Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

К оглавлению


§4. Верные Христовы. Иерархия,
миряне, посвященная Богу жизнь


 
"Верующие - это те, кто, приобщившсь ко Христу через крещение, складывается в Народ Божий и, став на свой лад благодаря этому участниками священнического, пророческого и царского служения Христа, призывается - в соответствии с положением каждого - к осуществлению той миссии, которую Бог доверил Церкви исполнять в мире".

871
"Между всеми верующими в силу их возрождения во Христе существует полное равенство в отношении их достоинства и деятельности, благодаря которому все они, в согласии с положением и обязанностями каждого, сотрудничают ради созидания Тела Христова".

872
Даже различия, которые Господь пожелал положить между членами Своего Тела, служат его единству и миссии. Ибо "в Церкви есть многообразие служении, но единство миссии. Христос поручил апостолам и их преемниками задание преподавать, освящать и руководить во имя Его и Его властью. Но миряне, сделанные участниками священнического, пророческого и царственного задания Христа, принимают на себя, в Церкви и мире, свою долю в исолнении того, что является миссией народа Божия в целом". Наконец, "в той и другой части есть такие верующие, которые вследствие исповедания евангельских обетов или других священных уз (...) посвящают себя Богу и способствуют спасительной миссии Церкви".

873
I. Иерархическое строение Церкви

 
Зачем нужно служение в Церкви?

 
Христос Сам есть источник служения в Церкви. Он его установил, дал ему власть и миссию, направление и цель:

874
Христос Господь, чтобы пасти и приумножить Народ Божий, установил в Своей Церкви различные служения, направленные на благо всего тела. Ибо служители, обладающие священной властью, служат своим братьям, чтобы все принадлежащие к народу Божию (...) пришли к спасению.

 
"Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?" (Рим 10,14-15). Никто, будь то человек или община, не может самому себе проповедовать Благую Весть. "Вера от слышания" (Рим 10,17). Никто не может сам себе дать поручение и миссию проповедовать Благую Весть. Посланник Господень говорит и действует не собственной властью, но в силу власти Христовой; не как член общины, но обращаясь к ней во имя Христа. Никто не может наделить сам себя благодатью - она должна быть дана и дарована. Это предполагает наличие служителей благодати, получивших от Христа власть и достоинство. От Него они получают миссию и способность ("священную силу") действовать в лице in persona Christ} Capitis [в лице Христа-Главы]. Церковное Предание называет таинством это служение, в котором посланники Христа делают и подают милостью Божией то, чего не могут сделать и дать сами. Служение священства в Церкви передается через особое таинство.

875
С таинственной (сакраментальной) природой служения в Церкви неразрывно связан его служительный характер. Действительно, полностью завися от Христа, Который дает миссию и власть, священники - воистину "рабы Иисуса Христа" (Рим 1,1), по образу Христа, Который ради нас добровольно принял "образ раба" (Флп 2,7). Поскольку слово и благодать, служителями которых он являются, принадлежат не им, но Христу, Который вверил их им для передачи другим, они добровольно станут слугами всех.

876
Точно так же из таинственной природы служения в Церкви вытекает его коллегиальный (соборный) характер. Действительно, с самого начала Своего служения Господь Иисус установил двенадцать апостолов, "одновременно и семя Нового Израиля, и начало священной иерархии". Избранные вместе, они и посланы вместе, и их братское единство пребудет на службе братского общения всех верных; оно будет как бы отражением и свидетельством общения Божественных Лиц. Поэтому каждый епископ исполняет свое служение в лоне Коллегии Епископов, в общении с Римским Епископом, преемником св. Петра и главою Коллегии Епископов; священники исполняют свое служение в лоне епархиального пресвитерства, под управлением своего епископа.

877
Наконец из таинственной природы служения в Церкви вытекает его личностный характер. Священники Христовы действуют вместе, но в то же время каждый из них действует как личность. Каждый призван лично: "ты иди за Мною" (Ин 21,22), чтобы в общей миссии быть личностным свидетелем, несущим личную ответственность перед Тем, Кто дает миссию, действуя "в Его лице" и для лиц - конкретных людей: "Я крещу тебя во имя Отца...", "Я отпускаю тебе грехи...".

