СТРОМАТЫ
К оглавлению
КНИГА СЕДЬМАЯ
Предварительные замечания. Гностик
есть истинный почитатель Бога
(1, 1) Настало время показать эллинам,
что человеком истинно благочестивым является лишь гностик. Пусть их мудрецы,
узнав из наших слов каков истинный христианин, с одной стороны, увидят собственное
свое невежество и убедятся, что безрассудно и несправедливо преследуют это
имя, а с другой – повинятся, что ложно называют безбожниками тех, кто чтит
истинного Бога. (2) Специально для них, думаю, можно привести и аргументы более
ясные, дабы они, благодаря наукам, которыми они уже овладели, могли понять то,
что мы собирается сказать, даже если сила веры для них еще не доступна. (3) Мы
повременим пока пользоваться изречениями пророческими; на некоторое время отложим
в сторону и Писание и лишь вкратце укажем на его значение, когда коснемся христианского
учения. Чтобы не нарушить последовательности речи, мы будем перемежать слова Писания
собственными рассуждениями, рассчитанными на тех, кто еще не постиг смысла священных
текстов. Раскрыв же этот смысл, мы предоставим всевозможные свидетельства
тем, кто уже уверовал. (4) Если же некоторым простым и непросвещенным умам
наши слова покажутся несогласными с Писаниями Господа, то пусть узнают они, что
именно на них и основывается сила и живость наших речей, которые стремятся
выразить смысл, не очень заботясь о словах. (5) Ведь часто случается, что подробное,
но не ко времени приведенное изложение оказывается совершенно бесполезным. Напротив,
не задержаться хоть на минуту на вещах основополагающих значило бы выказать не
только умственное убожество, но и пренебрежение. (6) «Но поистине блаженны исследующие
свидетельства Господа, от всего сердца они взыщут Его». [1] О Господе же свидетельствуют
и закон, и пророки.
(2, 1) Итак, мы намерены доказать, что только истинный
гностик обладает святостью, лишь он воздает Богу почитание, достойное его величия.
А из того, что он воздает Богу такое поклонение, следует, что он любит Бога и
сам любим им. (2) Все нравственно-превосходное считает он достойным почитания
в меру его превосходства и величия. Из предметов чувственно воспринимаемых он
воздает честь властям, родителям и старикам. Из различных учений он чтит преимущественно
древнюю философию и древнейшие из пророчеств. Из предметов умопостигаемых он чтит
древнейший по происхождению, вневременный и несотворенный первый принцип,
источник остального бытия, Сына, (3) благодаря которому мы можем знать вечное
начало, Отца всего сущего, древнейшего и благодетельного, который невыразим словом,
но которого мы чтим в молчании, святом восхищении и с величайшим почтением. Его
Господь возвестил в той мере, в какой могут вместить ее знающие, и в силах постичь
те, кто самим Господом предопределен к ведению и «чьи чувства», по слову апостола,
«совоспитаны» [2] . (3,
1) Итак, почитание, воздаваемое истинным гностиком Богу, состоит в неусыпной его
заботе о собственной душе и непрестанной любви, обращенной к Господу. (2) Что
же касается его благодеяний людям, то одними из них он старается сделать их лучше,
другими же помогает и утешает их. Медицина врачует тело; философия – душу. Служением
является также и забота детей о родителях, а подданных – о своих правителях. (3)
То же видим мы и в Церкви. Пресвитеры служат для улучшения и исправления; диаконы
оказывают помощь. (4) Таким же двойным служением ангелы служат Богу, помогая в
управлении земными делами. Гностик тоже служит Богу. Будучи призванным учить и
исправлять, он открывает людям смысл своих возвышенных прозрений, стремясь улучшить
их. Ни в ком из смертных нет ни такого благочестия, ни такой богобоязненности,
как в верующем, который в делах земных служит Богу со славой и безупречностью.
(5) Подобно тому как старательный уход за посевами, использующий различные приемы,
навыки и знания земледельца, приносит обильный урожай и немалую выгоду, так и
благочестие гностика, собирая плоды, приносимые теми, кто через его служение пришел
к вере, собирает богатейший урожай. Он пробуждает от греховной жизни и приводит
на путь спасения многих собратьев. (6) Если богосоответствие (qeopre/peia) есть
сохранение того, что присуще Богу, то соответствует Богу только тот, кто любит
его. Только он знает, что угодно Богу с теоретической и с практической точки зрения.
Ему ведомо какую жизнь должен вести тот, кому предстоит в будущем достигнуть обожения,
а в настоящем – уподобиться ему.
(4, 1) Следовательно, прежде всего истинный
гностик любит Бога. Чтить отца – значит любить его; точно так же и чтить Бога
равнозначно любви к нему. (2) Сила гностика проявляется, как нам кажется, в трех
способностях: во-первых, он способен проникнуть в суть вещей; во-вторых, он исполняет
заповеди Логоса, в-третьих, он может передавать тайны познания в наставлениях,
отвечающих величию Божию. (3) Чем же объяснить тот факт, что верующего в бытие
Вседержителя и получившего из уст самого несотворенного Сына откровение
Божественных тайн называют безбожником? Безбожник ведь – это тот, кто отрицает
бытие Бога, страшась вместо него демонов, обожествляя подряд все вещи, будь то
дерево, камень или нечто им подобное, низводя до степени раба, движимого лишь
страхом, душу и разум человека.
