Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

 

АПОСТОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ


См.: Собрание документов по истории Апостольской Православной Церкви.

АПОСТОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

УСТАВ

Принят собранием епископов 1 августа 2003 года.

Заменил Устав от мая 2000 года.

На оригинале подписи: митр. Стефана Линицкого, митр. Виталия Кужеватова, архиеп. Сергия Саркисова, секретаря собрания епископов свящ. Глеба Якунина, еп. Дионисия (Агапова).

Апостольская Православная Церковь, имеющая апостольское преемство от Украинской Автокефальной Православной Церкви через митрополита Стефана Линицкого, исповедует веру в Пресвятую Троицу согласно догматам Вселенских Соборов. Сознавая свою греховность и слабость, епископы, священники и миряне Апостольской Православной Церкви уповают, что их сохраняет и сохранит от заблуждений и вражды Сам Господь и Бог и Спаситель Иисус Христос, по молитвам Своей Пречистой Матери и Приснодевы Марии и всех святых.

Во время образования Апостольской Православной Церкви на территории России в 2000 году не было принято никакого особого устава, что было вызвано обстоятельствами времени. Господь благословил, однако, предпринятое начинание, и поэтому настоящий Устав призван запечатлеть основные особенности богослужения и управления в Апостольской Православной Церкви для сведения и руководства ее членов, для последующего обсужденияи и усовершенствования.

1. Общие принципы

1. Апостольская Православная Церковь свою деятельность основывает на канонах и Предании Вселенской Церкви и пастырских нуждах сегодняшнего дня. В случае противоречий между различными канонами, между канонами и Словом Божиим, между Преданием и возвещением Евангелия в условиях современности, Апостольская Православная Церковь считает необходимым и допустимым вносить изменения в каноны и развивать Предание в строгом соответствии с духом и буквою Божественного Откровения.

2. Епископы, священники и миряне Апостольской Православной Церкви во исполнение призыва Спасителя и Господа Иисуса Христа: «Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою» (Мф. 20, 26) признает необходимым организацию церковной жизни на уважении к чаяниям и решениям верующих православных христиан, с сохранением за епископами и священниками обязанности охранять и преподавать истины вероучения и вместе с паствою организовывать богослужебную жизнь, вести дела милосердия и служения ближнему.

3. Во исполнение апостольского призыва: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19) Апостольская Православная Церковь допускает и поощряет разнообразие богослужебного уклада и принципов организации общинной жизни при сохранении вероучительного единства и духа братской любви, призывает к развитию духа экуменического общения между собратьями по вере в Господа Иисуса Христа.

2. Особенности богослужения

1. Апостольская Православная Церковь допускает и приветствует перевод богослужения на современные языки (в том числе, с церковно-славянского на русский).

2. Апостольская Православная Церковь допускает совершение богослужения по новому стилю, призывая совершать наиболее важные праздники одновременно с прочими православными.

3. Апостольская Православная Церковь разрешает совершать богослужение без иконостаса, без царской завесы и без царских врат (либо с открытыми царскими вратами и завесой), с сокращением молитвословий, призывая к тому, чтобы эти изменения не потакали человеческой лености и слабости, но способствовали более горячей молитве.

4. Апостольская Православная Церковь благословляет монахиням и мирянам входить в алтарь для помощи в совершении богослужения,призывая их, а также всех священно- и церковнослужителей, со всем возможным благоговением соблюдать уважение к святости храмов, которым подобает быть домами молитвы, и особенно к святости алтарей, где совершается жертва Христова.

3. Общины

1. Апостольская Православная Церковь полагает главным для существования Церкви существование общин верующих православных христиан, которые на началах взаимной любви, свободы и ответственности совместно исполняют заповеди Божии. Общины могут создаваться епископами и священниками, могут приниматься в состав Апостольской Православной Церкви.

2. К ведению общины относятся: разработка и утверждение устава общины (если община создается без священника); избрание кандидатов в епископы, священники и диаконы, определение средств, отчисляемых епископу как ежегодно, так и по мере необходимости; принятие решения о переходе из юрисдикции одного епископа АПЦ к другому.

3. Споры между членами общин разрешаются на основании их уставов. Община имеет право предусмотреть исключение того или иного человека из своего состава, но не отлучение кого-либо из числа членов от Апостольской Православной Церкви. Конфликты между членами общин разрешаются согласно уставу той или иной общины, с правом апелляции к епископу и, как к окончательной инстанции, к Собору.

4. Священники

1. По мере возможности общины должны возглавляться священником, и каждый священник должен прилагать старания к тому, чтобы совершать богослужение в какой-либо из уже имеющихся общин или основать новую общину с упованием на помощь Божию в деле возрастания Церкви.

2. К ведению священника относятся выработка устава общины, если таковая создается им самостоятельно, ведение финансовой и хозяйственной деятельности, необходимой для полноценной и благочестивой литургической и общинной жизни. Желательно, чтобы заведывание денежными средствами осуществлялось совместно священником и членами общины.

3. Апостольская Православная Церковь признает возможным существование общин и священников, не находящихся в ведении того или иного епископа, считая, однако, такое существование случаем крайним, допустимым лишь в условиях притеснений и гонений со стороны светских властей. В нормальных же условиях общины соединяются друг с другом через признание над собою авторитета того или иного епископа.

4. Предоставляя священникам право определять, кто может приступать к Святой Чаше и при каких условиях, Апостольская Православная Церковь призывает воздерживаться от отлучения верующих от Причастия, рекомендует своим чадам в случае возникновения разногласий избегать споров и предпочитать переход в другую общину или юрисдикцию. Окончательным является решение об отлучении или о его снятии, принимаемое Собором Апостольской Православной Церкви.

5. Епископы

1. К ведению епископа относятся: освящение мира, прославление святых для почитания в общинах, принадлежащих к юрисдикции данного епископа; определение, по какому календарному стилю совершается богослужение, организация контактов с другими Церквами и исповеданиями, принятие в свою юрисдикцию общин Апостольской Православной Церкви по их просьбе (или отказ в принятии), а также решение других вопросов, которые канонами относятся к полномочиям архиерея.

2. Поставление нового епископа совершается по возможности по выбору паствы не менее, чем тремя епископами.

3. Апостольская Православная Церковь отменяет институт викариатства как противоречащий равенству всех епископов.

6. Соборы

1. Высшим органом управления Апостольской Православной Церкви является Поместный Собор епископов, клириков и мирян, созываемый по возможности не реже одного раза в год.

2. В соборе участвуют все епископы, а также представители клира и мирян по выбору общин: от каждых десяти человек по одному представителю.

3. В период между Соборами вопросы координации церковной жизни решаются соборно всеми епископами, образующими постоянный Собор епископов (Синод).

4. К ведению Собора епископов относятся: прославление святых для почитания во всей Апостольской Церкви, ведение и хранение материалов Соборов, утверждение титулатуры епископов, учет поставляемых епископов и создаваемых общин.

7. Пределы наказаний и прещений

1. Собор епископов (Синод) вправе простым большинством голосом вынести решение о нежелательности использования названия Апостольской Православной Церкви тем или иным епископом, священником или общиной АПЦ. Это решение может быть обжаловано перед Поместным Собором.

2. Конфликты между епископами разрешаются Синодом с правом апелляции, как к окончательной инстанции, к Собору. Не допускается наказание священника или епископа в виде извержения из сана. Высшими степенями наказания могут быть лишь запрет в священнослужении священнослужителям и отлучение от участия в Таинствах мирянам, причем действие этих наказаний распространяется лишь в пределах юрисдикции Апостольской Православной Церкви.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова