|
К оглавлению
Статья четвертая
"Иисус Христос страдал
при Понтии Пилате,
был распят, умер и был погребен"
|
|
Пасхальная тайна Распятия и Воскресения Христова стоит в центре Благой
Вести, которую апостолы, а вслед за ними Церковь должны проповедовать миру. Спасительный
замысел Божий исполнился "однажды" (Евр 9,26) искупительной смертью Сына Божия
Иисуса Христа.
|
571 |
Церковь остается верной тому, что Сам Иисус до и после Своей Пасхи
"изъяснял (...) сказанное о Нем во всем Писании": "Не так ли надлежало пострадать
Христу и войти во славу Свою?" (Лк 24,26-27. 44-45). Страдания Иисуса приняли
свою конкретную историческую форму в силу того, что Он был отвержен "старейшинами,
первосвященниками и книжниками" (Мк 8,31), которые предали "Его язычникам на поругание
и биение и распятие" (Мф 20,19).
|
572 |
Таким образом, вера может пытаться изучать обстоятельства смерти Иисуса,
верно переданные в Евангелиях и освещенные другими историческими источниками,
чтобы лучше понять смысл Искупления.
|
573 |
§1. Иисус и Израиль
|
|
С самого начала общественного служения Иисуса фарисеи и сторонники
Ирода вместе со священниками и книжниками договорились погубить Его. Некоторые
деяния Иисуса (изгнание бесов, прощение грехов, исцеления в субботу, оригинальное
толкование предписаний закона о чистом и нечистом, близость с мытарями и грешниками)
вызвали у некоторых враждебно настроенных людей подозрение, что Он одержим. Его
обвиняют в святотатстве и лжепророчестве - религиозных преступлениях, которые
закон наказывал смертью через побиение камнями.
|
574 |
Многие деяния и слова Иисуса, следовательно, стали "предметом
пререканий" (Лк 2,34) для религиозных властей Иерусалима, которых Евангелие от
Иоанна часто называет "иудеями", еще больше, чем для всего народа Божия. Конечно,
Его отношения с фарисеями не были только полемическими. Об опасности, которая
Ему грозит, Его предупреждают фарисеи. Иисус хвалит некоторых из них, как, например,
книжника из Мк 12,34, и неоднократно совершает трапезу у фарисеев. Иисус подтверждает
статьи вероучения, разделяемые этой религиозной верхушкой народа Божия: о воскресении
мертвых, формах благочестия (милостыня, пост и молитва) и обычае обращаться к
Богу как к Отцу, а также о центральном месте, принадлежащем заповеди любви к Богу
и ближнему.
|
575 |
Но многим в Израиле кажется, что Иисус действует против важнейших установлении
избранного народа, как-то:
- повиновение закону во всей полноте его письменных предписаний, а для фарисеев
- в истолковании устной традиции;
- центральное значение Иерусалимского храма как святого места, где особым образом
обитает Бог;
- вера в единого Бога, славы Которого не может разделить никто из людей.
|
576 |
I. Иисус и Закон
|
|
Иисус произнес торжественное предостережение в начале Нагорной проповеди,
где Он представил Закон, данный Богом на горе Синай во время заключения первого
завета в свете благодати Нового Завета:
|
577 |
Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков: не
нарушить я пришел, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо
и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится
все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот
малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется
в Царстве Небесном (Мф 5,17-19).
|
|
Иисус, Мессия Израилев, а значит, самый великий в Царстве Небесном,
должен был, по Его собственным словам, исполнить закон во всей его полноте вплоть
до малейших предписаний. Более того, Он - единственный, Кто мог сделать это в
совершенстве. Иудеи, по их собственному признанию, так и не смогли исполнить Закон
во всей его полноте, не нарушив ни малейшего предписания. Вот почему каждый год
в день Очищения сыны Израилевы просят у Бога прощения за нарушения Закона. Ведь
Закон есть единое целое, и, как напоминает апостол Иаков, "кто соблюдает весь
Закон и грешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем" (Иак 2,10).
