РАССУЖДЕНИЯ О ФРАНЦИИ
По изданию: Местр Ж. де. Рассуждения
о Франции
Пер. с фр.Г.А.Абрамова, Т.В.Шмачкова.
М.: РОССПЭН, 1997. Страницы этого издания указаны в скобках.
К оглавлению
Глава шестая
О божественном влиянии в политических конституциях(1)
(стр.81 >)Человек может изменить все в
области своей деятельности, но он не создает ничего: таков его
закон как в материальном, так и в моральном смысле.
Человек может, без сомнения, посадить саженец,
вырастить дерево, улучшить его с помощью прививки и подстригать
его сотнями способов; но никогда он не вообразит себе, что обладает
властью создать дерево.
Как же он вообразил себе, что обладает властью
создать конституцию? не благодаря ли опыту? Давайте же посмотрим,
чему он нас учит.
Все свободные конституции, известные во вселенной,
образовались двумя способами. Иногда они, если можно так выразиться,
незаметно, благодаря соединению множества обстоятельств, которые
мы называем случайными, пускали ростки; а иногда у них имеется
единственный творец, который появляется как чудо природы и заставляет
повиноваться себе.
Вот с помощью каких признаков, при указанных двух
предположениях, Бог предупреждает нас о нашей слабости и о праве,
которое он оставляет за собой в образовании правлений.
1. Никакая конституция не следует из обсуждения;
права народов никогда не бывают писаными, или, по крайней мере,
писаные учредительные акты или (стр.82 >) основные законы
всегда суть лишь документы, объявляющие о предшествующих правах,
о которых можно сказать лишь то, что они существуют потому, что
они существуют(2).
2. Поскольку Бог не счел своевременным употребить
в этом деле сверхъестественные средства, он по крайней мере ограничивает
человеческие деяния с тем, чтобы при образовании конституций обстоятельства
были всем, а люди являлись только обстоятельствами. Довольно часто
получается даже так, что стремясь к определенной цели, они достигают
другой цели, как это мы видели в английской конституции.
3. Права народа в собственном смысле довольно
часто вытекают из пожалований Суверенов, и в этом случае их можно
обосновать(3) исторически;
но у прав суверена и аристократии, по крайней мере основных, учредительных
и коренных, если позволительно так выразиться, прав, нет
ни даты, ни творцов.
4. Даже пожалованиям Суверена всегда предшествовало
состояние вещей, которое делало их необходимыми и которое от него
не зависело.
5, Хотя писаные законы всегда являются лишь объявлениями
предыдущих прав, надобно, однако, многое для того, чтобы все,
что может быть записано, становилось таковым; и всегда в каждой
конституции есть даже нечто такое, что не может быть (стр.83 >)
записано(4) и
что необходимо оставить в темной и почитаемой неясности под страхом
свержения Государства.
6. Чем более пишется, тем более учреждение оказывается
слабым; причина этого ясна. Законы являются лишь заявлениями о
правах, а права заявляются лишь тогда, когда на них наступают;
так что множество писаных конституционных законов свидетельствует
лишь о множестве потрясений и об опасности распада.
Вот почему самым прочным учреждением непросвещенной
античности оказалось учреждение Лакедемонии, где ничего не записали.
7. Ни одна нация не может даровать себе свободу,
если она ее не имеет(5). Когда
она начинает размышлять о себе самой, ее законы созданы. Человеческое
влияние не простирается за пределы развития существующих прав,
которые, однако, недооценивались или оспаривались. Если люди неблагоразумные
преступают эти границы безрассудными реформами, то нация теряет
то, что она имела, не достигая того, чего она (стр.84 >)
желает. Отсюда вытекает необходимость лишь крайне редкого обновления,
всегда проводимого с умеренностью и трепетом.
8. Если Провидение повелело быстрее образовать
политическую конституцию, то появляется человек, наделенный непостижимой
мощью: он говорит и он заставляет себе повиноваться; но эти необыкновенные
люди принадлежат, быть может, миру античному и временам молодости
наций. Как бы там ни было, вот отличительная черта сих законодателей
по преимуществу: это короли или в высшей степени благородные люди.
