ДУХОВНЫЙ КРИЗИС ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
К оглавлению
РОССИЯ И ЗАПАД1
После потрясений нашей революции, после всех её неудач, много новых
проблем остро ставится перед сознанием русской интеллигенции, о
многом теперь приходится тяжело задуматься, и многое кажется теперь
не таким ясным и простым, как казалось раньше. Революция с особенной
остротой поставила проблему государства и власти. Застарелая ненависть
к исторической власти, к данным формам правления и данному правительству
мешала ясной постановке проблемы государства и власти в интеллигентском
сознании. Струве делает усилие освободиться от традиционных препятствий
в решении этой проблемы, но из духа противоречия, из психологической
реакции перегибает дугу в другую сторону и дает совершенно отвлеченную
апологию идеи государства как чего-то самодовлеющего, как некоего
абсолюта. Статья Струве отвлечена от всякой исторической плоти и
крови. Это — публицистика по методу «отвлеченных
начал», какой-то искусственный эксперимент, которым нам пытаются
показать, что должно быть, если признать абсолютное самодовление
государства, — что из этого должно было бы вытекать для России.
Подозрение, что Струве идет навстречу существующей в России власти,
строит какие-то оппортунистическо-дипломатические комбинации, представляется
мне несправедливым и неосновательным. Струве — один из самых мужественных,
по характеру своему наименее оппортунистических писателей России.
Скорее его можно обвинить в том, что он хочет излечить русскую интеллигенцию
от традиционных грехов при помощи кабинетных экспериментов, путем
отвлеченного мышления, изолирующего части еди-
1 Напечатано в «Слове» 11 июля 1908 г.
[124]
[125]
ного, живого организма. Статья Струве малопонятна, так как построена
на основах сложной и запутанной философской методологии. Он говорит
очень конкретные вещи, дает советы министру иностранных дел, морскому
и торговли и промышленности, но в сущности статья его вполне внеисторична.
В ней сказалась вся трудность применения к живой публицистике методов
немецкого философского критицизма, рассекающего все живое. Западник-рационалист
Струве недостаточно чувствует таинственную душу России. Ему чуждо
мистическое чувство истории.
Метод Струве критико-аналитический, очень современный, но философский
его пафос ныне очень близок Гегелю, гегелевскому обоготворению государства
как адекватного выражения абсолютного духа, абсолютной идеи. Дух
этот приводит Струве к апологии модернизированного империализма
и не может соблазнить тех, которые морально и религиозно преодолели
соблазн всякого империализм. Проблему величия и могущества государства
можно отделить от проблемы моральной и культурной лишь в мыслительной
абстракции, — в жизни они неотделимы. В исторической жизни народов
проблема государства и его величия в конце концов всегда ставится
и решается религиозно, в синтетической целостности того или иного
мироощущения. Античное, языческое обоготворение государства, которое
привело историю к созданию римской империи, — этому пределу величайшей
государственной мощи, было вполне религиозным. Не думаю, чтобы Струве
могла удовлетворить эта языческая религиозность: для него слишком
остро стоит вопрос о личности, вопрос христианской культуры. Русский
абсолютизм тоже религиозно себя утверждал (вернее, лжерелигиозно)
Русская религиозная государственность совершенно чужда Струве. Если
его апология государства не только методологический прием и педагогическое
средство воздействия на интеллигентские мозги, если мы тут встречаемся
с его верой, как то он заявил в своем ответе Д. С. Мережковскому,
то интересно и важно знать: с какой верой? Струве по своим морально-философским
и, вероятно, религиозным убеждениям крайний индивидуалист, и очень
неясно, как он соединяет свою индивидуалистическую веру с гегелевским
обого-
[125]
[126]
творением государства. Когда-то он написал превосходную статью
«Что такое истинный национализм?», от которой и теперь не отказывается.
Какая же связь этой статьи с «Великой Россией»? Струве, по-видимому,
сознательно-методологически отделил вопрос о государстве от вопроса
о нации и очутился лицом к лицу с фиктивной «соборной
личностью», которую сам же препарировал в кабинетной лаборатории.