878
Таинственное служение в Церкви есть, таким образом, служение одновременно коллегиальное и личное, несомое во имя Христа. Это обнаруживается в связях между коллегией епископов и его главою, преемником св. Петра, и в соотношении пастырской ответственности епископа за свою отдельную Церковь с общей заботой коллегии епископов о Вселенской Церкви,

879
Коллегия Епископов и глава его - Папа

 
Христос установил двенадцать апостолов "как коллегию или постоянное объединение, главою которого поставил Петра, избранного из их среды". "Как по установлению Господа св. Петр и другие апостолы составляют единый апостольский собор, так и Римский Первосвященник, преемник Петра, и епископы, преемники апостолов, составляют единое целое".

880
Господь поставил одного Симона, которому дал имя Петра, камнем Своей Церкви. Он дал ему ключи от нее; Он поставил его пасти все стадо. "Но эта миссия связывать и разрешать, данная Петру, несомненно была также дана коллегии апостолов, в единении с их главой". Эта пастырская миссия Петра и других апостолов принадлежит к основаниям Церкви. Ее продолжают епископы под первоначалием Папы.

881
Папа, Епископ Римский и преемник св. Петра, "есть постоянное и видимое начало и основа единства и епископов и множества верных". "Ибо Римский Первосвященник имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую вдгсгь, которую он вправе всегда свободно осуществлять".

882
"Коллегия Епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским Первосвященником в качестве главы". Как таковая эта Коллегия "является носительницей также верховной и полной власти над всей Церковью, но власти, которая не может осуществляться иначе как с согласия Римского Первосвященника".

883
"Коллегия Епископов осуществляет торжественным образом власть над всею Церковью на Вселенском Соборе". "Нет Вселенского Собора, если он не утвержден как таковой или, по крайней мере, не одобрен преемником Петра".

884
"Коллегия Епископов, поскольку она состоит из многих, выражает многообразие и вселенскость народа Божиего; но поскольку она собрана под единым Главой, она выражает единство стада Христова".

885
"Каждый епископ сам по себе является видимым началом и основанием единства в своей отдельной Церкви". Как таковые они "исполняют свое пастырское правление над порученной им частью народа Божия", с помощью пресвитеров и диаконов. Но как члены Коллегии Епископов все они принимают участие в заботе о всех Церквах, проявляя ее прежде всего в "хорошем управлении своими Церквами как частями Вселенской Церкви", "активно содействуя таким образом благу всего Мистического Тела, которое есть также Тело Церквей". Это попечение в особенности распространяется на бедных, на гонимых за веру, а также на миссионеров, трудящихся по всей земле.

886
Соседние отдельные Церкви с однородной культурой образуют церковные провинции либо более широкие объединения, называемые патриархатами или регионами. Епископы этих объединений могут собираться на провинциальные синоды или соборы. "Епископские конференции в наши дни могут также вносить многообразный и плодотворный вклад, чтобы дух соборности конкретно осуществлялся".

887
Миссия учить

 
Епископы со священниками, своими сотрудниками, имеют "первой обязанностью возвещать Евангелие Божие всем людям", как повелел Господь. Они - "глашатаи веры, приводящие новых учеников ко Христу, и подлинные учители апостольской веры, "наделенные властью Христовой".

888
Чтобы сохранять Церковь в чистоте веры, переданной апостолами, Христос, Который есть истина, пожелал наделить Свою Церковь участием в Своей собственной непогрешимости. "Сверхъестественным разумением веры" народ Божий "неотступно держится веры" под руководством живого Учительства Церкви.

