одно - таинственно и умственно, другое
- действенно. Первое есть освящение, принимаемое посредством божественной
благодати; то есть, когда, по действию Духа Святого, освящается
человек телом и душой, как было с Елисаветой, Иоанном <Крестителем>
и блаженной Марией, благословенной между женами - хотя последнее
не сравнимо с другими <видами освящения> и выше <того, что
дается> чину тварных <существ>.
4. Но обратимся к частичному <осенению>, которое случается с
прочими святыми, словно с членами тела.
5. Таинственный вид осенения, который происходит с некоторыми святыми,
есть действенный вид, осеняющий ум; и когда этого осенения удостаивается
человек, ум бывает охвачен изумлением и расширен неким божественным
откровением. Пока это действие осеняет ум, человек поднят над движением
душевных помыслов благодаря причастию Духа Святого. Это то, о чем
говорит Апостол Ефесянам в форме молитвы; ибо он хотел научить их
этой тайне, когда говорил: Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа,
Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
и просветил очи сердца вашего.4
А для чего это? Дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания
Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно
величие могущества Его в нас, верующих.5
6. Это один таинственный вид осенения. Когда эта сила осеняет человека,
удостаивается он славы нового века через откровение - и это удел,
выпавший на долю святых света, о которых говорил блаженный
Павел;6
его удостаиваются те, что получили освящение ума от Духа благодаря
их святому и добродетельному образу жизни.
7. Другой вид осенения есть тот, который узнается через действие:
это умственная сила, защищающая человека и носящаяся над ним7
постоянно и отгоняющая от него все вредоносное, что может приблизиться
к его телу или душе. Невидимо ощущается она умом, который озарен
и обладает знанием8
посредством ока веры. На опыте познают его святые, как написано:
Ангелы Господни ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их,9
и Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.10
1
Лк.1:35. ^
|
2
Пс.137:7 (Пешитта). ^
|
3
4 Цар.19:34 (Пешитта). ^
|
4
Еф.1:17-18. ^
|
5
Еф.1:18-19. ^
|
6
Ср. Кол.1:2. ^
|
7
Употреблен тот же глагол, что в Быт.1:2 ("и Дух Божий носился
над водою"). ^
|
8
Или "является знающим". ^
|
9
Пс.33:8. ^
|
10
Пс.33:20. ^
|
|