К началу публикации
1. ТАХВИТА О ВЕРЕ
[I/5] Твое письмо, возлюбленный, я получил. И, прочитав его, очень обрадовался
о тебе, так как ты направил свое усердие на эти изыскания. Впрочем, ты обращаешься
ко мне с одной просьбой. (Даром берется, даром дается[1]. А если, кто имеет и
хочет удержать от просящего, лишается и того, что имеет[2]. Ибо получающий в дар,
также должен принести дар.) Вот, возлюбленный, ты вопрошаешь меня, и то, что постигла
моя ничтожность, я напишу тебе. И даже в том, о чем ты не просил меня, я, испрашивая
от Бога, наставлю тебя.
Слушай же, возлюбленный, и открой внутренние очи сердца твоего и духовные чувства
ума твоего к тому, что я буду говорить тебе.
1. Итак, вера из многих вещей соединяется и из многих цветов составляется.
Она подобна строению, которое выстраивается из многочисленных материалов, и поднимается
строение это до небес. [I/8] Знай же, возлюбленный, что в основание строения закладываются
камни. И затем на камнях поднимается все строение, пока не будет завершено. Так
же и во всем, что относится к нашей вере: ее основанием является несокрушимый
камень, который есть Господь наш Иисус Христос. На этом камне полагается вера,
и на вере поднимается все строение, пока не будет окончено. Именно это основание
и есть начало всего строения. Поэтому, когда человек приближается к вере, то он
поставляет себя на камне, который есть не кто иной, как Господь наш Иисус Христос[3].
И строение его от волн не колеблется, и от ветров не повреждается, и от бурь не
падает, ибо поднялось строение его на скале из твердого камня. А то, что я назвал
Христа камнем, то не от своего ума я сказал, но пророки прежде назвали Его камнем
– я же [это в свое время] покажу тебе.
2. Теперь же послушай о вере, которая утверждена на камне, и о строении, которое
поднялось на камне.
Прежде всего, [должен] человек уверовать.
Когда же уверует, возлюбит.
Когда же возлюбит, приобретет надежду.
Когда же приобретет надежду, получит оправдание.
Когда же будет оправдан, станет совершенным.
Когда же достигнет совершенства, будет увенчан[4].
[I/9] А когда поднимется все строение его, будет закончено и завершено, тогда
он станет домом и храмом обитания Христа, как сказал пророк Иеремия: Храм Господа,
храм Господа, храм Господа вы, если благоустроите пути ваши и дела ваши[5]. И
еще сказано пророком: Я вселюсь в них и похожу в них[6]. И еще блаженный апостол
так сказал: Вы храм Божий и Дух Христов обитает в вас[7]. И еще так Господь наш
сказал ученикам Своим: Вы во Мне, а Я в вас[8].
3. Когда же станет дом домом для обитания, тогда начинает усердствовать человек
в том, что требуется для обитающего в строении. Так, например, если в доме поселится
царь или благородный человек, названный царским именем, тогда потребуется царю
все подобающее царскому достоинству и службы всякого рода, необходимые для царского
величия. Ибо в доме, лишенном всяческих благ, царь не пребывает и не обитает в
нем. Но требуется царю всевозможное убранство дома, без какого-либо недостатка.
А если чего-то не хватает в доме, в котором поселился царь, то смерти предается
смотритель дома за то, что не приготовил он [должным образом] службы царю.
4. [I/12] Также и человек, ставший домом, причем домом обитания Христа, пусть
посмотрит, что подобает для служения Христу, Который поселился в нем, и чем именно
он угодит Ему. Прежде всего, пусть строит он свое строение на камне, который есть
не кто иной, как Христос. На камне утверждается вера, а на вере воздвигается все
строение.
И требуется, чтобы дом был обитаем, пост чистый,
на вере установленный.
И требуется ему молитва чистая,
верой приобретенная.
И подобает ему любовь,
с верой соединенная.
И необходимы дела праведные,
верой дарованные
И да испросит он смирения,
верой украшенного.
И да изберет себе девство,
в вере возлюбленное.
