АПОСТОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Создана в 2000 г. Зарегистрирована как Объединение православных общин апостольской традиции.
Август 2003 года. Заявление в связи
с проведением собора митрополитом Рафаилом (Прокопьевым). Устав Апостольской Православной
Церкви, утвержденный в августе 2003 года.
2003 г., 18 марта. Обращение митр.
Виталия к журналисту Дм. Власову.
2000 г., 25 июля. Решение о канонизации
свщм. Александра Меня.
2000 г., май. Устав, принятый при создании АПЦ.
Январь 2000 г. Декларация о создании
Апостольской Православной Церкви.
31 января 2000 г. Материалы пресс-конференции Общественное движение "За возрождение православия".
Подборка материалов о поставлениях, расколах и пр.
ПОЯСНЕНИЕ АПРЕЛЯ 2008 Г.
Конфликт с АПЦ (о котором речь ниже) произошёл в основном из-за поведения еп. Сергия Савиных. Спустя год после конфликта Савиных объявил, что служение епископа не доставляет ему средств к существованию, и оставил Церковь. Случай в некотором роде уникальный, потому что Церковь оставляли многие, но не с такими объяснениями. Подтвердилась печальная закономерность: чем громче свисток, тем меньше движения.
ПОЯСНЕНИЕ ФЕВРАЛЯ 2007 г.
Я был рукоположен в священники митр. этой Церкви Виталием (Кужеватовым) в 2002 г. В январе 2007 г., однако, я был вынужден покинуть юрисдикцию митр. Виталия, поскольку узнал, что он одобряет принцип женатого епископата (хотя сам является монахом) и письменно одобрил брак поставленного им епископа Сергия Савиных (брак - третий). Ранее допустимость женатого епископа отдельными членами АПЦ обсуждалась, но не официально одобрена не была.
В ходе разговора о женатом епископате выяснилось, что большинство активных епископов АПЦ его одобряют и выступают за конгрегационалистское устройство Церкви по протестантскому образцу. "Активные" - приходится уточнять, потому что именно в силу якобы конфедеративного устройства в АПЦ полагают возможным числить в своих рядах людей, которые реально в её жизни участия не принимают, хотя по разным причинам не возражают, когда от их имени делаются заявления. Практически, в АПЦ решения принимаются единолично о. Глебом Якуниным.
Конфедеративный принцип устройства, служение в большинстве приходов (двое из трёх) по протестантски или по католически даёт основания с религиоведческой точки зрения считать АПЦ протестантской церковью, которая сохраняет лишь некоторые православные традиции (допускается наименовение "православные", допускается почитание икон).
Оправдание безнравственности указывает, к сожалению, на то, что АПЦ окажется в одной шеренге с теми христианами, которые смотрят сквозь пальцы на грехи ради достижения очередной "благой цели". И в том уставе, который Савиных выдаёт за "принятый" опять лукаво не говорится даже о признании принципа женатого епископата. "Епископ Сергий" заявил, что с удовольствием каждому, кто его спросит, сообщит сведения о том, как и когда он заключал свои браки. Но, видимо, только частным порядком сообщит - ведь это "частная жизнь". По сравнению с этим лучше лицемерие обычных конфессий, которые вывешивают в интернете биографии своих епископов с обязательным упоминанием их брачного статуса - может быть, они лгут, но они по крайней мере понимают, что "частная жизнь" для христианина вообще и духовенства в частности уже не является только "частной жизнью".
Руководство АПЦ попыталось задним числом изобразить дело так, что изначально допускался женатый епископат, просто этим "никто не интересовался". Огласки, однако, пытаются избежать, потому что огласка сразу переместит АПЦ из православной традиции, пусть либеральной, в протестантскую, хотя бы и с риторикой о "предании". Впрочем, "предание" тут заканчивается на апостоле Павле и его "требовании", чтобы епископ был одной жены муж. Почему-то, однако, не возвращатся к тождеству епископа и священника, что для апостола Павла было несомненным - "трёхчленной иерархии" тогда не было.
В любом случае, официального ответа на свое обращение к руководству АПЦ (cм. ниже), я не получил.
25 января в частной беседе о. Глеб Якунин сообщил мне, что епископы, священники и миряне, одобряющие женатый епископ, решили не покидать Апостольскую Православную Церковь. Я, соответственно, вынужден был покинуть её. Уже после этого, в начале февраля 2007 г., митр. Виталий (Кужеватов) распространил среди духовенства АПЦ заявление, подписанное 23 января, (мне это заявление направлено им не было), в котором утверждал, что в Декларации о создании АПЦ в январе 2000 году говорилось о возможности поставления епископов не из монашествующих и из женатого духовенства. Однако, обращение к тексту Декларации (опубликованному в том же 2000 году Московской Хельсинской Группой при отчёте о пресс-конференции о. Глеба Якунина, митр. Стефана Линицкого и др) показывает, что там говорилось о возможности поставления епископов лишь не из монашествующих, а слова "и женатого духовенства" в подлинном тексте Декларации отсутствуют.