889
Миссия учительства связана с окончательным характером завета, заключенного Богом во Христе со Своим народом; учительство должно оберегать народ Божий от заблуждений и слабостей и обеспечивать ему объективную возможность без ошибок исповедовать подлинную веру. Пастырское задание вероучительства таким образом имеет целью заботиться о том, чтобы народ Божий пребывал в Истине, которая делает свободными. Чтобы совершать это служение, Христос наделил пастырей благодатным даром безошибочности в вопросах веры и нравственности. Пользование этим даром может облекаться в различные проявления:

890
"Этой безошибочностью обладает в силу своей миссии Римский Первосвященник, глава Коллегии Епископов, когда он как верховный пастырь и учитель всех верующих, которому поручено "утверждать в вере своих братьев", окончательным решением провозглашает положение учения о вере и нравственности. (...) Обещанная Церкви безошибочность наличествует также в Коллегии Епископов, когда они совместно с преемником Петра осуществляют верховное учительство", особенно на Вселенском Соборе. Когда Церковь своим верховным учительством предлагает веровать в нечто "как богооткровенное" и как учение Христа, этим "определениям надо подчиняться в послушании веры". Эта безошибочность простирается так же широко, как и сокровище Божественного Откровения.

891
Божественная помощь дана также преемникам апостолов, учащим в общении с преемником Петра, и особым образом Епископу Римскому, Пастырю всей Церкви, когда, не претендуя на безошибочное определение и не вынося "окончательного решения", они предлагают в рамках постоянного Учительства поучение, которое приводит к лучшему разумению Откровения в вопросах веры и нравственности. Верующие должны дать "религиозное согласие своего духа" такому обычному поучению; это согласие отличается от согласия веры, но в то же время продолжает его.

892
Миссия освящать

 
Епископ является также "служителем благодати наивысшего священства", особенно в Евхаристии, которую он совершает сам или обеспечивает ее совершение священниками, своими сотрудниками. Ибо Евхаристия - средоточие жизни отдельной Церкви. Епископ и пресвитеры освящают Церковь своей молитвой и трудом, священнослужением слова и таинств. Они освящают ее своим примером, "не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду" (1 Петр 5,3). Так они "вместе с вверенным им стадом достигают жизни вечной".

893
Миссия управлять

 
"Епископы правят своими отдельными Церквами, порученными им как наместники и посланники Христа, советами, увещаниями, примером, а также авторитетом и священной властью", которой, однако, они должны пользоваться для того, чтобы созидать - в том же духе служения, как и у их Учителя.

894
"Эта власть, которой они пользуются лично во имя Христа, - власть их собственная, прямая и непосредственная, хотя осуществление ее в конечном итоге определяется верховной властью Церкви". Но не следует рассматривать епископов как наместников Папы, постоянная и непосредственная власть которого над всей Церковью не отменяет, но, наоборот, утверждает и защищает их власть. Эта последняя должна осуществляться в общении со всей Церковью под руководством Папы.

895
Добрый Пастырь должен быть образцом и "формой" для пастырской миссии епископа. Сознавая свои слабости, епископ "может проявлять снисхождение к незнающим и заблудшим. Пусть он не отказывается выслушивать подвластных ему, заботясь о них как о настоящих сынах своих (...). А верные должны быть едино с епископами, как Церковь с Иисусом Христом и как Иисус Христос с Отцом".

896
Следуйте все за епископом, как Иисус Христос за Отцом, а за пресвитерами - как за апостолами; что же до диаконов, почитайте их, как Божий закон. Никто пусть не делает вне воли епископа ничего, отосящегося к Церкви.

 
II. Верующие миряне

 
"Под именем мирян здесь понимаются все верные, кроме членов священства и монашества, признанных Церковью; то есть верующие, сочетавшиеся со Христом в крещении, вошедшие в состав народа Божия и сделанные участниками, каждый на свой лад, священнического, пророческого и царственного служения Христа. Они исполняют в свою очередь миссию всего христианского народа в Церкви и мире".

897
Призвание мирян

 
"Собственное призвание мирян состоит в том, чтобы искать Царства Божия ведя мирские дела и устрояя их по воле Божией (...). Им в особенности следует так освящать и направлять все мирские дела, с которыми они тесно связаны, чтобы дела эти совершались и развивались всегда согласно Христу и были во славу Творца и Искупителя".