Нация — соборная личность, государство же — лишь подчиненная функция
этой соборной личности. Нация — живой организм, существо; государство
— функция существа, его состояние, или идол, ложный бог. Струве
потопил великую идею нации в государстве, он самую национальность
подчинил государственности, сделал её орудием Левиафана. И все это
произошло не от злой воли, а от склонности к методу изоляции, к
«отвлеченным началам».
Государство ни в каком смысле не может быть утверждаемо как некое
существо: народ есть существо, и бытие этого существа вполне мыслимо
без государственности, с упразднением этой функции, которая целиком
зависит от исторических времен и сроков. Государство есть суверенный
субъект лишь для юридического мышления, когда его мысленно берут
как отвлеченное начало. В живой действительности, не только эмпирической,
но и умопостигаемой, такого субъекта не существует, с живой, органической,
религиозной точки зрения подобный субъект не имеет никаких прав
на существование. Народ, нация, некая соборная личность, данная
нам не эмпирически, а умопостигаемо, — вот субъект, но тоже не суверенный,
так как все живое в мире несет в себе единое суверенное существо
— Бога. Нация, а не государство, делает революции, свергает правительства,
и она же свергает революции, если они противны верховному закону
её бытия, если мешают его органическому совершенствованию. Народ
свергает исторические формы государственности, когда они не согласны
уже с его совестью и его разумом, и он же упразднит всякую государственность,
когда созреет для новой жизни, для высшей, окончательной свободы.
Государство можно ценить лишь исторически как подчиненную и временную
функцию живого организма нации, его нельзя ценить абсолютно. Абсолютизм
до тех пор был возможен, пока
[126]
[127]
эн служил нации, защищал её от распада. Государство есть принудительная
форма властвования, обратная сторона злой воли народа и форма защиты
от народа вражеского. Нация утверждает себя подобно личности, защищает
себя от смерти и поглощения другими, это — святое самоутверждение,
инстинкт жизни, данной свыше, и для этой защиты самого факта бытия
своего, как чего-то особого в мире, необходима внешняя сила нации,
пока народы не дошли ещё до братства и мира. Лозунг Великой России,
который хочет провозгласить Струве, должен быть лозунгом патриотическим
и национальным, а не просто государственным. Страна становится великой,
когда государственная власть — покорный слуга нации; когда же национальное
и патриотическое чувство становится слугой государства, тогда разражается
позор Цусимы и Мукдена. Mы должны
стать не государственниками, не империалистами, а патриотами, должны
обрести национальное чувство в высшем смысле этого слова.
Тезис Струве о преобладании внешней политики над внутренней заключает
в себе несомненную истину, хотя не вполне удачно выраженную. Тезис
этот значит, что Россия, как и всякая нация, должна прежде всего
быть, утверждать и охранять себя как соборную личность, как
индивидуальность, имеющую своё назначение в мире. Лишь в национальности
осуществляется человек и осуществится человечество, вне национальности
нет живых организмов, в космополитизме все превращается в мертвые
абстракции. Во внешней политике нация является как единая, во внутренней
политике она дробится. Парадоксальное и на первый взгляд отталкивающее
утверждение Струве я бы выразил в такой конкретной форме: к абсолютизму,
к государственному деспотизму я отношусь не только отрицательно,
но и с брезгливостью и отвращением, свободу люблю бесконечно, но
в тот момент, когда я твердо узнал бы, что только абсолютная государственность
может спасти Россию как единую нацию, может охранить её от поглощения
и порабощения другими нациями, в тот момент я стал бы страстным
сторонником абсолютизма, хотя понимал бы его окончательную ложь.
Это прежде всего — непосредственное чувство, но тут есть и сознание
невозможности внена-
[127]
[128]
ционального утверждения своего бытия. В эпоху японской войны, во
всех отношениях бессмысленной, безнравственной и не народной, я
все-таки сердечно желал победы русскому войску, так как не мог оторваться
от сознания единства моего бытия и бытия национального. Японская
война лучше всего показала, что старая государственность не может
охранить родины, предает отечество. Струве прав в своем утверждении,
что реакционеры и революционеры сходятся в своем антипатриотизме.