И да приблизит к себе целомудрие,
верой насажденное.
И да мыслит в мудрости,
верой обретенной.
И да ищет себе странничество,
верой приумножаемое.
И требуется ему простота,
с верой смешенная.
И да ищет себе терпение,
в вере совершенствуемое.
[I/13] И да соблюдает себя в умеренности,
с верой приобретенной.
И да возлюбит сокрушение,
верой являемое.
И да испрашивает также чистоту,
с верой сохраняемую.
Всего этого требует вера, поставленная на скалу из твердого камня, который
есть не кто иной, как Христос. Все эти дела необходимы царю Христу, Которой обитает
в людях, воссоздавших себя такими делами.
5. И если скажешь ты: коль скоро Христос положен в основании, каким же образом
обитает Христос в строении, когда оно закончено, – то о сих двух сказал блаженный
апостол: Я как мудрый строитель положил основание[9]. И он разъяснил там, показав,
об основании: Никто не сможет положить другое основание, кроме сего положеного,
и которое есть не кто иной, как Иисус Христос[10]. А о том, что Христос также
обитает в строении, ([вспомни] то самое рассуждение, которое было написано выше:
Иеремия называет храмами людей, а Бог есть тот, Кто обитает в них ) и апостол
сказал: Дух Христов обитает в вас[11]. И Господь наш сказал: Я и Отец Мой едины[12].
Итак довольно, закончено рассуждение о том, что Христос обитает в людях, которые
веруют в Него, и именно Он есть основание, на котором поднимается все строение.
6. [I/16] Возвращаюсь к моему первому рассуждению, в котором я сказал, что
Христос был назван камнем пророками. Раньше всех Давид сказал о Нем: Камень, который
отвергли строители, тот стал во главу строения[13]. И как отвергли строители сей
камень, который воистину есть Христос, также и [народ] отверг Его перед лицом
Пилата, говоря: Да не будет этот царем над нами[14]. А вот еще и притча, которую
рассказал Господь наш: муж благородный пошел, чтобы получить царство и затем возвратиться
и царствовать над людьми, а те послали во след ему вестников, говоря: Да не будет
над нами сей царем[15]. Этим они отвергли камень, который есть не кто иной, как
Христос. Так каким же образом он стал во главу строения? Не иначе, как поднявшись
на здание народов. А на Нем поднимается все их здание. Кто же суть строители,
если не священники и фарисеи, которые не построили прочное строение, но разрушили
то, что было построено, как написано пророком Иезекиилем: Он построил стену, а
те били по ней, чтобы она упала[16]. И еще написано: Искал я среди них человека,
который обнес бы стеной и встал в проломе за землю, чтобы Я не погубил ее, и не
нашел[17]. [I/17] И еще Исайя предвозвещал о сем камне: Так говорит Господь: Вот
Я полагаю на Сионе камень испытанный, краеугольный, ценный – главу стены и основания[18].
И еще сказал там: Всякий верующий в него не убоится, а тот, кто упадет на этот
камень, сокрушится. И все, на что он упадет, разобьет[19]. Ибо упал на него народ
Израильский, и было сокрушение его вовек. И еще падает [этот камень] на идола
и разбивает его[20]. А народы уверовали в него и не убоятся.
7. Вот показал [Исайя] о камне, который был положен и главой, и основанием
стены. Но если основанием был положен этот камень, то как он стал одновременно
и главой стены? А так: когда пришел Господь наш, то положил веру Свою подобно
основанию на земле, и подобно главе стены поднялся превыше всех небес. И было
составлено все строение из камней сверху и снизу. А о вере (ранее я говорил, что
Он веру Свою положил на земле) и Давид, предвозвещая о Христе, говорит: Вера прорастет
из земли[21]. Но также и о горнем он сказал: Правда явилась с неба[22]. [I/20]
И еще Даниил говорит о сем камне, который воистину есть Христос: Камень откололся
от горы без рук и ударил идола, и наполнилась им вся земля[23]. Это предвозвещает
о Христе, Которым наполнилась вся земля, ведь, действительно, верой Христовой
наполнились все концы земли, как сказал Давид: Во всю землю вышло слово Благовестия
Христова[24]. И еще, посылая Своих апостолов, так говорил Он: Идите, научите все
народы, и уверуют в Меня[25]. И также пророк Захария пророчествовал о сем камне,
который есть Христос, говоря: Видел я камень краеугольный (rishita) согласия и
милости (rahme)[26]. Потому что от начала (rishita) у Отца Своего был[27]. И потому
что прийдя в мир, так сказал Он Своим ученикам: Сия есть заповедь Моя, да любите
(terhmun) друг друга[28]. И еще говорит: Друзьями Моими (rahmai) Я назвал вас[29].