898
Инициатива мирян-христиан особенно необходима, когда речь идет о том, чтобы открыть, изобрести средства, которые смогут пронизать общественную, политическую, экономическую действительность согласно требованиям вероучения и христианской жизни. Эта инициатива - нормальный элемент церковной жизни:

899
Верующие миряне находятся на передовой линии церковной жизни; через них Церковь становится жизненным началом общества. Вот почему они особенно должны всегда и все более ясно сознавать не только что они принадлежат к Церкви, но что сами они - Церковь, то есть община верующих на земле под водительством общего главы, Папы, и епископов в общении с ним. Они - Церковь.

 
Как всем верующим, мирянам в силу крещения и миропомазания поручено Богом апостольство, поэтому они обязаны и имеют право, индивидуально или собравшись в объединения, работать ради того, чтобы Божия Весть спасения была познана и принята всеми людьми и всей землею. Эта обязанность еще более насущна, когда ни от кого другого, кроме как от них, люди не могут услышать Благую Весть и узнать Христа. В церковных общинах их деятельность так необходима, что без нее апостольство пастырей чаще всего не может быть вполне результативным.

900
Участие мирян в священническом служении Христа

 
"Миряне, посвященные Христу и помазанные Духом Святым, дивно призваны и подготовлены к тому, чтобы приносить в себе все более обильные плоды Духа. Ибо все их дела, молитвы и апостольские начинания, брачная и семейная жизнь, повседневный труд, отдых тела и души, если они совершаются в Духе, и даже жизненные трудности, если они переносятся терпеливо, становятся,, духовными жертвами, благоприятными Богу Иисусом Христом" (1 Петр 2,5); и они (миряне) в совершении Евхаристии вместе с приношением Тела Господня благоговейно приносятся Отцу. Так миряне, поклоняясь Богу, живя в святости, посвящают Богу мир".

901
Особенно родители участвуют в задании освящения, "когда ведут супружескую жизнь в христианском духе и дают своим детям христианское воспитание".

902
Миряне, обладающие требуемыми качествами, могут быть допущены к постоянному служению чтецами и аколитами. "В случае, когда того требуют нужды Церкви, при нехватке священнослужителей, миряне, даже не будучи чтецами или аколитами, могут исполнять некоторые их обязанности; осуществлять служение слова, предстоятельствовать на литургических молитвах, совершать крещение и преподавать Святые Дары в соответствии с предписаниями права".

903
Их участие в пророческом служении Христа

 
"Христос (...) совершает Свое пророческое служение не только через иерархию (...) но и через мирян; для того Он и поставил их свидетелями и одарил чувством веры и благодатью слова:

904
Учить кого-либо, чтобы привести к вере, - задача каждого проповедника и даже каждого верующего.

 
Свою пророческую миссию миряне выполняют также чере евангелизацию, то есть .через "возвещение Христа свидетельством жизни и словом". У мирян это благовествование "носит специфический характер и приобретает особую действенность, потому что совершается в обычных условиях этого мира":

905
Такого рода апостольство состоит не только в свидетельстве жизнью: истинный апостол ищет случая возвещать Христа словом - и неверующим (...), и верующим.

 
Те из верующих мирян, кто способен и подготовлен, могут также принять участие в катехетической подготовке, в преподавании богословских наук, в работе средств массовой информации.

906
"В меру своих познаний, компетентности и авторитета верующие имеют право, а иногда и прямую обязанность, высказывать священным пастырям свое суждение о том, что относится ко благу Церкви, и доводить его до сведения прочих верующих, сохраняя неприкосновенность веры и нравов, благоговение перед пастырями и принимая во внимание всеобщую пользу и личное достоинство".

907
Участие мирян в царственной миссии Христа

 
Своим повиновением вплоть до смерти Христос сообщил Своим ученикам дар царственной свободы, чтобы они "самоотречением и святостью победили в себе самих царство греха":

908
Тот, кто подчиняет свое собственное тело и правит своею душой, не давая захлестнуть себя страстям, - тот сам себе хозяин: его можно назвать царем, ибо он способен править своей собственной личностью; он свободен и независим и не сдается в плен грешному рабству.

