Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы

Катехизис по Бердяеву

Оглавление

ПРАВОЕ И ЛЕВОЕ

Старое деление политических направлений на «правые» и «левые» потеряло всякий смысл и сейчас меня совсем не интересует. Но существует реакционная формация души, в которой всегда играет господствующую роль аффект испуга и страха, боязнь творчества и свободы. Такого рода душевная формация неизбежно порождает целый ряд иллюзий и призраков. Важно прежде всего установить, что реакционная душа также неверно устанавливает свое отношение к прошлому, настоящему и будущему, как и душа революционная. Иллюзорное прошлое и иллюзорное будущее одинаково предстоит перед той и другой душой. Это всегда есть бессилие справиться с проблемой времени, основной проблемой человеческой жизни, бессилие достигнуть душевной цельности и полноты через обращение к вечности, ложное искание вечности в прошлом или будущем, в разорванных частях времени.

...

Исключительная направленность к будущему создавала ряд иллюзий, иллюзий революционных. Она означает перенесение вечного блага и вечной правды в тот отрывок времени, который называется будущим. Современное поколение молодежи, ушибленное революцией, поворачивает обратно свою духовную направленность. Оно так же и даже еще более оторвано от настоящего, чем поколение XIX в., но мечтает не о будущем, а о прошлом. Прошлое нередко представляется эмигрантской молодежи золотым веком. Одни идеализируют Poccию императорскую, другие Poccию допетровскую и московскую, третьи Poccию татарскую. Природа мечты такова, что она одинаково может быть направлена и на будущее и на прошлое. Но одинаково ошибочна и порождает иллюзии и мечтательная идеализация прошлого и мечтательная идеализация будущего. Ибо Царства Божьего, царства правды, совершенной жизни нельзя найти ни в прошлом, ни в будущем, ни в настоящем, а лишь в вечном. И лишь обращенность к вечному и воля, направленная к реализации вечного в каждом мгновении жизни, освобождает от иллюзии и призраков, делает людей подлинными реалистами.

...

Прошлое входить в вечность, делается достижением вечности, когда оно не реставрируется, не восстанавливается в своей прежней смешанной реальности, когда оно преображается эстетически и не только эстетически, а и духовно, одухотворяется выживанием лишь вечных в нем элементов когда побеждается тяжесть бывшей в нем грубой материи. Это есть великий парадокс времени. И его нужно понять тем, которые идеализируют прошлое для его реставрации. Именно они то и мешают введению прошлого в вечность, узаконяя в нем тленное и временное. Политически-утилитарное и корыстное отношение к прошлому есть отвержение его от вечности, есть уродование его, отбирание дурного в прошлом.

...

Такое перенесение центра тяжести в духовные начала жизни дает верную ориентировку и направленность жизни. Лишь в духовной жизни можно найти абсолютное. Его нельзя найти во внешней общественной жизни, в государстве. И именно поворот к духовной жизни, как жизни абсолютной и непреходящей, ведет к социальному реализму, к освобождению от иллюзий и утопий, к верному зрению, всему находящему свое место, ничего не преувеличивающему.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова