Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы
Оглавление
[Церковь и государство]
Одним из величайших деланий, совершенных христианством в истории, было ограничение абсолютности государства, преодоление империалистической метафизики, противопоставление бесконечной природы человеческого духа абсолютным притязанием земного государства, земного царства. Душа человеческая стоит больше, чем все царства миpa. В Евангелии сам Христос устанавливает принципиальное различение Царства Божьего и царства кесаря и отводит царству кесаря подчиненную и ограниченную сферу.
* * *
Государство есть подчиненное, ограниченное и служебное средство в деле осуществления Царства Божьего. Государство не есть носитель абсолютного добра, абсолютного духа и оно может стать враждебным абсолютному добру, абсолютному духу. Против зла земного града восставали древние пророки, Бл. Августин. Истина ограничивающая абсолютность государства запечатлена кровью христианских мучеников.
Государство должно и может ограничивать проявление зла в мире, пресекать известного рода обнаружения злой воли. Но государство по природе своей совершенно бессильно побеждать зло и такого рода задачи не имеет. Государство не есть носитель абсолютного духа и абсолютного добра, оно относительно по своей природе. Бороться с внутренним источником зла и побеждать его может лишь Церковь и лишь Церковь имеет это призвание.
* * *
Желание использовать христианство, как орудие для утверждения национальной и государственной мощи, гораздо хуже с христианской точки зрения, чем прямые гонения на христианство и религию. Христианам придется вести героическую борьбу за свободу христианства, свободу духовной жизни против притязаний тотального государства национализировать дух, совесть, мысль. Национализировать и социализировать можно то, что у человека есть, его материальную собственность, но не то, что он есть, не его личность.
* * *
Нет ничего труднее, как установить должное соотношение между духовным и мирским, природно-историческим, между Церковью и государством, обществом, культурой, — между вечным и временным. Это должное соотношение постоянно нарушается в ο6е стороны душевными реакциями людей, их эмоциями, страстями, страхами, интересами. И те, которые стоят за абсолютное преобладание Церкви, нередко вносят в свое понимание Церкви власть исторически-относительного, прилипшего в прошлом от слишком мирского, от мирской суеты, от царства кесаря. Ошибочно думать, что обмирщение Церкви, происходить лишь от гуманистической культуры и гуманистической общественности. Оно не менее происходит от авторитарного государства, от иерархического властолюбия. Человеческие притязания по-разному себя выражали в Церкви и искажали церковную жизнь человеческими интересами. Царство кесаря наложило на историю Церкви роковую печать в прошлом и исказило даже формулировку христианских догматов. И многим кажется сейчас, что они защищают нерушимость церковного начала и верны церковной традиции, в то время как они охраняют традиции старого царства кесаря, искажавшего жизнь Церкви и порабощавшего Церковь. Необходима огромная духовная трезвость, отрешенность и зрячесть, чтобы видеть размеры совершившегося переворота и в нем различать духовное и мирское.