 
"Кроме того, миряне также объединенными силами должны нести надлежащее оздоровление в мирские учреждения и обстоятельства, когда те побуждают ко греху, чтобы все они стали сообразными нормам справедливости и способствовали, а не препятствовали осуществлению добродетели. Действуя таким образом, они насыщают нравственными ценностями человеческие дела и культуру".

909
"Миряне могут также ощущать себя или быть призванными к сотрудничеству с пастырями на службе церковной общины ради ее возрастания и жизни, исполняя самые разнообразные служения, в зависимости от благодати и даров, которыми Господь соблаговолит наделить их".

910
В Церкви "верующие миряне могут согласно канонам сотрудничать в осуществлении управления". Так обстоит дело с их участием в партикулярных соборах, епархиальных синодах, пастырских советах; с совместной ответственностью за исполнение пастырских обязанностей в приходе; с сотрудничеством в советах по экономическим делам; с участием в церковных судах и т.п.

911
Верующие должны "тщательно различать права и обязанности, надлежащие им как членам Церкви, и те, которые им положены как членам человеческого общества. Они должны стремиться гармонически согласовать те и другие между собой, памятуя, что им следует руководствоваться христианской совестью во всех областях мирской жизни, ибо никакая человеческая деятельность, в том числе и мирская, не может быть изъята из власти Божией".

912
"Таким образом, всякий мирянин в силу даров, которыми он наделен, является одновременно свидетелем и живым орудием миссии самой Церкви ,,по мере дара Христова" (Еф 4,7)".

913
III. Жизнь, посвящанная Богу

 
"Состояние жизни, которое возникает через принятие евангельских советов, хотя и не относится к иерархической структуре Церкви, все же неотъемлемо принадлежит к ее жизни и святости".

914
Евангельские советы, посвященная Богу жизнь

 
Евангельские советы в их многообразии предложены каждому ученику Христа. Совершенство любви, к которой призваны все верующие, означает для тех, кто совободно принимает призыв к посвящению жизни Богу, что они обязуются хранить целомудрие Царства Божия, жить в бедности и послушании. Жизнь, "посвященную Богу", характеризует исполнение этих советов в устойчивом состоянии жизни, признанном Церковью.

915
В итоге монашество является одним из способов познать "более глубокое" посвящение, которое, коренясь в крещении, всецело отдает верующего Богу. В жизни, посвященной Богу, верные Христовы ставят себе целью под действием Духа Святого как можно ближе следовать за Христом, отдавать себя Богу, любимому превыше всего, и, продолжая совершенствование любви на службе Царства Божия, показывать и возвещать в Церкви славу будущего мира.

916
Большое дерево со множеством ветвей

 
"Как дерево изумительно и многообразно разветвляется на ниве Господней из зерна, посеянного Богом, так развились разнообразные формы отшельнической или общинной жизни, различные семьи, духовное богатство которых идет как на пользу членам этих семей, так и на благо всего Тела Христова".

917
"От ранних времен в Церкви были мужчины и женщины, стремившиеся через исполнение евангельских советов с большей свободой следовать за Христом и более верно подражать Ему, и каждый из них на свой лад вел жизнь, посвященную Богу. Многие из них по наитию Духа Святого жили в одиночестве отшельничества или же основали религиозные семьи (монашеские ордена), которые Церковь с готовностью приняла и одобрила своею властью".

918
Епископы всегда должны стремиться распознавать новые дары посвященной Богу жизни, врученные Духом Святым Своей Церкви: одобрение же новых форм посвященной Богу жизни есть прерогатива Апостольского престола.

919
Отшельничество

 
Не всегда принося гласно обеты всех трех евангельских советов, отшельники "в строжайшем удалении от мира, в тишине уединения, в усердной молитве и покаянии посвящают свою жизнь прославлению Бога и спасению мира".