|
578 |
Этот принцип полноты соблюдения Закона - не только по букве
его, но и по духу - был особенно дорог фарисеям. Предписывая его Израилю, они
довели многих иудеев времен Иисуса до крайнего религиозного усердия. Это усердие,
для того, чтобы не превратиться в ханжескую казуистику, неизбежно должно было
подготовить народ к тому неслыханному вмешательству Божию, каким станет совершенное
исполнение закона единымПраведником за всех грешников.
|
579 |
Совершенное исполнение Закона могло быть лишь делом Божественного Законодателя,
рожденного подданным Закона в лице Сына. В Иисусе Закон является уже не высеченным
на каменных скрижалях, но написанным "на сердцах" (Иер 31,33) - на сердце Отрока
Господня: Он "будет производить суд по истине" (Ис 42,3), и поэтому, поставлен
"в завет для народа" (Ис 42,6). Иисус исполнил Закон вплоть до того, что принял
на себя "проклятие Закона" (ср. Гал 3,10), которой подвержены те,"кто не исполняет
постоянно всего, что написано в книге Закона" (Гал 3,10), ибо смерть Его была
"для искупления от преступлений, сделанных в первом завете" (Евр 9,15).
|
580 |
Иисус предстал взорам иудеев и их духовных вождей как "Равви",
"Учитель". Он часто учил в рамках раввинического толкования Закона. Но вто же
время Иисус мог только раздражать законоучителей, ибо Он не удовлетворялся тем,
что предлагал среди их толкований - Свое, "Он учил ихкак власть имеющий, а не
как книжники и фарисеи" (Мф 7,29). В Нем - то же самое Слово, которое прозвучало
на горе Синай, давая Моисею письменный Закон, и вновь раздается на горе, где даются
Заповеди Блаженства.Оно не отменяет Закон, но исполняет его. Божественным образом
подавая его окончательное толкование: "Еще слышали вы, что сказано древним (...).
А Я говорю вам" (Мф 5,33-34). Той же властью Божией Он отвергает некоторые "предания
человеческие" (Мк 7,8), принятые у фарисеев, которые "отменяют слово Божие" (Мк
7,13*).
|
581 |
Идя еще дальше, Иисус исполняет закон о чистоте пищи, столь
важный в иудейской повседневной жизни, раскрывая его "педагогический" смысл Божественным
толкованием: "...ничто, извне входящее в человека, не может его осквернить (...)
чем очищается всякая пища. Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь,
из сердца человеческого исходят злые помыслы" (Мк 7,18-21). Давая окончательное
толкование Закона, как имеющий власть Божию, Иисус оказывается в столкновении
с некоторыми законоучителями, которые не принимали Его толкование, хотя оно и
было подтверждено знамениями Божиими, его сопровождавшими. Это особенно остро
проявилось в вопросе о субботе: Иисус напоминает, нередко с использованием раввинистических
аргументов, что субботний отдых не нарушается служением Богу или ближнему, в том
числе совершаемыми Им исцелениями.
|
582 |
II. Иисус и Иерусалимский храм
|
|
Иисус, как до него пророки, глубоко почитал Иерусалимский храм. Он
был принесен в храм Иосифом и Марией, чтобы быть представленным пред Господа,
через сорок дней после рождения. В возрасте двендацати лет Он решил остаться в
храме, чтобы напомнить родителям, что Ему должно быть в делах Отца Его. Он ходил
туда каждый год хотя бы на Пасху в течение Своей сокровенной жизни. Его общественное
служение перемещается Его паломничествами в Иерусалим на большие иудейские праздники.
|
583 |
Иисус приходил в храм как в особо благоприятное место для встречи с
Богом. Храм для Него есть жилище Его Отца, дом молитвы, и Он возмущен тем, что
его внешний двор стал местом торговли. Если Он изгоняет торгующих из храма, то
делает это из ревностной любви к Отцу: "...и дома Отца Моегоне делайте домом торговли.
