ДУХОВНЫЙ КРИЗИС ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
К оглавлению
ПО ПОВОДУ ОДНОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ КНИГИ1
Книга Вейнингера «Пол и характер» вышла в хорошем переводе и хорошем
издании2. Книга эта уже обратила на себя внимание, и
она заслуживает внимания Нехорошо только, если Вейнингер станет
модным, если получат широкое распространение некоторые его идеи,
которые могут показаться пикантными и занимательными, идеи, имевшие
оправдание в страстной субъективности его богатой индивидуальности,
но вредные и пошлые в массовом потреблении. Так хотелось бы, чтобы
Вейнингера оценили, и так не хотелось бы, чтобы вейнингерианство
стало модой. В юношеской книге Вейнингера есть гениальный размах,
от мрачной книги этой веет свежестью. Это очень возбуждающая и одухотворяющая
книга.
Вейнингер — сын немецкой духовной культуры, в нем чуется дух Канта,
Шопенгауэра, Шеллинга, Р. Вагнера, дух германского идеализма и романтизма.
Но есть в нем глубокое отличие от современной немецкой культуры
и философии. Книга Вейнингера, книга юноши 22-х лет, — быть может,
самое яркое явление современной германской культуры; после Ницше
ничего уже не было в этой мельчающей культуре столь знаменательного.
В книге этой дух германского идеализма и романтизма доходит до религиозной
муки. Одна лишь черточка отделяет Вейнингера от религиозного принятия
христианства, и то, что он не может переступить этой черточки, губит
его. Вейнингер не приходит к религиозному миру, но он проникнут
благоговейной, почти религиозной любовью к истине и правде и внушает
другим любовь к совершенству. В этом он родствен таким писателям,
как Фихте, Карлейль, Л. Толстой; он благотворно действует даже в
1 Напечатано в «Вопросах философии и психологии» Май-июнь
1909 г
2 К сожалению, другая книга
Вейнингера, «Последние слова», полная гениальных интуиции, в
которой он выступает настоящим мистиком, переведена очень плохо.
[166]
[167]
том случае, когда высказывает заведомо ложные идеи. В книге Вейнингера
чаруют не его теоретические идеи, слишком часто преувеличенные и
неверные, а неуловимое дыхание всей этой книги.
В книге разлито дыхание вечного идеализма, глубокая и страстная
вражда к позитивизму, к культу количеств и временности, любовь к
качествам и вечности. Наибольший успех будут иметь специфические
взгляды Вейнингера на женщину, на бисексуальность человеческого
существа и пр. Во взглядах этих есть много интересного, но хотелось
бы обратить внимание на совсем другие стороны книги. В своем учении
о гениальности Вейнингер всего более возвышается над духом нашего
времени, всего более сам гениален. В романтизме была вечная сторона,
и её-то и развивает Вейнингер, который проводит дух романтизма через
очистительный огонь философского критицизма. Чувствуется также родство
Вейнингера с Карлейлем, с его культом героев. Наша эпоха нуждается
в возрождении самой идеи гениальности. Уже почти никто не связывает
в наше время своей мечты о возрождении человечества с гениальностью,
все связывают мечту о новой жизни с властью количеств, с механикой
сил. «Универсальная апперцепция, всеобщее суждение, полная вневременность»
— вот в чем видит Вейнингер сущность гениальности. «Гениальным следует
назвать человека тогда, когда он живет в сознательной связи с мировым
целым. Только гениальное и есть божественное в человеке». «Гений
— это тот человек, который достиг сознания собственного я». Но по
глубокой мысли Вейнингера, «высочайший индивидуализм есть высочайший
универсализм». В гении и раскрывается вполне идея человека. Он возвещает
нам на вечные времена, что такое человек: «объект, субъектом которого
служит вся вселенная». Гениальность, по оригинальному учению
Вейнингера, присуща не только тем людям, которых принято называть
гениями. «Гениальность есть идея, к которой один подходит ближе,
другой остается вдали от нее, идея, к которой один приближается
быстро, другой подходит к ней, быть может, только к концу своей
жизни». Вейнингер горячий сторонник платоновского учения об идеях,
и ко всему он применяет платоновский метод; Для него и мужское,
и женское, и гениальность — идеи,
[167]
[168]
с которыми эмпирическая действительность совпадает в большей или
меньшей степени. Идея гениальности — основная идея Вейнингера; в
ней он видит спасение, в ней — вселенность, полнота бытия и вместе
с тем самосознание «я», утверждение личности. Гениальность есть
сознание ценностей, положительное отношение к вещам, и вместе с
тем гениальность есть освобождение от власти времени — вневременность.