И блаженный апостол так сказал: Любит (rahem) нас Бог любовью Сына Своего[30].
Истинно возлюбил нас (rahman) Христос и предал Себя за нас[31].
8. [I/21] И он же [Захария] разъяснил, показав, о камне: Вот на этом камне
я открываю семь глаз[32]. И что же есть семь глаз, открытых на камне, если не
Дух Божий, Который почивает на Христе семью деяниями, как сказал пророк Исайя:
Почиет и пребудет на нем Дух Божий, премудрости, разума, совета, крепости, ведения
и страха Господня[33]. Это суть семь глаз, открытых на камне. И это суть семь
глаз Господа, которые обозревают всю землю[34]. Также о Христе было сказано и
следующее: дан свет всем народам – как сказал пророк Исайя: Я дал Тебя светом
всем народам, чтобы было Мое спасение до концов земли[35]. И еще Давид сказал
так: Слово Твое - свеча ногам моим и свет стезям моим[36]. Слово же, изрекаемое
Господом, также есть Христос, как написано в начале Благовестия нашего Жизнодавца:
В начале было Слово[37]. И о свете там еще есть свидетельство: И свет этот во
тьме светит, и тьма не объяла [или: попрала] его[38]. Что же есть [значит] свет,
который во тьме светит, и тьма не объяла его, – если не то, что Христос возжег
свет в народе израильском, а народ израильский не объял [т.е. не постиг] свет
Христов, потому что не поверил в Него, как написано: К Своим пришел, и Свои не
приняли Его[39]. [I/24] И также Господь наш Иисус назвал их тьмой, ибо сказал
Своим ученикам: То, что Я говорю вам во тьме, поведайте это при свете. В народах
да воссияет свет ваш[40]. Потому что они приняли свет Христов, который есть свет
народам. И сказал еще Своим апостолам: Вы свет мира[41]. И еще сказал им: Да воссияет
свет ваш перед людьми, чтобы они видели дела ваши благие и прославили Отца вашего
Небесного[42]. И еще показал о Себе, что Он воистину есть свет, ибо сказал Своим
ученикам: Ходите пока c вами свет, до тех пор, пока не объяст вас тьма[43]. И
еще сказал им: Веруйте в свет, чтобы вы были сынами света[44]. И еще сказал: Я
есмь свет мира[45]. И еще сказал: Никто, зажегши свечу, не ставит ее под ступу
или под постель, или в место скрытое, но ставит ее на подсвечник, чтобы все видели
свет свечи[46]. А свеча яркая есть не кто иной, как Христос, ибо сказал Давид:
Слово Твое – cвеча ногам моим и свет стезым моим[47]. [I/25] И еще пророк Осия
сказал: Зажгите себе свечу и взыщите Господа[48]. И Господь наш Иисус Христос
сказал: Какая женщина, у которой есть десять драхм, потеряв одну из них, не зажжет
свечи и не метет пол и не ищет драхму, которую потеряла?[49]
И что же в действительности есть эта женщина, как не синагога дома Израиля,
которой даны были десять заповедей, а они [иудеи] потеряли заповедь первую. Ту,
которая сохраняла их и гласила: Я есмь Господь Бог ваш, который вывел вас из земли
Египетской[50]. И когда они потеряли эту первую заповедь, то и девять, которые
[следуют] за ней, не смогли сохранить, потому что на первой висят девять. Ибо
невозможно, поклоняясь Ваалу, сохранить девять заповедей. И хотя они потеряли
первую заповедь подобно той женщине, которая потеряла одну зузу из десяти, им
возглашает пророк: Зажгите свечу и взыщите Господа[51]. А также пророк Исайя сказал:
Взыщите Господа. А когда найдете, то зовите Его. И когда Он приблизится, то пусть
оставит грешник путь свой и человек беззаконный помышление свое[52]. [I/28] И
вот воссияла свеча, но они не ищут с ее помощью Господа Бога своего. И свет Его
во тьме светит, и тьма не объяла Его[53]. И на подсвечник поднялась свеча, но
не увидели в доме ее света. И что же поистине есть то, что на подсвечник поднялась
свеча, – если не восхождение Его на крест. И этим весь дом погрузился для них
во тьму, так как во время Его распятия, свет потемнел из-за них. Он же воссиял
дому народов. Потому что от часа шестого, когда распяли Его, и до часа девятого
была тьма по всей земле Израильской[54]. И зашло солнце в полдень, и потемнела
вся земля в середине дня, как написано пророком Захарией: Будет в день тот, говорит
Господь, посажу солнце в полдень, и помрачу землю в день светлый[55].