В данном отношении нет и не может быть никакого исключения. Именно
с этой стороны грешило учреждение Солона, самое непостоянное в
античности(6)
Лучшие дни Афин только сокращались(7), будучи
к тому же прерванными завоеваниями и тираниями; и сам Солон видит
Писистратидов. (стр.85 >)
9(а). Даже
эти законодатели, обладавшие необыкновенной мощью, всегда лишь
собирали ранее существовавшие элементы в обычаях и нравах народов;
но это объединение, это быстрое образование, походящие на создание,
осуществляются лишь во имя Господне. Политика и религия образуют
единый сплав: с трудом отличают законодателя от священнослужителя;
и эти политические учреждения заключаются главным образом в религиозных
занятиях и церемониях(8).
10. Свобода в каком-то смысле всегда была даром
Королей, ибо все свободные нации образованы были Королями. Таково
общее правило, а исключения, на которые можно было бы указать,
войдут в это правило после обсуждения(9).
11. Никогда не существовала свободная нация, которая
не имела бы в своей естественной конституции столь же древние,
как она сама, зародыши свободы; и всегда лишь те права, которые
существовали в естественной конституции нации, ей удавалось успешно
развивать путем принятия писаных основных законов.
12. Какое бы то ни было собрание людей не может
образовать нацию; такое предприятие превосходит по безумству даже
то, что все Бедламы вселенной могут породить самого абсурдного
и самого сумасбродного(10).
(стр.86 >)
Подробно доказывать это предположение после уже
высказанного мною означало бы, как мне кажется, неуважение к людям
сведущим и слишком большую честь невеждам.
13. Я говорил об одной главной черте истинных законодателей;
а вот другая такая черта, которая весьма примечательна и о которой
легко можно было бы написать целую книгу. Состоит же она в том,
что эти законодатели никогда не являются теми, кого называют учеными
мужами, что они ничего не пишут, что они действуют, опираясь
более на инстинкт и на побуждение, чем на рассудок, что у них
нет иного орудия действия, как только некая духовная сила, которая
смиряет воли подобно ветру, гнущему траву.
Показывая, что это соображение есть лишь часть
общей истины исключительнейшей важности, я мог бы высказать интересные
вещи, но я опасаюсь уйти в сторону: я предпочитаю обойтись без
промежуточных ступеней и прямо перейти к итогам.
Между теорией политики и законодательством существует
такая же разница, как между поэтикой и поэзией. Знаменитый Монтескье
в общей шкале умов является по отношению к Ликургу тем, чем является
Батте(11)
по отношению к Гомеру или Расину.
Более того: оба эти дарования положительно исключают
друг друга, как это обнаружил пример Локка, сильно споткнувшегося
тогда, когда ему пришло в ум желание составить законы для американцев.
Я видел, как один великий любитель Республики серьезно сетовал
на то, что Французы не заметили в произведениях Юма работы под
названием Проект совершенной Республики. - О coecas hominum
mentes!(1*). (стр.87 >)
Если перед вами оказывается обычный человек, обладающий
здравым смыслом, но никогда и ни в каком жанре не проявивший какого-либо
внешнего признака своего превосходства, то вы отнюдь не в состоянии
утверждать, что он не может быть законодателем. Нет никакого основания
сказать да или нет; но если речь идет о Бэконе, о Локке, о Монтескье
и т.д., то говорите нет без колебаний; поскольку явленный
уже ими талант доказывает, что иной дар у них отсутствует(12).
Естественным представляется приложение принципов,
изложенных мною выше, ко французской конституции; но уместно рассмотреть
ее с особой точки зрения.
Самые великие противники французской Революции
чистосердечно должны согласиться с тем, что Комиссия Одиннадцати,
которая выработала последнюю конституцию, судя по всем внешним
признакам, обладает большим умом, чем ее произведение, и что она,
может быть, сделала все, что могла сделать. Для письменной обработки
Комиссия располагала противоречивыми материалами, которые не позволяли
ей следовать принципам; и одно лишь разделение властей, хотя и
разделять их будет, вроде, только стенка(13),
является все же прекрасной победой, одержанной над предубеждениями
нынешнего дня.