Гениальность Вейнингер отличает от таланта, так как основным признаком
гения является универсальность восприятия, чего у таланта может
и не быть. Гениальность может быть у людей просто даровитых, и даже
у людей бездарных в иные минуты жизни в минуты великого страдания
или экстаза может явиться гениальность, озарение, универсальное
восприятие вещей. Замечательно также учение Вейнингера о памяти,
с которым он связывает сознание я, сознание ценности, гениальность
и вневременность. «Идеалом гения явилось бы такое существо, у которого
столько же "перцепций", сколько
"апперцепции"». С памятью связана и потребность в бессмертии. Память
есть победа над временем, есть утверждение своего я против власти
времени. В главе о логике и этике Вейнингер связывает с памятью
этические и логические нормы. Он своеобразно интерпретирует нормативный
критицизм и делает широкие выводы из этого учения.
Но всего более нужно сказать, что Вейнингер замечательный психолог,
ясновидец душевных стихий. Он очень своеобразно понимает задачи
психологии, и его заслуги перед психологией будут ещё признаны.
Вейнингер относится с едким и остроумным отрицанием к «психологии
без души»; он хочет вернуть психологии утерянную душу; в этом
он расходится не только с позитивистами, но и с большей частью неокантианцев.
Вейнингер мечтает о новой науке — характериологии или теоретической
биографии, которая должна заменить старую, бездушную и отвлеченную
психологию. У него есть идея новой конкретной психологии, которая
изучала бы то, чем совсем не занималась старая психология, изучала
бы, напр., психологические проблемы «убийства, дружбы, одиночества».
Вейнингер и изучает конкретно-психологические проблемы — мужественности,
женственности, гениальности, даровитости, материнства, эротики и
т.п. Мно-
[168]
[169]
гие психологические наблюдения и обобщения Вейнингера поражают
силой своей интуиции, без которой нельзя быть настоящим психологом.
Психология тогда лишь выйдет на новый и плодотворный путь, когда
она не ограничится исследованием ощущений и элементарных и самых
общих душевных явлений познания, воли и чувства, а сделает объектом
своего исследования такие сложные и конкретные явления, как, напр.,
идолопоклонство, страдание, детскость, гордость, тоску, аскетизм
и пр. Конкретные и сложные, подлинно «психические» явления современной
психологией не только не исследуются, но и не могут исследоваться
по характеру её метода. Вейнингер тут действует очень возбуждающе,
он прокладывает новый путь До Вейнингера никем не было предпринято
такое психологическое исследование мужественности (М) и женственности
(Ж). В этой области у Вейнингера поражает смесь почти гениальных
интуиции, глубоких прозрений характера «женщины» с очень неверными,
несправедливыми и ни на чем не основанными обобщениями. В отношении
Вейнингера к Ж есть что-то мучительное и загадочное. Та страстность,
с которой Вейнингер отрицает в Ж душу, отрицает всякое отношение
Ж к логике, к этике, к гениальности, к сознанию «я», к истине и
правде, таит в себе что-то нездоровое, какой-то пережитый ужас.
Правда, Вейнингер говорит не о женщине, а о Ж, как платоновской
идее, которую можно найти и у мужчин, равно как у женщин можно найти
начало М. Но конструкция Вейнингера логически произвольна и несостоятельна,
так как он приписывает M все положительно ценное и делает мужчину
носителем M, a Ж приписывает все отрицательное, лишенное ценности,
и делает женщину носителем Ж. Произвольность, субъективность и несправедливость
основного построения Вейнингера не помешали ему сказать горькую
правду о женщинах. Учение о гениде,
как характерном состоянии женщины, очень верно и интересно. Верно
и то, что лишь мужчина истолковывает женскую гениду. Очень глубоко
также учение о противоположности между сексуальностью и эротикой.
С эротикой Вейнингер связывает чувство противоположности между личностью
и родом и чувство искупления и спасения. Ж есть лишь проекция во
внешний мир греха М,
[169]
[170]
а любовь есть жажда искупления греха. Мужчина никогда не любит
женщину, и женщина недостойна любви, — он лишь влагает в женщину
«душу», влагает свою идею совершенства, свою ценность. Такова идея
чистой эротики. Сексуальное же отношение к женщине есть источник
греха и рабства. Вейнингер и приходит к проповеди крайнего аскетизма,
в котором видит освобождение от Ж, т. е. от греха и зла. В нем чувствуется
дыхание платоновского Эроса, но
отравленного современностью. У Вейнингера есть чувство ужаса и жути
перед тайной пола.