Интересующимся АПЦ и желающим в неё войти надо тщательно разузнавать, не придерживается ли она ещё каких-нибудь оригинальных для православия практик и теорий. Хотя список вопросов при таком подходе будет, видимо, бесконечным. Я оставил АПЦ сразу после того, как мне было заявлено, что женатый епископат - нормально, и что вообще частная жизнь христианина его единоверцев не должна касаться. На мой взгляд, чем более человек получает прав и обязанностей, как лидер, тем менее у него остаётся права на неприкосновенность и неподсудность "частной жизни".
* * *
Обращение свящ. Якова Кротова к митр. Виталию (Кужеватову) и о. Глебу Якунину
Москва, 18 января 2007 г.
Преосвященнейший владыка Виталий, досточтимый отец протопресвитер Глеб,
моя вчерашняя устная беседа с вами убедила меня, что вопрос о будущем Апостольской Православной Церкви стоит острее, чем я думал. Это не проблема брака вл. Сергия Савиных. Это проблема более общая: самого духа Апостольской Православной Церкви.
То, что это дух реформ, несомненно. Однако, первично не это. Ведь не отказ проводить реформы – главный недостаток Московской Патриархии. Её главный недостаток – дух лукавства, когда провозглашается одно, а совершается другое.
Владыка Сергий, мне кажется, обвинил меня именно в этом духе, когда писал: «о. Яков не смог принять сана в какой-либо иной Церкви, которая была бы с его точки зрения достаточно легитимна. Тогда он решил стать священнослужителем АПЦ и переделать ее под свои взгляды». Если бы я так поступил – тайно вкрался в АПЦ – это было бы именно проявлением духа лукавства. Но реальность была другой (Савиных стал членом АПЦ много позже меня, так что в данном случае он пишет о том, чему свидетелем не был): я с самого начала сообщил о том, что считаю необходимым стремиться к объединению православия и католичества, что хотел бы за службой поминать Папу Римского, что буду искать возможности в сущем сане быть принятым в Католическую Церковь. Владыка Виталий сказал, что это не является препятствием для моего вхождения и пребывания в Апостольской Православной Церкви.
Не такова ситуация с браком вл. Сергия Савиных. Факт брака упорно замалчивался – не владыкой Сергием, а вами. Не далее как неделю назад я говорил с о. Глебом о необходимости воспрепятствовать браку Савиных, и Вы, отче, не сказали мне, что этот брак уже совершился. По сей день вы втроём замалчиваете (хотя знаете) все обстоятельства брачной одиссеи вл. Сергия Савиных: когда именно в течение своей жизни и сколько раз он женился, когда он женился последний раз, венчался ли он со своей третьей супругой и кто, кстати, дерзнул таковое венчание совершить (если кто-то дерзнул).
Что совесть вл. Сергия Савиных изначально была нечиста, видно из того, что он позаботился взять у вл. Виталия письменное разрешение на свой «архиерейский брак», хотя – с позиций самого Савиных – нужды в таком разрешении не было, ведь он совершеннолетний мужчина. Впрочем, видимо, таковое разрешение было выдано задним числом. А что совесть Вас, вл. Виталий, не вполне чиста, видно из того, что факт такового разрешения Вы тоже замалчивали и признали только после того, как его предал гласности Савиных.
Вчера (17 января 2007 года), вы, дорогие вл. Виталий и о. Глеб, мне заявили в устной беседе, что изначально в АПЦ предполагался женатый епископат. Владыка Виталий сослался на декларацию о создании АПЦ. Я проверил: в декларации АПЦ нет ни слова о допустимости женатого епископа. Говорится со ссылкой на дискуссии начала XX в. о нежелательности засилья монашествующих, но это совсем иное: в 1917 году речь шла о целибатном епископате.
Вопреки тому, что пишет вл. Сергий (впрочем, он не приводит цитаты, что очень знаменательно), я никогда писал ему, что слышал от епископов АПЦ, будто они симпатизируют идее женатого епископата. Так что он лжёт, утверждая, будто я знал о том, что в АПЦ готовится брачный епископат. Я никогда таких слов не слышал ни от вл. Виталия, ни от вл. Сергия Саркисова, ни от кого-либо ещё. В феврале 2006 года вл. Виталий подписал проект Канонического сборника, в котором говорилось о безбрачном епископате.
Вчера, вл. Виталий, Вы сказали мне, что в АПЦ уже было два прецедента поставления в епископы женатых священников: еп. Андрей (не знаю фамилии) из Истры и некий епископ, находящийся ныне в Болгарии. Это ещё одно проявление духа лукаства, поскольку никому не сообщалось о том, что в АПЦ есть такие епископы (о еп. Андрее мне ранее определённо говорилось, что он в АПЦ не входит, хотя ей симпатизирует, о некоем «болгарском епископе», да ещё женатом, я услыхал впервые).