Но речь идет только о достоинстве, внутренне присущем
конституции. В мой замысел не входит изыскание особых изъянов,
которые удостоверяют нас в том, что она не может быть прочной;
вообще, все в этом (стр.88 >) отношении было сказано.
Я укажу лишь на ошибку в теории, которая послужила основой этой
конституции и которая ввела в заблуждение Французов с самого начала
их Революции.
Конституция 1795 года, точно так же, как появившиеся
ранее, создана для человека. Однако в мире отнюдь нет общечеловека.
В своей жизни мне довелось видеть Французов, Итальянцев, Русских
и т.д.; я знаю даже, благодаря Монтескье, что можно быть Персиянином,
но касательно общечеловека я заявляю, что не встречал такового
в своей жизни; если он и существует, то мне об этом неведомо.
Имеется ли такая страна во вселенной, где нельзя
было бы встретить нечто вроде Совета пятисот, Совета старейшин
и Директории с пятью членами? Эта конституция может быть предложена
любым человеческим общежитиям, начиная с Китая и кончая Женевой.
Но конституция, которая создана для всех наций, не годится ни
для одной: это чистая абстракция, схоластическое произведение,
выполненное для упражнения ума согласно идеальной гипотезе(б) и
с которым надобно обращаться к общечеловеку в тех воображаемых
пространствах, где он обитает.
Что же есть конституция? не является ли она решением
следующей задачи?
При заданных населении, нравах, религии, географическом
положении, политических отношениях, богатствах, добрых и дурных
свойствах какой-то определенной нации найти законы, ей подходящие.
Однако эта задача не была даже поставлена в конституции
1795 года, которая помышляла лишь об общечеловеке.
(стр.89 >)
Все вообразимые доводы объединяются ради установления
того, что божественная печать не коснулась этого произведения.
- Это всего лишь тема(14).
Таким образом, уже в настоящий момент - сколько
признаков разрушения!
ПРИМЕЧАНИЯ
(а). Этот параграф дополнительно вписан на полях
рукописи.
(б). Жозеф де Местр первоначально написал: "...
идеальной гипотезе, подобное тем речам, которые мы готовили
учениками в школе в нашей первой молодости".
1. Эта глава представляет собой
резюме исследования о суверенитете (1794-1796 гг.), которое
будет опубликовано в 1870 г. издательством Ватон. Политические
идеи Жозефа де Местра в разработанном виде будут выражены в его
трактате О принципе порождения политических конституций,
опубликованном в 1815 г.
2. "Нужно было бы быть безумцем, чтобы спрашивать,
кто дал свободу городам Спарты, Риму и т.д. Эти республики отнюдь
не получили свои грамоты из людских рук. Бог и природа их им вручили".
- Sidney, Disc. sur ie gouv., t. I, chap. 2. Автор вне
подозрений. (Прим. Ж. де М.)
Алджернон Сидней (1622-1683) - английский политический
деятель; был обвинен в заговоре против Карла II и казнен, посмертно
реабилитирован. Местр ссылается на его книгу ("Discourses concerning
government etc."), впервые опубликованную в Лондоне в 1698 г.
{Прим. пер.)
3. Местр употребляет принадлежащий старинному юридическому
языку глагол conster - быть обоснованным формально определенным
образом.
4. Мудрый Юм часто это отмечал. Приведу лишь следующую
его цитату: "Это тот пункт английской конституции (право ремонстрации),
где очень трудно, лучше сказать, невозможно управлять посредством
законов: здесь надобно направлять скорее с помощью неких тонких
идей, приходящихся кстати и благопристойных, чем с помощью правильности
законов и предписаний". (Юм. История Англии. Карл I, гл.III,
примеч. Б.)
Как известно, Томас Пейн придерживался другого
мнения. Он утверждал, что конституция существует лишь тогда, когда
ее можно положить в карман. (Прим. Ж. де М.)
Право ремонстрации (от позднелат. remonstratio
- указание) - право парламента отказывать королевской власти в
регистрации ее актов (без чего они не могли войти в силу) на основании
несоответствия этих актов законам или обычаям. (Прим. пер)
5. Un populo uso a vivere sotto
un principe, se per qualche accidente diventa libero, con difficulta
mantiene la liberta. Machiavel. Discorsi sopra Tito Livio,
lib.I, cap.XVI. (Прим. Ж. де М.)