9. Сейчас я возвращаюсь к моему первому рассуждению о вере: на ней поднимаются
все добрые дела строения. [I/29] А то, что я сказал о строении, не от себя я сказал,
но блаженный апостол написал в Первом послании к Коринфянам: Я, как мудрый строитель,
положил основание, и каждый строит на нем[56]. Есть тот, кто строит из серебра,
золота и драгоценного камня. А есть тот, кто строит из тростника, травы и соломы.
Но в день последний будет испытано это строение в огне[57]. И вот золото, серебро
и драгоценные камни в огне сохранятся, так как они [составляют] строение прочное,
а над травой, тростником и соломой возобладает огонь, и они сгорят. Но что есть
золото, серебро и драгоценные камни, на которых поднимается строение, если не
добрые дела веры, которые сохранятся в огне, ибо в прочном строении обитает Христос,
и именно Он сохранит его от огня.
Посмотрим и уясним на примере, который дал нам Бог уже в сем веке, чтобы раскрылись
нам обетования века иного. Уясним же от тех трех праведных мужей, которые, упав
в огонь, не сгорели - Анании, Азарии и Мисаила[58]: не возобладал над ними огонь,
так как они построили строение прочное, и отвергли приказы царя Навуходоносора,
и не поклонились идолу, которого он сделал. А над теми, кто преступил заповедь
Божию, тотчас возобладал огонь. И он пожег их, и они сгорели жестоко[59].
[I/32] Ибо сгорели содомиты, подобно траве, тростнику и соломе[60].
Еще сгорели Надав и Авиуд, которые преступили заповедь Божию[61].
Еще сгорели двести пятьдесят мужей, принесшие благовония[62].
Еще сгорели два начальника и сто, бывших с ними[63], за то, что приблизились
к горе, на которой сидел Илия, поднявшийся на огненной колеснице на небо[64].
И сгорели еще клеветники за то, что выкопали яму мужам праведным[65].
Поэтому, возлюбленный, будут испытаны праведники в огне, подобно золоту, серебру
и драгоценным камням, а беззаконники сгорят в огне, подобно траве, тростнику и
соломе, потому что возобладает над ними огонь, как сказал пророк Исайя: В огне
произведет суд Господь и испытает всех[66]. И еще сказал [Исайя]: Вы выйдите и
увидите трупы тех людей, которые восставали на Меня, ибо не умрет червь их и огонь
их не погаснет. И будут они ужасом для всех[67]. [I/33] И еще апостол разъяснил
нам об этом строении и об этом основании, говоря так: Никто не может положить
другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос[68]. Еще сказал
апостол о вере, смешанной с надеждой и любовью, говоря: Эти три непреходящи: вера,
надежда и любовь[69]. И разъяснил о вере, которая прежде всего полагается на крепком
основании.
10.
Ибо по вере Авеля было принято приношение его[70].