У Вейнингера есть также напряженное, страстное чувство личности,
чувство «я», и не менее страстная, негодующая вражда к роду. Все
безличное, стихийное, животное, родовое ненавистно ему. В этом
Вейнингер стоит на очень высокой ступени сознания, и книга его гениально
отражает тот кризис родовой стихии, который так болезнен для современного
человечества. Самосознание личности, сознание высшей природы человека
восстает против рабства у безличной родовой стихии. Вейнингер потому
так и ненавидит Ж, что видит в этом начале стихию, враждебную личности,
враждебную разуму и совести, привязывающую к роду, к родовой производительности,
стихию, враждебную бессмертию. Чувство личности и жажда бессмертия
приводят Вейнингера к отрицанию материнства. Он развенчивает материнство,
так как видит глубокую противоположность между творчеством новых
поколений и творчеством духовных ценностей. Для него материнство
есть бессознательный, животный инстинкт и потому не возвышающий
женщины. Тут Вейнингер близок к Платону и к эротизму, рождающему
красоту. Вл. Соловьев тоже шёл от Платона, но он знал христианский
исход. Вейнингер ведет непрерывную борьбу против стихийности и бессознательности
во имя разума и сознания. В этом он противится духу времени, духу
декадентского сознания, погруженного в бессознательные, противные
всяким нормам стихии. Он борется также с декадансом этическим, с
отрицанием абсолютного характера морали, с современной беспринципностью
и аморальностью. Вейнингер критикой своей служит духовному возрождению,
обращению человека к вечным ценностям и к бессмертию.
[170]
[171]
Вейнингер стоит на почве кантовской философии; но он не походит
на обычный тип неокантианца, — в сущности, позитивиста: он понимает,
что самое важное у Канта — его учение о двойственности человеческой
природы, его моральная философия.
Вейнингер глубоко чтит философию, в этом он типичный немец. Он не
только идеалист, но и спиритуалист, соединяет критицизм Канта с
спиритуалистической монадологией Лейбница.
Но спиритуализм Вейнингера дуалистический, оставляет разорванность
духа и плоти, враждебен плоти. Если бы Вейнингер пришел к христианскому
сознанию через новую философию, то преодолел бы дуализм, и спиритуализм
его стал бы монистическим, не отрицающим плоть, а одухотворяющим
плоть. На Вейнингере видны мертвенность и бессилие безрелигиозного
романтического идеализма.
При всей психологической проницательности Вейнингера, при глубоком
понимании злого в женщине в нем нет верного понимания «сущности
женщины и её смысла во Вселенной». Все свои надежды Вейнингер возлагает
на окончательную победу мужественности над женственностью, что и
будет победой духа над плотью, мира вечного над миром тленным. И
христианство видит в женщине злое начало, учит, что женская природа
оказалась особенно восприимчивой ко злу, но христианство же учит,
что женская природа оказалась восприимчивой и к величайшему добру,
оплодотворилась Духом Божьим и родила во плоти Сына Божьего. Только
вера в Христа могла бы спасти Вейнингера от мрачного взгляда на
женщину. Он увидел бы, что кроме проститутки и матери есть же жёны-мироносицы.
Учение Вейнингера об эротике заключает в себе часть истины, но он
не доходит до идеи эротического соединения мужчины и женщины в вечном
бытии. Положительный смысл бытия — в небесной эротике, как то открывается
религиозному сознанию на предельных вершинах. Эротика же Вейнингера
призрачна, в ней не достигается реальное бытие. Культ Мадонны для
него — обман, мечта любви — иллюзия. Человек остается сам с собой,
один, ему недоступна реальная любовь к другому и другим. Вейнингер
призывает к героическому усилию самоспасения, освобождения собственными
силами от плоти, от этого мира, от
[171]
[172]
женщины. Но помощи неоткуда ждать, благодати нет. В этой идее самоспасения
есть гордыня и сомнение. Вейнингер покончил с собой, и в книге есть
предчувствие этого страшного конца.