Мережковский в своем ответе Струве
не почувствовал религиозной важности защиты родины, чувство национальное
как бы утерялось в нем вместе с чувством государственным.
Но во имя чего должна Россия утверждать и охранять себя как некую
личность? Во имя мощи государственной, во имя империалисткой политики,
во имя национального самолюбия? Вл. Соловьев дал глубокое и оригинальное
решение национального вопроса, одинаково далекое и от национализма,
и от космополитизма, — решение, превышающее все то, что было сказано
на Западе. К тому же религиозному решению национального вопроса
стремился Достоевский и с гениальной
мощью выразил свои чаяния. В качестве крайнего западника, Струве
проходит мимо Достоевского и Соловьева, он склоняется к западническому
национализму. Англичане, немцы, французы, все культурные европейцы
— националисты, у всех у них сильно не сознание своей общечеловеческой
миссии в мировой истории, а национальное самолюбие и национальное
хищничество. Можно ли желать, чтобы этот буржуазный национализм
вошел в плоть и кровь русского народа? Лучшие русские люди всегда
мечтали, что Россия никогда не станет по-европейски буржуазной страной,
что в ней заложена потенция высшей жизни, что никогда она не отречется
от своего духа. Вспомним, как почувствовал себя Герцен в Западной
Европе, что он писал «с того берега»:
западник Герцен возненавидел западное мещанство и на Западе обрел
свою славянофильскую душу. Многие русские люди испытывали эту славянскую
тоску на Западе и по-разному её выражали. Славянофильская бацилла
живет в нас и истреблена быть не может и не должна. Должно и можно
освободиться от старых грехов славянофильства, но не от их веры
[128]
[129]
в великую миссию России и в особую её душу, враждебную западному
мещанству.
Все мы хотим стать западниками в одном только смысле: Россия должна
быть приобщена к мировой цивилизации, должна стать на высшую ступень
мировой культуры, и человеческая стихия должна быть в ней освобождена
от рабства и по-западному стать самодеятельной. Но мы не полюбим
никогда буржуазной государственности, оголенно себя утверждающей,
и не превратимся в буржуазных националистов и шовинистов. Вл. Соловьев
хорошо понимал правду западничества и восстал с необычайной силой
против нашей азиатской дикости, но он не утерял мистического чувства
России, великой России. Мы должны быть цивилизованы и бесповоротно
приобщиться к культурному человечеству, должны победить азиатскую
дикость и отсталость. Дело Петра Великого ещё не закончено в России,
а только став европейской культурной страной, Россия в силах будет
бороться с мировым мещанством. Азиатская некультурность и внутреннее
рабство сказались и в характере русской власти, и в характере русской
интеллигенции, и в черной сотне, и в красной сотне. Татарин ещё
сидит в нас, и этот татарин должен быть изгнан из России. Но кроме
татарщины, дикости и некультурности в России есть ведь и что-то
иное, и это иное, высшее, сказалось у лучших русских людей, у избранников
духа русской земли. Славянофилы 40-х годов были людьми высокой культуры,
не менее высокой, чем западники, их чувство русского мессианизма
не было выражением отсталости. Славянофилы защищали отсталые формы
государственности, в этом была их роковая ошибка, но они же мечтали
освободить народ от гнета политического мещанства. То же было у
Достоевского, у Вл. Соловьева, у всех русских искателей Царства
Божьего. Но не нужно забывать, что пугачевщина и хулиганство не
менее опасны для великой задачи России, не менее пагубны для народной
души, чем мещанство и трезвость позитивизма. У людей, подобных мне,
может быть со Струве, как у него с Мережковским, лишь заговор в
защиту культуры, цивилизирования России, общая борьба с реакцией
и обратным её отражением в революции. Но это временный блок. Остается
неясным: каково отношение Струве к
[129]
[130]
конечным целям, какова его вера, есть ли для него буржуазная государственность
как основа мировой культуры и западное утверждение личности — последнее?
Нам нужно отрезвиться от идолопоклонства, но чтобы подчиниться уже
Богу и по-новому опьянеть.