И Енох, благодаря тому, что угодил в вере, был восхищен от смерти[71].
И Ной, потому что веровал, был укрыт от потопа[72].
И Авраам за веру свою был благословен и сопричтен с праведниками[73].
И Исаак за то, что веровал, был возлюблен[74].
И Иаков ради веры своей был сохранен.
И Иосиф ради веры своей был искушаем в водах брани,
но был избавлен от искушения.
И положил на нем свидетельство его Господь, как сказал Давид: Свидетельство
на Иосифе Он положил[75].
И также Моисей верой сотворил многие дивные чудеса.
Верой сокрушил Египет десятью карами[76].
Верой также разделил море и перевел народ свой,
и запечатал египтян в нем[77].
Верой бросил дерево в воды соленые и стали сладки[78].
Верой низвел манну и насытил народ свой[79].
[I/36] Верой простер руки свои и победил Амалика[80],
как написано: Были руки его простерты верой, пока не зашло солнце[81].
Верой также взошел на гору Синай, постясь дважды по сорок дней[82].
И еще верой победил Сигона и Ога, царей аморрейских[83].
11. Удивительно это, возлюбленный, и чудо великое то, что сделал Моисей в море
Чермном[84], когда разделились воды верой и, подобно горам высоким[85] и утесам
крутым, стали не двигаясь и стоя по повелению, собранные словно мелкие камни[86],
были сдерживаемы равно как сверху, так и снизу.
И текучесть их не перешла предела.
И, пременив свою тварную природу[87], стали послушны бесчувственные творения.
И готовы к воздаянию воздетые волны, после того как пройдет народ.
И бури ужасные стоят на месте[88] и ждут повеления к воздаянию.
И обнажились предвечные основания.
И влага, которая была от дней творения, высохла тотчас[89].
И подняли врата главы свои и поднялись врата предвечные[90].
И входит столп света и светит всему стану.
И прошел народ верою.
И был суд справедливый над фараоном и войском и колесницами его.
[I/37] Также и Иисус Навин разделил Иордан своей верой, и прошли сыны израильские
как во дни Моисея[91].
12. Знай же, возлюбленный, что такой переход Иордана три раза был совершен.
Прежде всего, Иисусом Навином, второй раз – Илией, и затем Елисеем. Слово Писания
сообщает нам, что недалеко от [места] того перехода у Иерихона был вознесен Илия
на небо. А когда вернулся Елисей от него и, разделив Иордан, перешел его, то вышли
сыны пророческие из Иерихона на дорогу к Елисею и сказали: Почил дух Илии на Елисее[92].
И о народе, который перешел [Иордан] во дни Иисуса Навина, так написано: Перешел
народ напротив Иерихона[93]. И также Иисус Навин верой ниспроверг стены Иерихона[94],
и упали они без труда. И еще верой своей он погубил тридцать одного царя. И дал
в наследие землю сынам израильским[95]. И еще верой своей простер руки к небу
и остановил солнце в Гавоне, а луну над долиной Аиалонской[96]. И остановились
они и встали на пути своем. Итак же все наши праведные отцы, во всем, что делали
с верой, восторжествовали. Как и блаженный апостол свидетельствует о всех них:
Верой преуспели[97]. [I/40] Еще Соломон говорит: Многие мужи милостивыми нарекутся,
мужа же верующего кто найдет?[98] И наконец Иов говорит так: Моя непорочность
не прейдет от меня, и в правде моей я буду крепок[99].