II
Сын Божий как Устроитель и Спаситель
(5, 1) Первая ступень веры – это знание
Бога. Далее, через уверенность в учение Спасителя, надлежит усвоить то, что делание
какого-либо зла кому бы то ни было есть нечто противоречащее сути этого богопознания.
(2) Человек благоговейный – это лучшее, что есть на земле, ближайшим к нему и
столь же чистым является ангел, участник вечной и благословенной жизни. (3) Но
существом совершеннейшим и святейшим, наиболее безграничным, возвышенным, начальственным,
царственным и благодетельным является Сын Божий, по естеству ближайший к единому
Вседержителю. (4) Он являет собой наивысшее превосходство над другими существами,
заключающееся в том, чтобы все упорядочивать и всем повелевать согласно с
волей Отца, всем мудро управлять, во всех своих делах выказывать неустанное всемогущество,
ведать тайные законы бытия. (5) Неделимый, нерасчленимый на доли, не имеющий
нужды переноситься с одного места на другое и в то же время постоянно находящийся
везде, и вместе с тем и нигде в отдельности, Он всецело есть разум, всецело свет,
весь – Отчее око; он все видит, все слышит, все ведает и содержит все силы естества
своим всемогуществом. (6) Воинства ангелов и богов благоговейно повинуются ему,
Отчему Логосу, воспринявшему на себя все домостроительство спасения через
того, кто все подчинил ему. [3] Поэтому все люди – это
также его достояние: но одни – по разумению, другие нет; и одни – как друзья,
другие – как верные слуги, третьи же – просто как слуги. [4]
(6, 1) Таков Учитель, посредством мистического
откровения наставляющий гностика; через утверждение в доброй надежде – просто
верующего; через вразумляющее наказание – человека жестокосердого. Так промысел
его обнаруживается в общем и в частностях, всюду и во всем. (2) Он – Сын
Божий, Господь наш и Спаситель, и со всею ясностью свидетельствуют об этом боговдохновенные
пророчества. (3) Будучи Господом всех без исключения – и эллинов, и варваров,
Он убеждает всех, кто желает внять убеждению. Но свою спасительную миссию он не
навязывает всем подряд, но ставит ее в зависимость от свободного выбора; и от
принявшего спасение из его рук за исполнение всего обетованного требует лишь
соблюдения заповедей. (4) Философию эллинам он даровал при посредстве низших
ангелов. Ибо древним божественным повелением ангелы были распределены среди народов. [5] (5) Но «удел Господа»
есть слава, достающаяся лишь верным. [6] Действительно, либо Господь
печется не обо всех людях и тогда следует считать Его бессильным (но приписывать
Богу человеческую слабость – это нечестиво), либо же, будучи в состоянии печься
обо всех, он не желает этого (но тогда это не согласуется с его благостью). Тот,
кто принял на себя тело, способное страдать, едва ли может считаться безразличным
и праздным. Следовательно, он печется обо всем без исключения. (6) Это согласно
и с его существом, ибо он есть Господь вселенной и Спаситель всех людей, а не
только некоторых из них. Он распределил дары своего милосердия каждому в меру
его способностей и всем уделил он от своих благодеяний – эллинам и варварам –
и тем из них верным и избранным, кто был заранее предопределен и в надлежащее
время «призван». [7]
(7, 1) Ему чужда какая-либо зависть,
поэтому все призваны в равной мере; высочайшие же почести соразмеряет он
с силою веры и ее твердостью. Никакая сторонняя сила не может воспрепятствовать
его намерениям или удержать его от исполнения задуманного: ведь он есть Господь
вселенной и творит волю всеблагого Вседержителя Отца. К тому же зависть вовсе
не свойственна бесстрастному и родившемуся безначально (a)na/rxw») Господу. Да и способно ли что-либо,
присущее человеку, возбудить его зависть? Для этого есть у человека другой завистник,
обуреваемый всякого рода страстями.
(3) Нелепо утверждать, что Господь
не желает спасти род человеческий по неведению о том, как применить свою
благость к каждому из людей в отдельности, поскольку бессмысленно говорить
о неведении того, кто еще до сотворения мира был советником Отца. Ведь именно
он был той Премудростью, о Которой «возрадовался» [8] Вседержитель Бог,
сила и всемогущество Отца, его Логос, рожденный прежде всего остального, мудрость
Отца. Он есть в собственном смысле слова Учитель всего им сотворенного. (5) Может
к промыслу его примешиваются какие-либо страсти? Но как можно утверждать такое
о том, кто по восприятии нашей страстной плоти преобразует ее своим учением
в бесстрастную? (6) Как может он быть Спасителем, если он не являет себя таковым
для всех, кто уверовал в него, желая достигнуть гносиса. Но он является Господом
и для не уверовавших, ибо настанет день, когда и они исповедают его, восприняв
от руки Владыки уготованные всем благодеяния. (7) Все благодеяния Господа имеют
отношение к Вседержителю; Сын является, так сказать, энергией Отца. (8, 1) Итак, Спаситель никогда не может
питать ненависти к человеку. Проникнутый высшей любовью к нему, он не пренебрег
немощами нашей плоти, в которую и облекся, чтобы явить себя Спасителем всех людей
без изъятия. Ибо вера есть достояние каждого, кто только желает ее избрать.
