|
К оглавлению
Статья пятая
"Иисус Христос сошел во ад,
в третий день воскрес из мертвых"
|
|
"Иисус нисходил прежде в преисподние места земли (...) Нисшедший, Он же есть и
восшедший всех" (Еф 4,9-10). Апостольский Символ веры в одном члене исповедует
сошествие Иисуса Христа во ад и Его Воскресение из мертвых в третий день, ибо
в Своей Пасхе из глубины смерти Он дал излиться жизни:
|
631 |
Христос, Сын Твой,
Который, взойдя от ада,
озарил Своим мирным светом человеческий род
и живет и царствует во веки веков. Аминь.
|
|
§1. Христос сошел во ад
|
|
Часто встречающиеся в Новом Завете утверждения, что Иисус "воскрес из мертвых"
(Деян 3,15; Рим 8,11; IKop 15,20), подразумевают, что, прежде чем воскреснуть.
Он побывал там, где пребывают мертвые. Это первый смысл, который дает апостольская
проповедь сошествию Иисуса во ад: Иисус познал смерть, как все люди, и соединился
с ними душою в жилище мертвых. Но Он сошел туда как Спаситель, возвещая Благую
Весть душам, которые были там заключены.
|
632 |
Жилище мертвых, куда сошел умерший Христос, Писание называет адом или "преисподними местами земли"
, потому что те, кто там находится, лишены созерцания Бога. Там в действительности
- в ожидании Искупителя - состояние всех мертвых, злых или праведных. Это не означает,
будто участь их одна и та же, что и показал Иисус в притче о бедном Лазаре, принятом
на "лоно Авраамово". "Именно эти святые души,
ожидавшие своего Избавителя на лоне Авраамовом, освободил
Христос, когда сошел в ад". Иисус сошел в ад не для того, чтобы освободить из
него проклятых или разрушить ад осуждения, но чтобы освободить праведников, которые
Ему предшествовали.
|
633 |
<...и мертвым было благовествуемо...> (1 Петр 4,6). Сошествие в ад
есть исполнение, вплоть до последней полноты, евангельской вести о спасении. Это
завершающая стадия мессианской миссии Иисуса, сжатая во времени, но безгранично
просторная в своем реальном распространении дела искупления на всех людей всех
времен и всех народов, ибо все спасенные обрели участие в искуплении.
|
634 |
Итак, Христос сошел в глубины смерти, чтобы сбылось: "...мертвые услышат
голос Сына Божия и услышавши оживут" (Ин 5,25). Иисус, "Начальник жизни" (Деян
3,15), умер, "дабы
смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь
были подвержены рабству" (Евр 2,14-15). Отныне Христос воскресший имеет "ключи ада и смерти"
(Откр 1,18) и "пред именем Иисуса
преклонилось всякое колено земных, небесных и преисподних" (Флп 2,10).
|
635 |
Великое молчание царит сегодня на земле, великое молчание
и великое одиночество. Великое молчание, ибо Царь спит. Земля содрогнулась и затихла,
ибо Бог почил во плоти и пошел пробудить тех, кто спал долгие века (...). Он идет
за Адамом, нашим праотцем, заблудившейся овцой. Он идет посетить всех, кто сидит
во тьме и под сенью смерти. Он идет избавить от их скорби Адама в его узах и Еву,
плененную с ним, - Он, их Бог и в то же время их Сын (...) "Я Бог твой, и ради тебя я стал Твоим Сыном. Встань, ты, спавший,
ибо Я создал тебя не для того, чтобы ты пребывал в аду в
узы закованный. Поднимись из мертвых, Я есмь жизнь мертвых".
|
|
КОРОТКО
|
|
В словах "сошел во ад" Символ веры исповедует, что Иисус
действительно умер и что Своей смертью за нас Он победил смерть и диавола, "имеющего державу смерти"
(Евр 2,14).
|
636 |
Христос умерший, соединенный душою со Своим Божественным
Лицом, сошел в жилище мертвых. Он открыл праведникам, которые Ему предшествовали,
врата неба.
|
637 |
|
|
|