13. И еще Жизнодавец наш всякому, кто приближался к Нему, чтобы исцелиться,
говорил так: Да будет тебе по вере твоей[100]. И говорит Он приблизившемуся к
Нему: Веруешь ли ты, что Я могу исцелить тебя? Говорит Ему тот слепой: Да, Господи,
верую[101]. И вера его открыла глаза его. И тому, чей сын был болен, говорит:
Веруй, и будет жить сын твой. Говорит он Ему: Верую, Господи, помоги вере моей
ничтожной[102]. И по вере его исцелился сын его. И также по вере царского раба,
приблизившегося к Нему, исцелился его отрок, когда он сказал Господу нашему: Скажи
слово и исцелится отрок мой[103]. И удивился Господь наш вере его, и по вере его
было ему. И также начальнику синагоги, просившему у Него за дочь свою, так говорит
Он: Только верой веруй и оживет дочь твоя[104]. И уверовал он, и ожила дочь его
и восстала. И когда умер Лазарь, говорит Господь наш Марфе: Если веруешь, то воскреснет
брат твой. Говорит Ему Марфа: Ей, Господи, верую[105]. И Он воскресил его по прошествии
четырех дней. [I/41] И также Симон, прозванный Кифа, из-за веры своей был назван
камнем крепким. И когда дал Господь наш таинство крещения Своим апостолам, так
сказал им: Тот, кто уверует и крестится, жив будет, а тот, кто не уверует – будет
осужден[106]. И еще говорит Своим апостолам: Если будете веровать и не усомнитесь,
то не будет ничего, чего бы вы не смогли сделать[107]. И дейтвительно, когда ходил
Господь наш по морским волнам, также и Симон по вере своей ходил с Ним. А когда
усомнился он в вере, то начал тонуть. И назвал его Господь наш маловером[108].
А когда просили апостолы Господа нашего, то ничего иного не просили у Него, говоря
лишь: умножь нам веру. Он же говорит им: Если будет в вас вера, то даже гора передвинется
перед вами[109]. И говорит им, чтобы не усомнились и не потонули в мире, подобно
Симону, который, усомнившись, начал тонуть в море[110]. И еще так говорит: Это
знамение будет тем, кто верует: языками новыми будут говорить и бесов будут изгонять,
и руки свои возложат на больных и они исцелятся[111].
14. Поэтому приблизимся, возлюбленный, к вере, могущество которой так велико.
Ибо вера вознесла на небо.
[I/44] И потоп победила и бесплодию дала рождение.
И от пагубы избавила и изо рва извела.
И бедных обогатила и связанных развязала.
И преследуемых избавила и огонь низвела.
И море разделила и кремень расколола.
И водой жаждавших напоила, и голодных насытила.
И мертвых оживила и из Шеола подняла.
И волны остановила и больных исцелила.
И сильных победила и стены сокрушила.
И пасти львов заградила и пламя огня погасила.
И гордых усмирила и смиренных к славе привела.
Это чудеса, верой сотворенные[112].
15. Ибо вера такова.
Да уверует человек в Господа Бога всяческих,
Сотворившего небо и землю и моря и все, что есть в них;
Создавшего Адама по образу Своему;
Давшего Тору Моисею;
Ниспославшего от Духа Своего на пророков;
И пославшего Христа Своего в мир,
Чтобы уверовал каждый в воскресение мертвых.
И да уверует также в таинство Крещения.
Это есть вера Церкви Божией.
И да будет каждый избавлен от того, чтобы соблюдать часы, субботы, месяцы и
сроки. И от прорицаний и предсказаний, гаданий и ворожбы, блуда и разгула. И от
учений пустых – орудий зла, и от лести слов сладких, от богохульства и от прелюбодеяния.
[I/45] Чтобы никто не свидетельствовал свидетельством ложным, и никто не говорил
двуязычно. Это дела веры, которая устанавливается на несокрушимом камне, а он
есть не кто иной, как Христос, на Котором поднимается все строение.
16. И много, возлюбленный, есть в Священном Писании дел веры, но лишь малое
от великого я написал, напомнив любви твоей, чтобы ты узнал и возвестил, веровал
и был верен. И когда ты прочитаешь и изучишь дела веры, то уподобишься земле возделанной,
на которую упало зерно доброе[113] и принесло плоды: одно в сто, другое в шестьдесят,
иное в тридцать крат. И когда ты войдешь к Господу твоему, то назовет Он тебя
рабом добрым, усердным и верным[114], который, умножив веру, вошел в царство Господина
своего.
Закончилась Тахвита о вере.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Мф 10:8.
[2] Мф 25:29.
[3] Мф 7:24-27; Лк 6:44-49.