Следовало ли сообщать мне, грешному, о том, что поставляются женатые епископы? Уверен, что да. Речь идёт о нововведении, и принципиальном, о таком нововведении, которое следовало бы как минимум довести до сведения членов Церкви, не говоря уже о том, что в «реформаторской» Церкви это нововведение следовало бы предварительно обсудить. Формально, кстати, как заведующий канцелярией Синода, отделом кадром и отделом межцерковных отношений, я должен был быть поставлен в курс относительно брака вл. Сергия. Ведь не Савиных, а именно мне придётся объясняться по поводу этого инцидента перед московскими журналистами.
Я посмотрел Вашу свежую брошюру, дорогой о. Глеб. И в ней нет ни слова про женатый епископат. Напротив: там подчёркивается необходимость безбрачного епископата, хотя и не монашествующего, когда говорится о поставлении еп. Виктора Веряскина: «Веряскин познакомился с нами и говорит: "Я хочу к вам перейти". А потом я ему предложил стать епископом в нашей Церкви, и важно, что он целибат, епископом стал без монашества».
В той же брошюре есть несколько моментов, прямо показывающих, что Вы против именно того поведения, которое обнаружил владыка Сергий, когда пишете: «У Введенского, конечно, были очень тяжелые грехи служения спецслужбам, чекистам, и потом, по линии нравственности, то, что он несколько раз был женат [Подчёркнуто мной, про спецслужбы, конечно, к этому делу не относится – Я.К.]».
Я вынужден ещё раз подчеркнуть – поскольку вл. Сергий этот момент проигнорировал (полагаю, нарочито) – что речь идет не просто о поставлении в епископы женатого человека. Речь идет о браке после хиротонии, что резко противоречит православным канонам (любым) и, наконец, речь идёт не о первом браке, а, насколько я понимаю, о третьем.
Даже второй брак, не говоря уже о третьем, мне представляется для священника, тем более – епископа, недопустимым. И когда мне говорят, что прихожане вл. Сергия не возражают, я спрашиваю: разве демократия распространяется на заповеди? А если прихожане проголосуют за гомосексуала-епископа? За епископа-вора?
В принципе, вопрос о возможности рукоположения женатых первым браком людей в епископы может быть рассмотрен. Но в данном случае, я предложил бы о. Глебу следовать принципу, который он сам сформулировал в той же брошюре: «Единственно, может в целях, чтобы не послужило соблазном для других, пока нам это рано делать».
К сожалению, на практике Вы, о. Глеб, оказались непоследовательны и нарушили этот принцип: одобрили поступок вл. Сергия, хотя этот поступок несомненный «соблазн для других».
Я полагаю, что к вл. Сергию вполне применим Ваш отзыв о вл. Сергии Журавлёве (из той брошюры): «Журавлев, он не наш, он с самого начала к протестантизму был близок». Пока все «реформы» вл. Сергия сводились к обличениям в адрес католиков, поношению православных преданий, к служению англиканских служб, в общем – это протестантизм. Что здесь от Православия – непонятно. Впрочем, это даже хуже, чем протестантизм. В обычном протестантизме человек встроен в какую-никакую структуру и оглядывается на неё. Вл. Сергий Савиных повёл себя так, словно он один и ни на кого оглядываться не должен. То, что при епископском поставлении он приносил присягу, в которой говорится – на вполне понятном, хотя церковно-славянском, языке – о соблюдении канонов и преданий Православия – для него, очевидно, пустая формальность. Сборник канонов, в котором учтены все православные каноны, для него – моя гнусная попытка «навязать нашей Церкви Сборник Канонов, списанный с Канонов Римско-Католической Церкви». Между тем, если бы вл. Сергий потрудился сравнить Сборник канонов АПЦ с Каноническим корпусом Римско-Католической Церкви, он бы увидел, насколько это разные тексты. Вл. Сергий Савиных заявил, что «о. Яков и его помощники открыто в интернете возмущались богослужебными реформами, которые практически проводятся в общинах Западно-вропейской Епархии АПЦ». Во-первых, непонятно, о каких «моих помощниках» идёт речь – таковых не существует. Ни о каких богослужебных реформах, проводимых Савиных, мне неизвестно и я не имею о таковых ни положительного, ни отрицательного мнения. В интернете семинарист католической семинарии в Петербурге высказал возмущение кощунством, которое проводил под видом богослужения рукоположенный Савиных господин Карчевский. Неужели назвать баптистское богослужение православным – это реформа?
Проблема на сегодняшний день не в Савиных. Он вполне проявил себя человеком, неспособным к диалогу, не умеющим трезво оценивать собственное поведение, тоталитарным в обращении. Проблема в Вашей позиции, дорогой владыка Виталий и дорогой отец Глеб. Я призываю Вас либо отказаться от идеи женатого епископата, отмежеваться от многобрачного архиерея Сергия Савиных, дезавуировать и аннулировать своё согласие его на брак после хиротонии во епископа, к тому же – на третий брак, либо покинуть Апостольскую Православную Церковь, предоставив её пасти тем епископам, которые хотят реформировать православие, а не насаждать не лучшего образца протестантизм под названием «православия апостольской традиции».
Со смущением и дерзновением
Священник Яков Кротов
См.: Русское христианство.
Об апостольском преемстве в Апостольской Православной Церкви.
|