Патриарх Иоаким III
Окружное послание вселенской
Патриархии1
Оп.: Православие и экуменизм:
Документы и материалы, 1902-1998. Москва, 1999, с. 54-56
12 июня 1902 г.
Вселенская патриархия в 1902 и 1904 гг. обратилась к поместным
Православным Церквам с посланиями, в которых были предложены для обсуждения вопросы
об укреплении братских взаимоотношений поместных Православных Церквей и православных
народов в единстве веры, любви и согласии, об отношении к инославным Церквам,
о календарном вопросе и церковной пасхалии.
...Богоугодно также и согласно Евангелию спросить мнения святейших
автокефальных Церквей относительно настоящего и будущего отношений наших к двум
великим ветвям христианства - Западной и Протестантской Церквам. Известно, что
в нашей Церкви соблюдается правило постоянной за них молитвы и прошений, а у всякого
истинного христианина, последующего евангельскому учению единения, есть благочестивая
любовь и сердечное единение с ними и со всеми верующими во Христа, но вместе с
тем известно, что эта боголюбезная любовь сталкивается с непоколебимым пребыванием
этих Церквей в разномыслии, в коем оставаясь, как на твердом основании, укрепляемом
временем, являются совершенно нерасположенными вступить на путь единения, который
указывается евангельскою и историческою правдою, или же и проявляют готовность,
но в границах и размерах, на коих желаемое догматическое согласие и общение представляются
невосприемлемыми для нас. Излишне также говорить, что Святая Соборная и Апостольская
Церковь, назданная на основании апостолов и утвержденная божественнейшими богоносными
отцами на Вселенских соборах, имеющая своею Главою Пастыреначальника Христа, Своею
Кровию приобретшего ее, будучи по боговдохновенному и до небес восхищенному апостолу
столпом и утверждением истины и телом Христа, - святая, говорим, Церковь есть
в действительности едина в тождестве веры и в подобии нравов и обычаев, согласно
постановлениям семи Вселенских соборов, и должна быть едина, а не многие Церкви,
различающиеся друг от друга по догматам и основным установлениям церковного управления.
Но всякое невозможное у людей дело возможно у Бога. Поэтому и единение всех, следует
надеяться, сделается когда-либо возможным при помощи содействующей Божьей благодати,
когда люди направятся на стези евангельской любви и мира. Ввиду этого должно наблюдать
и заботиться, чтобы по возможности расчистить ведущий к этой цели и ныне неправильный
путь, изыскивать точки для соглашения и соединения и для взаимных дозволенных
уступок до тех пор, пока не завершится это дело, и тем исполнится к общей радости
и пользе изречение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа о едином пастыре
и едином стаде. Предполагая поэтому, что предложение о таковом расследовании будет
приятно святейшим братьям, смело предлагаем таковой братский вопрос: не будет
ли признано благовременным некоторое предварительно рассуждение о том, чтобы приготовить
гладкий и широкий путь для любезного взаимного сближения и определить с общего
согласия членов всей Православной нашей Церкви основания, меры и средства, какие
будут признаны для этого наилучшими?
В связи с вопросом о христианском единстве представляется уместным
и вопрос о недавно отделившихся от Римской Церкви западных христианах, которые,
приняв название старокатоликов, и утверждая, что они содержат все принятое нераздельною
Церковью до IX века, а также постановления семи Святых и уважаемых Вселенских
соборов, себя же возвещают как сущих уже в кафолической Православной Церкви, ищут
с нею единства и общения в смысле окончательного формального признания. Похвальна
вообще горячая ревность этих боголюбезных христиан о христианской истине и евангельской
любви, известны христианскому миру деяния и определения их собраний, а также догматическое
и литургическое учения, изложенные в их катехизических и символических книгах.
Но так как относительно выражаемого ими исповедания веры не установлено еще у
нас какого-либо вполне определенного и общего мнения, но нашими церковными мужами
высказываются различные суждения: одни - непосредственно входящими с ними в общение,
другие - издали основательно изучающими, из которых одни относительно такового
исповедания заявляют, что в догматическом отношении оно далеко отстоит от чистого
Православия, а другие, напротив, рассуждают, что оно не содержит в себе никаких
отличий, препятствующих единству веры и церковному общению, ибо исполнено восприятия
всего ненарушенного православного учения и предания, - то мы признали за благо
спросить относительно этого важного предмета благочестивого и братолюбивого мнения
святейших и единоверных Церквей, если только им покажется благовременным и признано
будет желанным содействовать осуществлению полного единения с нами названных христиан
и тем положить доброе начало к ожидаемому и вожделенному всемирному христианскому
единству...
1 Послания Вселенской патриархии подписаны
Святейшим Патриархом Константинопольским Иоакимом и членами Святейшего Синода.
|