[4] Рим 8:30.
[5] Иер 7:4-5.
[6] 2 Кор 6:16; Лев 26:12.
[7] 1 Кор 3:16; 6:19; 2 Кор 6:16.
[8] Ин 14:20
[9] 1 Кор 3:10.
[10] 1 Кор 3:11.
[11] 1 Кор 3:16.
[12] Ин 10:30.
[13] Пс 117:22.
[14] Ин 19:15.
[15] Лк 19:12-14.
[16] Иез 13:10-11.
[17] Иез 22:30.
[18] Ис 28:16.
[19] Мф 21:44.
[20] Дан 2:34.
[21] Пс 84:12.
[22] Пс 84:12.
[23] Дан 2:34-35.
[24] Пс 18:5; Рим 10:18.
[25] Мф 28:19
[26] Зах 4:7
[27] Ин 1:1.
[28] Ин 15:12.
[29] Ин 15:15.
[30] Еф 2:4-5.
[31] Еф 5:2.
[32] Зах 3:9.
[33] Ис 11:2-3.
[34] Зах 4:10.
[35] Ис 49:6.
[36] Пс 118:105.
[37] Ин 1:1.
[38] Ин 1:5.
[39] Ин 1:11.
[40] Мф 10:27.
[41] Мф 5:14.
[42] Мф 5:16.
[43] Ин 12:35.
[44] Ин 12:36.
[45] Ин 8:12.
[46] Мф 5:15; Мк 4:21; Лк 8:16.
[47] Пс 118:105.
[48] Ос 10:12.
[49] Лк 15:8.
[50] Исх 20:2; Втор 5:6.
[51] Ос 10:12.
[52] Ис 55:6-7.
[53] Ин 1:5.
[54] Мф 27:45; Мк 15:33; Лк 23:44.
[55]Зах 14:6-7; Ам 8:9.
[56] 1 Кор 3:10-12.
[57] 1 Кор 3:13.
[58] Дан 3:21-22.
[59] Дан 3:48.
[60] Быт 19:24-28.
[61] Чис 3:4; Лев 10:1-2.
[62] Чис 16:35.
[63] 4 Цар 1:9-16.
[64] 4 Цар 2:11.
[65] Дан 3:22.
[66] Ис 66:16.
[67] Ис 66:24.
[68] 1 Кор 3:11.
[69] 1 Кор 13:13.
[70] Быт 4:4.
[71] Быт 5:24.
[72] Быт 6:9.
[73] Быт 15:6; Рим 4:9.
[74] Мал 1:2-3; Рим 9:13.
[75] Пс 80:6.
[76] Исх 7:14 – 13:16.
[77] Исх 14:15-31.
[78] Исх 15:22-26.
[79] Исх 16:1-36.
[80] Исх 17:8-16.
[81] Исх 17:12.
[82]Исх 24:18; 34:28; Втор 9:9-18.
[83] Чис 21:35; Втор 2:26 – 3:17.
[84] Исх 14:15-31.
[85] Пс 77:13.
[86] Пс 32:7.
[87] Пс 113:7-8.
[88] Исх 15:8.
[89] Быт 1:9.
[90] Пс 23:7-9.
[91] Нав 3.
[92] 4 Цар 2:8-15.
[93] Нав 3:17.
[94] Нав 6.
[95] Нав 12:24.
[96] Нав 10:12.
[97] Евр 11:33.
[98] Притч 20:6.
[99] Иов 27:5-6.
[100] Мк 5:34.
[101] Мф 9:28-29.
[102] Мк 9:24.
[103] Мф 8:8-10; Лк 7:1-10.
[104] Мк 5:23-42.
[105] Ин 11:23-27.
[106] Мк 16:18.
[107] Мф 22:21.
[108] Мф 14:31.
[109] Мф 17:20; Мк 11:22-23; Лк 17:5.
[110] Мф 14:28-31.
[111] Мк 16:17-18.
[112] Евр 11.
[113] Мф 13:8; Мк 4:9; Лк 8:8.
[114] Мф 25:21.
|