Россия стоит в центре Запада и Востока, как бы соединяет два мира,
два разных устремления, две формы религиозности. Запад — человечен,
антропологичен, в нем освобождается и поднимается человеческая стихия,
достигает культура человеческая своего высшего напряжения. Восток
— сверхчеловечен и подчеловечен, в нем мало антропологии, в нем
человеческая стихия растворена в Божестве и в природе. Восток распластался
перед Божеством, Запад делает напряженное усилие подняться до Божества.
В пределах христианства это сказалось в глубоком различии между
католичеством и православием. Католичество — антропологично, в нем
много человеческого, человеческого усилия подняться вверх, вытянуться.
Православие, хранившее святыню, — божественно, в нем Бог сходил
к людям, но активность человеческая в нем всегда была ничтожна.
Это различие сказалось даже в архитектурном стиле храма западно-католического
и восточно-православного. Готика есть устремление вверх, вытягивание,
в готическом храме не чувствуется сошествия Христа, в нем холодно,
но есть человеческое усилие подняться от земли к Нему. В храме православном
Христос как бы спускается на землю, в нем теплее, в нем человек
распластался перед Богом, но человеческая природа придавлена.
На востоке нехристианском, в Индии и ещё дальше, человеческая природа
окончательно придавлена божественными силами, там почти нет человеческого,
нет мировой культуры и нет движения человеческого вверх и вперёд,
все вошло вглубь, внутрь. На христианском Востоке Христос — субъект,
Христос внутри: Он — основа жизни, а не объект устремления. В восточной
христианской мистике человеческая природа обожествлялась внутренним
принятием Христа. На христианском Западе Христос — объект, предмет
подражания и влюблённости, к Нему стремится человеческая стихия,
но не принимает Его внутрь себя. В католичестве Христос остается
все время вне человека, остается объективным, а не
[130]
[131]
субъективным. Вот источник религиозного различия Востока и Запада
и религиозная причина высокой культуры Запада и низкой культуры
Востока.
Но Запад на вершинах своей культуры подходит к сознанию пустоты
человеческого, отделенного от божеского. Восток идет к сознанию
пустоты божеского, отделенного от человеческого. Когда сознание
обострится и разорванность эта станет нестерпимой, тогда начнется
религиозное устремление Востока к Западу, а Запада — к Востоку,
воссоединение божеского и человеческого, мистического и культурного.
Вл. Соловьев представлял себе это движение в виде соединения церквей,
слияния православия и католичества в Церковь Вселенскую. Вряд ли
этого достаточно, хотя и необходимо. Мы думаем, что тут будет выход
из исторического христианства в Церковь сверх-историческую. Но только
Россия может быть соединяющим звеном между Востоком и Западом, только
в ней может начаться процесс богочеловеческий. Для исполнения своей
миссии Россия должна стать страной культурной и свободной, по-западному
цивилизованной, человеческая стихия должна в ней освободиться и
определить себя к самостоятельной жизни. Но чтобы внутренно не обезличиться
и не погибнуть, России необходимо сохранить свою божественную основу,
данную в православии, свою мечту о Царстве Божьем на земле в противоположность
идее человеческого царства, буржуазной государственности в западном
смысле. Конституционализм является сейчас силой цивилизующей, освобождающей
от азиатчины и вместе с тем утверждающей государственную власть
в формах, наиболее соответствующих данному возрасту русского народа.
Но вряд ли мы способны проникнуться пафосом отвлеченного конституционализма.
Русская государственность должна стать послушным орудием высших
целей. Рушится старая теократия: лишь освобождение от ложных теократии
может расчистить почву для теократии истинной. В России бьется пульс
религиозной жизни мира, в ней развязываются старые, лживые связи
Церкви с государством и завязываются новые богочеловеческие связи.
Когда русская интеллигенция победит в своей стихии восточно-азиатскую
дикость, а в своем сознании поверхностное западничество, тогда в
ней раскроется истинно
[131]
[132]
русское и истинно вселенское призвание. Судьба мировой истории
зависит от соединения Востока и Запада, но для этого соединения
и Восток и Запад должны отречься от своей ограниченности, должны
учиться друг у друга, каждая из частей мира должна осуществить своё
призвание в целом. Тогда лишь Россия будет Великой, когда она исполнит
своё призвание посредника между Востоком и Западом, соединителя
божественного с человеческой культурой. Принятие западной государственно-националистической
идеологии сделало бы Россию второстепенной буржуазной страной, обесцветило
бы и унизило бы её соборную личность.