920
Они показывают каждому тот внутренний аспект тайны Церкви, каким является личная близость со Христом. Скрытая от глаз человеческих, жизнь отшельника есть молчаливая проповедь Того, Кому он отдал свою жизнь, ибо Он для отшельника все. В этом звучит особый призыв найти в пустыне, в самой "духовной брани", славу Распятого.

921
Девы, посвятившие жизнь Богу

 
С апостольских времен девы-христианки, призванные Господом неотступно следовать за Ним в величайшей свободе сердца, тела и духа, принимали с одобрения Церкви решение - жить в состоянии девственности "ради Царства Небесного"; (Мф 19,12).

922
"Выражая священное стремление как можно более верно cледовать за Христом, [девы] посвящаются Богу епархиальньи" епископом согласно утвержденному литургическому обряду, обручаются мистически со Христом Сыном Божиим и отдают себя на служение Церкви". Через торжественный обряд посвя щения дева "становится посвященным лицом, трансцендным знамением любви Церкви ко Христу, эсхатологическим образом этой Невесты неба и грядущей жизни".

923
"Близкий к другим формам жизни, посвященной Богу", чин девства утверждает женщину, живущую в миру (или монахиню), в молитве, покаянии, служении братьям и апостольском труде, в зависимости от положения каждой и полученных ею даров. Девы, посвятившие жизнь Богу, могут объединяться, чтобы вернее исполнять свои намерения.

924
Общежительное монашество

 
Родившись на Востоке в первые века христианства и развиваясь в учреждениях, канонически установленных Церковью, обжежительное монашество отличается от других форм посвященной Богу жизни своим культовым аспектом, публичным принесением обетов, братской совместной жизнью, свидетельствованием союза Христа и Церкви.

925
Обжежительное монашество относится к тайне Церкви. Оно есть дар, который Церковь получает от Господа своего и которым как устойчивым состоянием жизни одаряет верного, призванного Богом, через принесение обетов. Так Церковь может одновременно являть Христа и признавать себя Невестой Спасителя. Монашество в своих разнообразных формах призвано быть знамением самой любви Божией на языке своего времени.

926
Все монахи, находящиеся или не находящиеся в юрисдикции правящего епископа, занимают место среди его сотрудников в его пастырской миссии. Укоренение и миссионерское расширение Церкви требует присутствия монашества во всех его формах с самого начала евангелизации. "История подтверждает великие заслуги монашеских семей в распространении веры и образовании новых Церквей - от древних монашеских институций и средневековых орденов до современых конгрегаций".

927
Мирские институты

 
"Мирской институт" - это институт посвященной жзни, в котором верущие, живущие в миру, стремятся совершенствоваться в любви и прежде всего изнутри содействовать освящению мира".

928
"Жизнью, совершенно и всецело преданной [этому] освящению", члены этих институтов участвуют в евангелизаторской миссии "в мире и как бы со стороны мира", где их присутствие действует "как закваска". Их "свидетельство христианской жизни" направлено к тому, чтобы "подчинить дела этого мира Божией воле и наполнить мир силой Евангелия". Через священные узы они принимают евангельские советы и хранят между собою общение и братство, присущие их "мирскому образу жизни".

929
Общества апостольской жизни

 
Наряду с различными формами посвященной Богу жизни "имеют свое место общества апостольской жизни, члены которых без монашеских обетов, преследуют апостольские цели, присущие данному обществу и, живя в братском общении, стремятся, в согласии с присущим им образом жизни, к совершенству любви путем соблюдения уставов. Среди них есть и общества, члены которых принимают евангельские советы в согласии с их уставами.

930
Посвящение и миссия: возвещать грядущего Царя

 
Будучи отдан Богу, любимому превыше всего, тот, кого еще ранее посвятило Ему крещение, становится таким образом еще глубже посвященным служению Богу и преданным благу Церкви. Через статус посвященных Богу людей Церковь открывает миру Христа и показывает, как изумительно действует в ней Дух Святой. Те, кто приносят обеты, имеют, таким образом, назначение прежде всего своим посвящением. "Но поскольку они в силу самого своего посвящения отдают себя служению Церкви, то их обязанность - особое участие в миссионерском труде, в той форме, какая свойственна их уставу".