"Народ, привыкший жить под властью государя и
благодаря случаю ставший свободным, с трудом сохраняет свободу."
- Н. Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия.
Кн.I, гл.XVI (пер. с итальянского Х. Хлодовского). Местр
приводит название главы. (Прим. пер.)
6. Плутарх очень хорошо понял эту истину. Солон,
по его рассказу, "не мог достичь того, чтобы город продолжительное
время находился в союзе и согласии... потому что происходил он
из простого люда, не был одним из самых состоятельных в городе,
имел средства к существованию лишь как горожанин". - Жизнь
Солона, пер. [на франц.] Ж. Амио. (Прим. Ж. де М.)
По словам Плутарха, отец Солона по состоянию и
положению относился к "средним гражданам", но по происхождению
принадлежал "к первому по знатности дому". Солон "считал позорным
брать у других, когда сам происходил из семьи, привыкшей помогать
другим. Поэтому еще в молодости он занялся торговлей". (Плутарх.
Избранные жизнеописания. T.I. М" 1990, с. 157,158; пер.
с лат. С. Соболевского). Напомним, что купеческие занятия
считались в античности делом унизительным, даже позорным для родовитых
людей. (Прим.пер.)
7. Наес exfrema fuit aetas imperatorum
Atheniensium lphicratis, Chabriae, Thimothei : neque post illorum
obitum quisquam dux in illa urbe fuit dignus memoria. Corn. Nep.
Vit. Timoth., cap. IV. От Марафонской битвы до битвы при
Левктрах, выигранной Тимофеем, прошли 114 лет. Таков диапазон
славы Афин. (Прим. Ж. де М.)
"Ификрат, Хабрий, Тимофей - это было последнее
поколение победоносных афинских полководцев, после их смерти в
государстве не осталось ни одного военачальника, достойного упоминания".
- Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. Тимофей,4.
(Пер. с лат. Н.Н. Трухиной).
8. Плутарх. Жизнь Нумы. (Прим. Ж. де М.)
9. Neque ambigitur quin Brutus idem, qui tantum
glorae, superbo exacto rege, meruit pessimo publico id facturus
fuierit, si libertatis immaturae cupidine priorum regum alicui
regum extorsisset, etc. Til-Liv. II, 1. Весь
отрывок весьма достоин размышления. (Прим. Ж. де М.)
"И бесспорно, тот самый Брут, что стяжал столь
великую славу изгнанием Гордого царя, сослужил бы наихудшую службу
общему делу, если бы, возжелав преждевременной свободы, отнял
бы царскую власть у кого-нибудь из прежних царей". - Тит Ливии.
История Рима от основания Города. Т.II, 1,3 (пер.
Н.А. Поздняковой).
10. Е necessario che una solo
sia quello che dia il modo, e della cui mente dipenda, qualunque
simile ordinazione. Machiavel., Disc. sopr. Tit.-Liv..
lib.I, cap.IX. (Прим. Ж. де М.)
"...совершенно необходимо, чтобы один-единственный
человек создавал облик нового строя и чтобы его разумом порождались
все новые учреждения". - Н. Макиавелли. Рассуждения о
первой декаде Тита Ливия. Кн.I, гл.IX (пер. Х. Хлодовского).
11. Аббат Шарль Батте (1713-1789) был известен
своими работами по риторике и своими переводами; в частности,
он перевел на французский язык поэтические произведения Ариосто
и Горация.
12. Платон, Зенон и Хрисипп оставили после себя
буквы и слова; но Ликург оставил деяния (Плутарх, Жизнь Ликурга).
Нет ни одной разумной идеи в мире морали и политики, которая укрылась
бы от здравого смысла Плутарха. (Прим. Ж. де М.).
Этого примечания нет в рукописи, оно добавлено в издании 1821 г.
13. Ни в коем случае оба Совета не могут собираться
в одном и том же зале. - Конституция 1795 г., раздел V, ст.60.
(Прим. Ж. де М.).
14. В старинном значении речи, сочиняемой школьником
на заданную тему.
1*. О люди, слепые умом (лат.).
|