Россия отразила татарщину и спасла Европу и мировую культуру, облившись
кровью, пожертвовав своим культурным
развитием. Теперь стоит перед нами новая задача.
[132]
Примечания
- (*)Статья П. Б.
Струве «Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества»
была опубликована в журнале «Русская мысль», 1908, № 1. Название
для своей статьи Струве заимствовал из речи по аграрному вопросу
премьер-министра П. А. Столыпина на 36-м заседании Гос. думы (10
мая 1907), которую он закончил словами (их цитирует Струве в начале
своей статьи): «Противникам государственности хотелось бы избрать
путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого
России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие
потрясения, нам нужна великая Россия» (Цит. по: Струве П. Б.
Patriotica. M., 1997, с. 50).
- (*)См. прим. 8*
к статье «Декадентство и мистический реализм».
- (*)См.: Струве
П. Б. На разные темы (1892-1901). Сборник статей. СПб., 1902.
На эту свою статью Струве ссылается и в полемике с Д.С. Мережковским
(Струве П. Б. Patriotica, с. 77).
- (*)Понятия «соборность»,
«соборная личность» в русскую философию ввел А. С. Хомяков. По
позднейшему определению С. Л. Франка, «соборность есть органически
неразрывное единство "я" и "ты", вырастающее
из первичного единства "мы"» (Франк С. Л. Духовные
основы общества. М., 1992, с. 60). Подробнее см.: Сапов В.
В. Соборность // Русская философия. Словарь. М., 1995, с.
452-453.
- (*)Места решающих
сражений в ходе русско-японской войны: в морском сражении 14-15
мая 1905 г. у о. Цусима была разгромлена 2-я Тихоокеанская эскадра
под командованием вице-адмирала 3. П. Рождественского; Мукденское
сражение 6-25 февраля 1905 г. также закончилось поражением русской
армии.
- (*)На статью Струве
«Великая Россия» Мережковский ответил статьей «Красная шапочка».
Струве отвечал ему в газете «Речь» 24 февраля 1908 г.; Мережковский,
считая, что «без ответа в ответе Струве остался главный вопрос»,
написал статью «Ещё о "Великой России"», на которую
Струве в свою очередь ответил статьей «Кто из нас "максималист"?
Некоторые итоги спора» (Речь, 18 марта 1908). Впоследствии оба
оппонента включили свои статьи в состав сборников: Д. С. Мережковский
— в сборник «В тихом омуте» (М., 1991, с. 57-69), П. Б. Струве
— в сборник «Patriotica» (M., 1997, с. 70-80; обе его статьи объединены
в рубрике «Спор с Д. С. Мережковским»).
- (*)См. прим. 10*
к статье «Русские богоискатели».
- (*)Имеется в виду
статья «Три идеи» из «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского (1877,
июль-август, гл. II, §1). О национальном вопросе у Достоевского
Бердяев впоследствии писал в книге «Миросозерцание Достоевского»
(гл. VII: Россия). См.: Бердяев Н. А. Философия творчества,
культуры и искусства. М., 1994, т. 2, с. 104-123.
- (*)«С того берега»
— название публицистической книги А.И. Герцена (1850). В предисловии
к другой своей книге — «Письма из Франции и Италии» (1858) Герцен
писал: «Начавши с крика радости при переезде через границу, я
окончил моим духовным возвращением на родину» (Герцен А. И.
Сочинения в 9-ти тт. М., 1956, т. 3, с. 10). См. также статью
С. Н. Булгакова «Душевная драма Герцена» в сборнике «От марксизма
к идеализму» (СПб., 1903).
- (*)Ср. со словами
А. С. Пушкина (статья «О ничтожестве литературы русской»): «России
определено было высокое предназначение... Её необозримые равнины
поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю
Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную
Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение
было спасено растерзанной и издыхающей Россией...» (Пушкин
А. С. Собрание сочинений в 10-ти тт. М., 1981, т. VI, с. 206).
[133] |