О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ
К оглавлению
Беседа 2
Того же блаженного мар Исаака. Что есть признак
появления1
лучей разумения в душе.2
1. Появление3
различных <признаков> разумения <состоит> в непрестанном восхвалении4
Бога разумными <существами>. То же <относится> и к тварности
души, столь чудесной по естеству своему: не для чего иного сотворена
она благим Создателем своим, кроме как для того, чтобы наслаждаться
познанием божественной славы, наподобие того, как невидимые силы,5
сродники души, пребывают в постоянном наслаждении славой этого преславного
Бытия.
2. Итак, душа, которая постоянно занята восхвалением Бога,6
пребывает в тварности естества своего.7
По этой причине и привел Он тварь в бытие, а именно - для того,
чтобы она познавала Его и восхваляла Его, и чтобы благодаря этому
возвышалась она до наслаждения вечной славой Того, Кто неописуем
для всех и непостижим. Ибо слава божественного Естества через постоянное
собеседование хвалы Богу открывается душе.
3. Также и тварь многоразличная мира сего с той же целью пришла
в бытие, а именно - чтобы славу Божию познавал разум словесных <существ>,
а не только ради того, чтобы ели, или пили, или вступали в брак,
хотя многие невежды и воображают, что это так.
4. Ибо Бог мог создать всех людей, которые в мире, таким же образом,
каким <Он создал> умные естества,8
без того, чтобы они происходили один от другого,9
но чтобы, подобно тем <естествам>, не нуждались они в пользовании
стихиями для возрастания своего. И ясно, что цель этого творения
- не в том, чтобы <люди> были оставлены в таком же состоянии10
навечно, как некоторые <думают>, ибо окончится все, что считается
приятным и достославным в мире сем, и даст Бог людям другие формы
бытия,11
благодаря чему откроется мирам цель, с которой прежде восхотел Он
вести творение в этой форме бытия. <А цель заключается не в том>,
чтобы оставить <человека> на животном уровне;12
ибо вот, многие даже здесь отвергают земные наслаждения.13
Напротив, всемудрый Бог прежде всего поместил эту видимую тварь
<в мире сем>, дабы через видимое люди и другие словесные <существа>
начали приближаться к познанию этого славного Естества.
5. Ибо не следует тому, кто передает знание ученикам, с самого начала
подводить их к совершенному знанию <предмета>, не научив их прежде
как следует буквам алфавита и чтению по складам.14
Также очень плохо,15
когда высокое предлагается прежде, чем проработано низкое.16
Опять же, если кто хочет пригласить много <людей> на обед, прежде
всего выносит он на обозрение просто приготовленные блюда17
и менее драгоценную посуду,18
а потом постепенно <выносит> то, что и выглядит великолепно и
приготовлено чудесно.
6. Таким же образом Бог, Господь всех, явил силу премудрости Своей
и любви Своей в содержимом этого видимого мира, который, если можно
так сказать, неописуемо более низок, чем те <блага>, что будут
явлены впоследствии. Ибо напоследок оставил Он достославное блаженство
и восхитительное зрение того изумительного мира, которому уготовано
величием силы Его и обилием любви Его прийти в бытие.19
7. Таким же образом, как сказал я выше в этой Беседе, когда душа
движима к наслаждению славы благодаря постоянному собеседованию
с Ним и счастлива она пребывать в нем20
непрестанно, познает она, по благодати Духа Святого, то, во что
в конце концов будет облечена. <Это дается ей> здесь словно в
залог, насколько позволяет ограниченность человеческого естества,
и удостаивается она образа жизни истинной свободы, как бы предвкушая
ее здесь.21
1
Или "откровения". ^
|
2
Нумерация абзацев в этой Беседе принадлежит нам, однако соответствует
делению текста в рукописи. ^
|
3
Или "проявление". ^
|
4
Букв. "непрестанности восхваления". ^
|
5
Т.е. ангелы. ^
|
6
Букв. "хвалами божественными". ^
|
7
Т.е. в своем естественном тварном состоянии. ^
|
8
Букв. "естества, <наделенные> знанием", т.е. ангелов. ^
|
9
Букв. "следовали один за другим". ^
|
10
Букв. "с теми же <вещами>". ^
|
11
Букв. "и в других формах (образах) бытия устроит Бог людей". ^
|
12
Букв. "почтить чин животных". ^
|
13
Букв. "отвергают эти вещи". ^
|
14
Букв. "буквам и слогам". Ср. Евагрий. Гностик 25. ^
|
15
Букв. "весьма ненавистно". ^
|
16
Букв. "когда высокие (вещи) предлагаются прежде служения низких". ^
|
17
Букв. "низкие приготовления". ^
|
18
Букв. "меньшие сосуды для использования". ^
|
19
Или "быть явленным", "открыться". ^
|
20
Т.е. в собеседовании. ^
|
21
Букв. "вкушая ее здесь, словно в залоге". ^
|
|