Он любит Христа и христианство, но Христос для него лишь религиозный
гений, лишь великий основатель религии. Он видит в еврействе ту
же злую силу, что и в женщине, а подвиг Христа видит в победе над
еврейством3. И ждет он нового религиозного гения, который
опять победит «еврейство», заразившее всю нашу культуру. «Навстречу
новому еврейству рвется к свету новое христианство. Человечество
жаждет основателя новой религии, и битва близится к решительному
концу, как в первом году нашей эры. Человечеству снова приходится
выбирать между еврейством и христианством, гешефтом
и культурой, женщиной и мужчиной, родом и личностью, неценным и
ценностью, земной и высшей жизнью, — между Ничто и Богом». Если
бы Вейнингер почувствовал, что Христос был не основателем религии,
а религией, он менее мрачно представлял бы себе свою судьбу в мире.
Но он почуял, что мир идет к новой религиозной жизни, что наступают
времена решительного выбора. Вейнингер — один из немногих людей
современной культуры, которые громко свидетельствуют о религиозных
исканиях и муках и предваряют религиозное возрождение.
3 Вражда Вейнингера к «еврейству» не имеет ничего общего
с вульгарным антисемитизмом, она глубже и страшнее. Для точки зрения
Вейнингера современный антисемитизм сам проникнут духом «еврейства».
Во взгляде на еврейство Вейнингер следует за Р. Вагнером. Вопрос
о противоположности культуры арийской и семитической вновь обостряется.
[172]
Примечания
- (*)См.: Вейнингер
О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики.
Пер. с нем. В. Лихтенштадта под ред. А. Л. Волынского. СПб., 1908;
Вейнингер О. Последние слова. Пер. с нем. А. Грек и Б.
Ц. М., 1909.
О книге Вейнингера «Пол и характер» много писали в России;
помимо Бердяева, — 3. Н. Гиппиус, А. Белый, В. В. Розанов и
др.
- (*)Перцепция —
то же, что и восприятие, согласно Лейбницу, перцепция — это смутное
и бессознательное восприятие, «впечатление», в противоположность
ясному его осознанию — апперцепции.
- (*)О. Вейнингер
в своем исследовании писал: «От психологии должен отказаться каждый,
кто не хочет жертвовать душой, следуя за идеализмом; кто воздвигает
психологию, убивает душу. Всякая психология имеет целью из частей
составить целое и показать это целое, как нечто обусловленное.
Но если вникнуть в дело поглубже, то с несомненностью предстанет,
что первоисточником-то является целое, откуда и вытекают уже частные
явления. Так, психология отрицает душу, а душа, по существу своего
понятия, отрицает всякую науку о себе, душа отрицает психологию.
Настоящее исследование с достаточной определенностью высказывается
в пользу существования души и против смешной и жалкой психологии
без души» (Вейнингер О. Пол и характер. М., 1991, с.
109).
- (*)Генида — «форма
ощущений низших существ», в том числе и женщин. «У "Ж",
— пишет Вейнингер, — многие переживания остаются в форме гениды,
в то время как у мужчины уже наступило просветление» (Там же,
с. 47).
- (*)Эротическую
теорию познания (восхождение по ступеням Эроса) Платон излагает
в диалоге «Пир», который был очень популярен в среде русских символистов
в начале века.
- (*)Этими своими
чертами О. Вейнингер близок самому Бердяеву. Ср., например, «Размышления
об Эросе» в «Самопознании» Бердяева (М., 1991, с. 74-82).
- (*)Моральная философия
Канта изложена в его трактатах «Основы метафизики нравственности»,
«Критика практического разума» и «Метафизика нравов». См.: Кант
И. Критика практического разума. СПб., 1995. Кант исходит
при этом из признания в душе человека «изначального <радикального>
зла».
- (*)См. прим. 1*
к статье «Декадентство и мистический реализм».
- (*)Женами-мироносицами
называют тех женщин, которые пришли к гробу Иисуса Христа, чтобы
помазать миром <растительным маслом с добавлением различных
ароматических веществ> Его тело. Среди них Мария Клеопа, Мария
Магдалина, Иоанна из Кузы, Саломея, мать Иисуса Мария.
- (*)Накануне
своей смерти Вейнингер поселился в комнате того дома, где умер
Бетховен. Утром 4 октября 1903 г. он покончил с собой выстрелом
из пистолета. См.: Свобода Г. Смерть Отто Вейнингера. СПб.,
1912.
- (*)Geschäft
(нем.) — дело, сделка, «бизнес».
[200] |