Мишель Монтень
ОПЫТЫ
Нумерация страниц указана по изданию: Москва: Рипол-Классик,
1997. (Первый и второй тома в этом издании объединены в одну книгу.
Номер страницы предшествует тексту на ней.
К оглавлению
КНИГА ПЕРВАЯ
Глава XVI
О НАКАЗАНИИ ЗА ТРУСОСТЬ
Я слышал как-то от одного принца и весьма крупного полководца,
что нельзя осуждать на смерть солдата за малодушие; это мнение было высказано
им за столом, после того как ему рассказали о суде над господином де Вервеном,
приговоренным к смерти за сдачу Булони [1].
И в самом деле, я нахожу вполне правильным, что проводят отчетливую
границу между поступками, про
- 85 -
истекающими от нашей слабости, и теми, которые порождены
злонамеренностью. Совершая последние, мы сознательно восстаем против
велений нашего разума, запечатленных в нас самою природою, тогда
как, совершая первые, мы имели бы основание, думается мне, сослаться
на ту же природу, которая создала нас столь немощными и несовершенными;
вот почему весьма многие полагают, что нам можно вменять в вину
только содеянное нами вопреки совести. На этом и основано в известной
мере как мнение тех, кто осуждает смертную
казнь для еретиков и неверующих, так и правило, согласно которому
адвокат и судья не могут привлекаться к ответственности за промахи,
допущенные по неведению при отправлении ими должности.
Что касается трусости, то, как известно, наиболее распространенный
способ ее наказания - это всеобщее презрение и поношение. Считают, что подобное
наказание ввел впервые в употребление законодатель Харонд [2] и что до него
всякого бежавшего с поля сражения греческие законы карали смертью; он же приказал
вместо этого выставлять таких беглецов на три дня в женском платье на городской
площади, надеясь, что это может послужить им на пользу и что бесчестие возвратит
им мужество. Suffundere malis hominis sanguinem quam effundere. {Предпочитай,
чтобы у человека кровь приливала к щекам, чем чтобы она была им пролита [3]
(лат).} Римские законы, по крайней мере в древнейшее время, также карали бежавших
с поля сражения смертной казнью. Так, Аммиан Марцеллин рассказывает, что десять
солдат, повернувшихся спиной к неприятелю во время нападения римлян на войско
парфян, были лишены императором Юлианом военного звания и затем преданы смерти
в соответствии с древним законом [4]. Впрочем, в другой раз за такой же проступок
он наказал виновных лишь тем, что поместил их среди пленных в обозе. Хотя
римский народ и подверг суровой каре солдат, бежавших после битвы при Каннах,
а также тех, кто во время той же войны был с Гнеем Фульвием при его поражении,
тем не менее, в этом случае дело не дошло до наказания смертью.
- 86 -
Есть, однако, основание опасаться, что позор не только
повергает в отчаянье тех, кто наказан подобным образом, и не только
доводит их до полнейшего равнодушия, но и превращает порой во врагов.
Во времена наших отцов господин де Франже, некогда заместитель
главнокомандующего в войсках маршала Шатильона, назначенный маршалом де Шабанном
на пост губернатора Фуэнтарабии вместо господина дю Люда и сдавший этот город
испанцем, был приговорен к лишению дворянского звания, и как он сам, так и
его потомство были объявлены простолюдинами, причислены к податному сословию
и лишены права носить оружие. Этот суровый приговор был исполнен над ними
в Лионе. В дальнейшем такому же наказанию были подвергнуты все дворяне, которые
находились в городе Гизе, когда туда вступил граф Нассауский; с той поры то
же претерпели и некоторые другие.
Как бы там ни было, всякий раз, когда мы наблюдаем столь грубые
и явные, превосходящие всякую меру невежество или трусость, мы вправе прийти
к заключению, что тут достаточно доказательств преступного умысла и злой воли,
и наказывать их так таковые.
Далее
К оглавлению
Ср. комм. Як.Кротова
|