|
К оглавлению
Пролог
|
|
"Отче [...] сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и
посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин 17, 3). "Ибо это хорошо и угодно Спасителю
нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины"
(1 Тим 2, 3-4). "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало
бы нам спастись" (Деян 4, 12), кроме имени ИИСУСА.
|
|
I. Жизнь человека: знать и любить Бога
|
|
Бог, Сам в Себе бесконечно Совершенный и Благой, Промыслом чистой доброты
Своей и свободной Своей волей создал человека, чтобы он участвовал в Его блаженной
жизни. Именно поэтому в любое время и в любом месте Он близок к человеку. Он взывает
к человеку, помогает ему искать Его, узнавать Его и любить Его всеми силами своими.
Он призывает всех людей, рассеянных грехом, в единство Своей семьи - Церкви. Для
этого послал Он Сына Своего как Искупителя и Спасителя, когда исполнилась полнота
времен. В Нем и через Него Бог усыновляет людей в Духе Святом, а значит - делает
их наследниками Его благой жизни.
|
1 |
Чтобы призвать к этому, Христос послал апостолов по всему миру, которых
Он избрал и облек миссией возвестить Евангелие: "Итак идите, научите все народы,
крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел
вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28, 19-20). Приняв эту миссию,
апостолы "пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении
слова последующими знамениями. (Мк 16, 20).
|
2 |
Тех, кто с помощью Божией услышал призыв Христа и добровольно откликнулся
на него, любовь к Христу заставлялав возвещать повсюду Благую Весть. Это богатство,
полученное от апостолов, преданно сохранялось их преемниками. Все, кто верен Христу,
призваны передавать его из поколения в поколение, неся веру, живя ею и по - братски
деля ее, и празднуя ее в литургии и молитве.
|
3 |
II. Передавать веру: катехизация
|
|
С самых ранних времен катехизацией стали называть весь комплекс усилий
в Церкви в воспитании учеников, в помощи людям верить в то, что Христос есть Сын
Божий, чтобы благодаря вере они имели жизнь во имя Его,чтобы воспитать их и дать
им образование в этой жизни и построить таким образом Тело Христово.
|
4 |
"Катехизация"-это воспитание веры в детях, молодежи и взрослых, в котором
содержится главным образом христианское вероучение, преподаваемое обыкновенно
органично и систематически, чтобы вводить во всю полноту христианской жизни".
|
5 |
Не смешиваясь с другими элементами пастырской миссии Церкви, имеющими
веручительный аспект, подготавливающими к катехизации или вытекающими из нее,
катехизация, тем не менее,сочленяется с ними: первое провозглашение Евангелия,
или миссионерская проповедь для пробуждения веры; поиск смысла веры; опыт христианской
жизни; совершение таинств; вхождение в церкоовную общину; апостольское и миссионерское
свидетельство.
|
6 |
"Катехизация тесно связана со всей жизнью Церкви. Не только географическое
расширение и количественное увеличение, но также - и в еще большей степени, -
внутренний рост Церкви, ее соответствие Замыслу Божию зависят главным образом
от нее".
|
7 |
Времена церковного обновления - это также интенсивные для
катехизации периоды. Так, мы видим в великую эпоху Отцов Церкви святых епископов,
посвящающих ей большую часть своего служения. Такими были святой Кирилл Иерусалимский
и святой Иоанн Златоуст, святой Амвросий и святой Августин и многие другие Отцы,
вероучительные труды которых до сих пор служат нам образцами.
|
8 |
Катехизаторское служение черпает новую энергию в церковных
Соборах. В этом смысле Тридентский Собор являет собой пример, который необходимо
подчеркнуть: в своих уставных документах и декретах он отдал приоритет катехизации;
он стоит у истоков Римского Катехизиса, который носит также и его имя и представляет
собой превосходный труд, кратко излагающий христианское вероучение; он сформировал
в Церкви замечательную систему катехизации; благодаря святым епископам и богословам
- таким, как святой Петр Каниций, святой Карл Борромео, святой Турибий Монгровехский
или святой Роберт Беллармино, он привел к публикации множества катехизисов.
|
9 |
Нет ничего удивительного в том, что в движении, вызванном
Вторым Ватиканским Собором, который Папа Павел VI расценивал как великий катехизис
современности, учение Церкви вновь привлекло к себе внимание. "Общее катехитическое
руководство" 1971 г., сессии Епископского синода, посвященные евангелизации (1974)
и катехизации (1977), апостольские обращения, им соответствующие, о провозглашении
Евангелия "Evaglii nuntiandi" (1975) и о передаче Катехизиса "Catechesi tradendae"
(1979) свидетельствуют об этом. Чрезвычайная сессии Епископского синода 1985 г.
просила о "создании катехизиса или краткого свода учения Католической Церкви по
вопросам веры и морали". Святейший Отец Иоанн - Павел II присоединился к этому
пожеланию Епископского синода, признав, что "пожелание это полностью отвечает
настоящей необходимости Церкви Вселенской и Церквей поместных". Он предпринял
все необходимое для реализации этого пожелания отцов Синода.
|
10 |
III. Цель и назначение этого Катехизиса
|
|
Настоящий Катехизис имеет целью представить органичное и синтетическое
изложение основного и фундаментального содержания католического вероучения - как
в том, что касается веры, так и в том, что касается морали, в свете Второго Ватиканского
Собора и всего Церковного Предания в целом. Его главными источниками являются
Священное Писание, Святые Отцы, литургия и Учительство (Magisterium) Церкви. Он
предназначен служить "отправной точкой катехизисов или кратких сводов, создающихся
в разных странах"
|
11 |
Этот Катехизис предназначен главным образом для тех, кто ответственен
за катехизацию: прежде всего - для епископов как учителей веры и церковных пастырей.