931
В Церкви, которая сама - как бы таинство, то есть знамение и орудие жизни Божией, - посвященная Богу жизнь проявляется как особое знамение тайны Искупления. Следовать за Христом и подражать Ему, будучи "ближе" к Нему, "яснее" проявлять свое собственное уничижение - это значит более глубоко присутствовать в жизни своих современников, находясь в Сердце Христа. Ибо ставшие на этот "более узкий" путь своим примером ободряют братьев: они приносят ослепительное свидетельство того, "что мир не может быть преображен и принесен Богу без духа заповедей блаженства".

932
Дается ли это свидетельство публично, как в монашестве, или менее гласно, или даже тайно, пришествие Христа для всех тех, кто посвятил себя Богу, остается истоком и Востоком их жизни:

933
Так как народ Божий не имеет здесь постоянного града, монашеское состояние (...) показывает всем верующим присутствие, уже в этом мире, небесных благ; оно свидетельствует о новой и вечной жизни, приобретенной через Искупление Христово; оно возвещает грядущее воскресение и небесную славу.

 
КОРОТКО

 
По Божественному установлению в Церкви среди верных есть священнослужители, по праву именуемые также духовенством; что касается остальных, они именуются мирянами". Есть, наконец, верные, принадлежащие к той и другой категории и которые принесением обетов евангельских советов посвятили себя Богу и служат таким образом миссии Церкви.

934
Чтобы благовествовать веру и насадить Свое Царство, Христос посылает Своих апостолов и их преемников. Он дает им участвовать в Своей миссии. От Него они получают власть действовать в Его лице (in persona Christi).

935
Господь сделал святого апостола. Петра видимым основанием Своей Церкви. Он вручил Петру ключи от нее. Епископ Римской Церкви, преемник св. Петра, есть "глава Коллегии (Собора) Епископов, наместник Христов и пастырь всей Церкви на всей земле".

936
Папа "по Божественному установлению обладает верховной, полной, непосредственной, вселенской властью попечения о душах".

937
Епископы, поставленные Духом Святым, являются преемниками апостолов. Они - "каждый со своей стороны - видимое начало и основание единства в отдельных (партикулярных) Церквах".

938
С помощью пресвитеров, их сотрудников, и диаконов епископы обязаны преподавать веру подлинным образом, совершать богослужения, прежде всего Евхаристию, и управлять своей Церковью как истинные пастыри. В их обязанности входит также забота обо всех Церквах, вместе с Папой и под его главенством.

939
"Состоянию мирян присуще вести свою жизнь в миру и среди мирских дел; поэтому они призваны Богом нести свое апостольское служение в миру, словно закваска, благодаря крепости их христианского духа".

940
Миряне участвуют в священстве Христа: все более и более сочетаясь с Ним, они приумножают благодать крещения" миропомазания во всех измерениях личной, семейной, общественной и церковной жизни и тем самым исполняют обращенный ко всем крещеным призыв к святости.

941
Благодаря своей пророческой миссии, миряне "призваны также быть в любых обстоятельствах и в самом сердце человеческого сообщества свидетелями Христовыми".

942
Благодаря их царственной миссии, миряне призваны путем самоотвержения и святости победить в себе и в мире царство греха.

943
Жизнь, посвященная Богу, характеризуется гласным принесением обетов бедности, целомудрия и послушания в признанном Церковью устойчивом состоянии жизни [например, в общежительном монашестве].

944
Будучи отдан Богу, любимому превыше всего, тот, кого еще ранее посвятило Ему крещение, посвящая свою жизнь Богу, глубже и полнее предает себя служению Ему и благу всей Церкви.

945

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова



Дизайн-проект двухкомнатной квартиры

Дизайн и архитектура в России Галерея работ

remraion.ru