КАКО ВНИДЕ В РАЙ
Бысть неки бражник, и зело много вина пил во вся дни живота своего,
а всяким ковшом господа бога прославлял, и чясто в нощи богу молился. И повеле
господь взять бражников душу, и постави ю у врат святаго рая божия, а сам ангел
и прочь пошел.
Бражник же начя у врат рая толкатися, и приде ко вратам верховный
апостол Петр, и вопроси: «Кто есть толкущися у врат рая?» Он же рече: «Аз есмь
грешны человек бражник, хоп с вами в раю пребыти». Петр рече: «Бражником зде
не входимо!» И рече бражник: «Кто ты еси тамо? Глас твой слышу, а имени
твоего не ведаю». Он же рече: «Аз есть Петр апостол» Слышав сия бражник, рече:
«А ты помниши ли, Петре, егда Христа взяли на распятие, и ты тогда трижды отрекся
еси от Христа? О чем ты в раю живеши?» Петр же отъиде прочь посрамлен.
Бражник же начя еще у врат рая толкатися. И приде ко вратом Павел
апостол, и рече: «Кто есть у врат рая толкаетца?» — «Аз есть бражник, хощу с
вами в раю пребывати». Отвеща Павел: «Бражником зде не входимо!» Бражник рече:
«Кто еси ты, господине? Глас твой слышу, а имени твоего не вем».—«Аз есть Павел
апостол». Бражник рече: «Ты еси Павел! Помниш ли, егда ты первомученика Стефана
камением побил? Аз, бражник, никово не убил!» И Павел апостол отъиде прочь.
Бражник же еще начя у врат толкатися. И приде ко вратом рая царь
Давыд: «Кто есть у врат толкаетца?» — «Аз есть бражник, хощу с вами в раю пребыти».
Давыд рече: «Бражником зде не входимо!» И рече бражник: «Господине, глас твой
слышу, а в очи тебя не вижу, имени твоего не вем». — «Аз есть царь Давыд». И
рече бражник: «Помниши ли ты, царь Давыд, егда слугу своего Урию послал на службу [1] и веле ево убити, а жену ево взял к себе
на постелю? И ты в раю живеши, а меня в рай не пущаеши!» И царь Давыд отъиде
проч посрамлен.
Бражник начя у врат рая толкатися. И приде ко вратом царь Соломон:
«Кто есть толкаетца у врат рая?» — «Аз есть бражник, хощу с вами в раю быти».
Рече царь: «Бражником зде не входимо!» Бражник рече: «Кто еси ты? Глас твой
слышу, а имени твоего не вем». — «Аз есмь царь Соломон». Отвещав бражник: «Ты
еси Соломон! Егда ты был во аде, и тебя хотел господь бог оставити во аде, и
ты возопил: господи боже мой, да вознесетца рука твоя, не забуди убогих своих
до конца! А се еще жены послушал, идолом поклонился, оставя бога жива, и четыредесять
лет работал еси им! [2] А я, бражник, никому не поклонился, кроме
господа бога своего. О чем ты в рай вшел?» И царь Соломон отъиде проч посрамлен.
Бражник же начя у врат рая толкатися. И приде
ко вратом святитель Никола:
«Кто есть толкущися у врат рая?» — «Аз есть бражник, хощу с вами в раю во царствие
внити». Рече Никола: «Бражником зде не входимо в рай! Им есть мука вечная и тартар
неисповедим!» Бражник рече: «Зане глас твой слышу, а имени твоего не знаю, кто
еси ты?» Рече Никола: «Аз есть Николай». Слышав сия бражник, рече: «Ты еси Николай!
И помниш ли: егда святи отцы были на вселенском соборе и обличили еретиков, и
ты тогда дерзнул рукою на Ария безумнаго [3] ? Святителем не подобает рукою дерзку быти. В законе
пишет: не уби, а ты убил рукою Ария треклятаго!» Николай, сия слышав, отъиде прочь.
Бражник же еще начя у врат рая толкатися. И приде ко вратом Иоанн
Богослов, друг Христов, и рече: «Кто у врат рая толкаетца?» — «Аз есть бражник,
хощу с вами в раю быти». Отвещав Иоанн Богослов: «Бражником есть не наследимо
царство небесное, но уготованна им мука вечная, что бражником отнюдь не входимо
в рай!» Рече ему бражник: «Кто есть тамо? Зане глас твой слышу, а имени твоего
не знаю». — «Аз есть Иоанн Богослов». Рече бражник: «А вы с Лукою написали во
Евангели: друг друга любяй. А бог всех любит, а вы пришельца ненавидите, а вы
меня ненавидите. Иоанне Богослове! Либо руки своея отпишись, либо слова отопрись!»
Иоанн Богослов рече: «Ты еси наш человек, бражник! Вниди к нам в рай». И отверзе
ему врата.
Бражник же вниде в рай и сел в лутчем месте. Святи отцы почяли
глаголати: «Почто ты, бражник, вниде в рай и еще сел в лутчем месте? Мы к сему
месту не мало приступити смели». Отвеща им бражник: «Святи отцы! Не умеете вы
говорить з бражником, не токмо что с трезвым!»
И рекоша вси святии отцы: «Буди благословен ты, бражник, тем
местом во веки веков». Аминь.
Источник. Изборник (Сборник произведений литературы
Древней Руси). – М.: Худож. лит., 1969. – С.594-596, 779-780 (прим.) – Сер.
«Библиотека всемирной литературы». Подготовка текста повести «Суд Шемякин»
и прим. А.М.Панченко.
Комментарий. В повести использован популярный сюжет
о мельнике или крестьянине, которые спорят со святыми у ворот царства небесного.
По построению — это типичная новелла, состоящая из ряда анекдотов, объединенных
общим персонажем — бражником, «толкущимся» у врат рая. Анекдотически неожиданна
и концовка, в которой герой еще раз посрамляет недалеких обитателей рая, «не
умеющих говорить с бражником, не токмо что с трезвым».
Тема пьянства широко представлена в древнерусских обличениях,
прозаических и стихотворных. «Пьяницы не наследят царства небесного» — лейтмотив
этих обличений. Повесть о бражнике в сатирической форме опровергает этот тезис,
считая бражника менее греховным, чем апостолы, ветхозаветные Давид и Соломон
и даже святой Николай, культ которого в древней Руси был настолько распространен,
что приезжие иноземцы иногда называли его «русским богом».
Текст печатается по списку первой четверти XVIII в.— ГПБ, Q,
XVIII. 57, лл. 158-162 (собр. Буслаева, № 97).
[1] ...егда слугу своего Урию послал на службу...—
В Библии (Вторая книга Царств) рассказывается, как Давид, прельстившись красотой
Вирсавии, послал ее мужа Урию на войну. Урия был убит, а Вирсавию Давид взял
себе в жены.
[2] ...идолом поклонился... и четыредесять
лет работал еси им! — В Библии рассказывается о четырнадцатилетнем язычестве
Соломона.
[3] ...дерзнул рукою на Ария... — На Никейском
вселенском соболе Николай Мирликийский ударил по лицу ересиарха Ария.
Оп. также: Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в древней Руси. Л.: Наука, 1984. С. 282.
|