При сем ученики Его вспомнили, что написано: "ревность по доме Твоем снедает Меня"
(Ис 69,10)" (Ин 2,16-17). После Его Воскресения апостолы сохранили религиозное
уважение к храму.
|
584 |
На пороге Страстей Иисус, однако, предсказал разрушение это великолепного
здания, от которого не останется и камня на камне. Здесь возвещались Им знамения
последних времен, которые наступят с Его Пасхой, но это пророчество в искаженном
виде было пересказано лжесвидетелями во время допроса у первосвященника и его
повторили Ему как оскорбление, когда Он был пригвожден ко кресту.
|
585 |
Отнюдь не враждебный храму, где протекла важнейшая часть Его учительства,
Иисус пожелал заплатить подать на храм, призвав для этого Петра, которого Он только
что утвердил как камень - основание Своей будущей Церкви. Более того, Он отождествил
Себя с храмом, представив Себя как окончательное жилище Бога среди людей10. Вот
почему предание Его тела на смерть возвещает разрушение храма, чем и откроется
вступление в новый век истории спасения: "...наступает время, когда и не на горе
сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу" (Ин 4,21).
|
586 |
III. Иисус и вера Израиля в Единого Бога Спасителя
|
|
Если Закон и Иерусалимский храм могли сделать Иисуса "предметом пререканий"
для религиозных властей Израиля, то подлинным камнем преткновения была для них
Его роль в искуплении грехов, которое принадлежит лишь Богу.
|
587 |
Иисус привел в возмущение фарисеев, вкушая пищу с мытарями и грешниками,
притом так же дружески, как и с ними самими. Тем среди них, "которые уверены были
о себе, что они праведны, и уничижали других" (Лк 18,9), Иисус сказал: "Я пришел
призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Лк 5,32). Он пошел и дальше,
объявив в лицо фарисеям, что поскольку грех лежит на всех, то те, кто не видит
для себя нужды в спасении, становятся слепы к себе самим.
|
588 |
Иисус вызывал особое возмущение тем, что отождествлял Свое милосердие
к грешникам с отношением к ним Самого Бога. Наконец, Он даже дал понять, что,
разделяя трапезу с грешниками, допускает их на пир Мессии. Но именно прощением
грехов Иисус поставил религиозные власти Израиля перед особенной дилеммой. Не
скажут ли они справедливо в обуревающем их ужасе: "Кто может прощать грехи, кроме
одного Бога" (Мк 2,7)? Прощая грехи, Иисус либо кощунствует, если Он - человек,
объявивший себя равным Богу, либо говорит правду, и тогда в Его лице присутствует
Бог и открыто Имя Божие.
|
589 |
Одна только Божественность личности Иисуса может оправдать абсолютное
требование: "Кто не со Мною, тот против Меня" (Мф 12,30); так же, как и слова
Его о том, что Он "больше Ионы (...) больше Соломона" (Мф 12,41-42), "больше храма"
(Мф 12,6); как и Его напоминание о том, что Давид назвал Мессию Господом, или
же слова: "Прежде нежели был Авраам,Я есмь" (Ин 8,58); и даже: "Я и Отец - одно"
(Ин 10,30).
|
590 |
Иисус предложил религиозным властям Иерусалима уверовать в Него по
делам Отца, которые Он творит. Но такой акт веры должен был "родиться свыше" (Ин
3,7) силою Божественной благодати. Такое требование обращения перед лицом столь
поразительного исполнения обетовании позволяет понять трагическую ошибку синедриона,
решившего, что Иисус заслуживает смерть за богохульство. Члены синедриона действовали
одновременно и "по неведению", и по "ожесточению" (Мк 3,5; Рим 11,25) от "неверия"
(Рим 11,20).
|
591 |
КОРОТКО
|
|
Иисус не отменил Закон, данный на горе Синай, но исполнил
его столь совершенно, что открыл его глубинный смысл и искупил преступления против
него.
|
592 |
Иисус почитал Иерусалимский храм, совершая туда паломничества
на иудейские праздники, и ревностно любил это жилище Бога среди людей. Храм есть
прообраз Его тайн. Если Он возвещает его разрушение, то тем самым Он объявляет
о Своей смерти и вступлении в новый век истории спасения, когда Тело Его будет
окончательным храмом.
|
593 |
Иисус творил дела, такие, как прощение грехов, открывающие
Его как Того, Кто есть Сам Бог Спаситель. Некоторые иудеи, не признавая Бога,
ставшего Человеком, видели в Нем человека, который "делает Себя Богом" (Ин 10,33),
и судили Его за богохульство.
|
594 |
|
|
|