Он предлагается им в качестве инструмента в осуществлении их призвания обучать
Народ Божий. Через епископов он обращен к авторам катехизисов, к священикам и
катехизаторам. Он может служить так же полезным чтением для всех верующих христиан.
|
12 |
IV. Структура настоящего Катехизиса.
|
|
План настоящего Катехизиса вдохновлен великой традицией создания катехизисов,
строящих катехизацию на четырех "столпах": на исповедании веры, полученной прикрещении
(Символ веры), таинствах веры, жизни в вере (Заповеди), молитве верующего (Отче
наш).
|
13 |
Часть первая: Исповедание веры
|
|
Те, кто верой и крещением принадлежит Христу, должны исповедовать свою
веру перед людьми. Поэтому Катехизис излагает сначала, в чем состоит Откровение,
которым Бог обращается к человеку и отдает Себя ему, а также в чем заключается
вера, которой человек отвечает Богу (первый раздел). Символ веры излагает вкратце
сущность даров, приносимых людям Богом как Творцом всякого блага, Искупителем
и Подателем святости, и выстраивает их вокруг трех "глав" нашего Крещения - веры
в Бога Единого: Отца Всемогущего, Творца; Иисуса Христа, Сына Его, нашего Господа
и Спасителя; Духа Святого, в Святой Церкви (второй раздел).
|
14 |
Часть вторая: Таинства веры
|
|
Вторая часть Катехизиса излагает, каким образом спасение Божие, раз
и навсегда осуществленное Иисусом Христом и Духом Святым, присутствует в священных
действиях церковной литургии (первый раздел) и в особенности - в семи таинствах
(второй раздел).
|
15 |
Часть третья: Жизнь в вере
|
|
Третья часть Катехизиса говорит о конечной цели человека, созданного
по образу Божию: о блаженстве и путях, к нему ведущих: жить и действовать с прямотой
и свободой с помощью Закона и Божией благодати (первый раздел); соблюдать двойную
заповедь любви, выраженную в Десяти Божиих Заповедях (второй раздел).
|
16 |
Часть четвертая: Молитва в жизни веры
|
|
Последняя часть Катехизиса рассматривает смысл и значение молитвы в
жизни верующих (первый раздел). Она заканчивается коротким комментарием к семи
прошениям, входящим в Молитву Господню (второй раздел). И действительно - в ней
мы находим совокупность благ, на который должны надеяться и которые наш Отец Небесный
желает даровать вам.
|
17 |
V. Практические указания к пользованию Катехизисом
|
|
Настоящий Катехизис задуман как органичное изложение всей католической
веры. Стало быть, надо читать его как единое целое. Многочисленные ссылки на полях
(цифры, набранные курсивом, отсылающие к другим параграфам, рассматривающим ту
же тему) и тематический указатель в конце книги позволяют увидеть каждую тему
в непосредственной связи со всей совокупностью веры.
|
18 |
Часто тексты Священного Писания цитируются не буквально, с одним только
указанием на них ("ср.") в сноске. Для более глубокого понимания этих мест в тексте
надлежит обращаться к самим первоисточникам. Эти ссылки на Библию являются рабочим
инструментом катехизации.
|
19 |
Употребление мелкого шрифта для некоторых разделов означает,
что они носят исторический или апологетический характер, либо принадлежат к категории
дополнительных изложений вероучения.
|
20 |
Набранные мелким шрифтом цитаты из патристических, литургических,
агиографических и вероучительских источников призваны обогатить изложение вероучения.
Часто эти тексты выбраны с прямой катехизаторской целью.
|
21 |
В конце каждой тематической единицы серия коротких текстов
резюмирует в сжатых формулировках основную суть учения. Эти изложения, озаглавленные
"Коротко", имеют целью предложить местным катехизаторам синтетические и легко
запоминающиеся формулы.
|
22 |
VI. Необходимая адаптация
|
|
В настоящем Катехизисе акцент ставится на изложении вероучения. Он
стремится помочь углублению знаний о вере. Тем самым он ориентирован на зрелость
веры, на укорененность ее в человеческой жизни и сияние ее в свидетельствах.
|
23 |
Ввиду своей конечной цели этот Катехизис не пытается осуществить адаптацию
изложения и катехизаторских методов, которые становятся нужными из-за различий
в культуре, степени духовной зрелости, социальных и церковных ситуаций тех, к
кому обращена катехизация. Эти необходимые приспособления должны находить место
в соответствующих катехизисах и в еще большей степени - в деятельности тех, кто
обучает верующих:
|
24 |
"Тот, кто обучает, должен "для всех сделаться всем" (1 Кор
9, 22), чтобы всех привести ко Христу. (...) Он никоим образом не должен воображать,
что ему доверен один-единственный тип человеческих душ, так что он всех верующих
может обучать и воспитывать одинаково в истинном благочести - одним-единственным
и всегда одинаковым методом! Он должен ясно представлять себе, что одни во Христе
- как новорожденные, другие - как подростки, и, наконец, некоторые - как бы в
полном обладании всеми своими возможностями. (...) Те, кто призван к служению
проповеди, должны в обучении тайнам веры и нравственным правилам соотносить свои
слова с духом и интеллектом своих слушателей".
|
|
|
|
В заключение этого предисловия уместно будет напомнить пастырский принцип,
изложенный в Римском Катехизисе: "Вся цель учения его преподавания должна быть
в Любви, которой нет конца. Ибо можно сколько угодно излагать, во что надо верить,
на что надеяться или что делать, но прежде и раньше всего необходимо сделать явной
Любовь Господа нашего, чтобы каждый понял, что любой акт совершенной христианской
добродетели имеет истоком только Любовь - и ничего, кроме Любви".
|
25 |
|
|
|