(2) И напрасно опасение, что Господь будто бы может пренебречь своим созданием.
Не человек ли один из всех творений Божиих одарен разумом? (3) Иное, более совершенное,
проявление заботы Бога о человеке трудно себе представить. Высшему по природе
свойственно управлять низшим; владычество по естеству принадлежит тому, кто
достойно пользуется своей властью. Но кто воистину всем правит и повелевает? Не
Божественный ли Логос вкупе с его Провидением, которое обозревает сразу все части
целого и не оставляет своим попечением и малейшей доли своего достояния? (5) Достоянием
же и друзьями его должно признать тех, кто предан ему и верит в него. Сын Божий
по воле Отца есть первоисточник всякого добра и первопричина всякого движения,
то есть, сила, непостижимая человеческим разумением. (6) Однако тем, кто
не в силах познать его по немощи своей природы, он не мог явиться таким, каким
был в действительности. По этой причине Сын Божий принимает на себя видимую плоть
и своим примером предшествует людям в исполнении закона, показывая, что и
для них это возможно. (9, 1) Будучи силой Отца, он без труда
исполняет все, что захочет, не оставляя без внимания даже и мельчайших деталей.
Не будь этого, все созданное не было бы столь совершенным. (2) Свидетельством
его всемогущества служит, насколько я могу судить, тщательная согласованность
всех частей управления, от высших до низших. Очевидно, что управление это исходит
от высшего Повелителя – того, кому волей Отца вручено управление вселенной.
Охраняемая целой иерархией взаимно подчиненных властей, лестница эта постепенно
возводит нас к самому великому Первосвященнику. (3) От этого единого, повелевающего
всем Начала и, как мы уже говорили, вершителя воли Отчей, все и исходит – и первое,
и второе, и третье. [9] Далее, на высших ступенях
видимого мира поставлены легионы блаженных ангелов, а под ними и вплоть до нас
расположены друг за другом те, кто от Единого и через него, спасаемы им и другим
несут спасение.
(4) Мельчайшие частицы железа послушны
притяжению Гераклейского камня, которое распространяется на многочисленные колечки
этого металла. Подобно тому и люди благочестивые, влекомые Святым Духом,
будут вселяться: одни – в первую обитель, другие – в следующие, и так до
самой последней. [10] Люди же порочные, не
желающие ни к чему себя понуждать, взрастившие в себе дурные наклонности и неспособные
с ними совладать, носятся туда и сюда, лишенные божественной поддержки, волнуемые
бурей страстей, и, наконец, низвергаются на землю. От начала был утвержден закон,
согласно которому благо есть предмет свободного выбора. (10, 1) Вот почему заповеди, данные и
подзаконному, и не подзаконному, обращены не к праведникам («ибо закон положен
не для праведника» [11] ), а к свободно избравшим
их исполнение. И в виде награды за послушание им обещается блаженная вечная жизнь.
Людям, избравшим порок, они предоставляют возможность находиться среди того, чему
они оказывали предпочтение. Напротив, для душ, ежедневно трудившихся над своим
улучшением и усовершением через воспитание в себе добрых качеств и приумножение
праведности, они назначают наилучшую обитель как достойное воздаяние. И в
самом деле, не достигают ли они, по мере постепенного преуспеяния «простираясь
вперед» [12] , и самого бесстрастия,
пока не обретут, «в меру мужа совершенного» [13] , того состояния, которое
есть совершенный гносис и наиболее славное наследие? (2) Различаясь в каждом индивидуальном
случае временем, местом, достоинством, наследственной долей и служением,
каждое из этих спасительных изменений постепенно возводит человека к пребыванию
близ Господа в вечном созерцании. (3) И для того, кто целиком предался созерцанию
из любви к гносису, отсюда начинается путь, который приводит к самопознанию. (11, 1) Поэтому Господь, хотя и
черпал заповеди из одного и того же источника, давал их людям по мере необходимости,
то как первоначальные, то как позднейшие. Он не желал, чтобы жившие до закона
оставались безо всякого руководства и чтобы народы, не знакомые с философией
варваров и не имеющие узды, увлекались всевозможными излишествами. (2) Одним даны
были заповеди, другим – философия. Этим он удерживал народы от неверия до
самого своего пришествия, после которого нет уже неверующим никакого оправдания.
Поэтому не важно, что именно мы изберем в качестве отправной точки. Будь
то учение эллинов или варваров, все равно и то и другое приведет к совершенству
через веру. (3) Но если эллин, хоть и не просвещенный языческой философией, примет
истинное учение, то, каким бы ни считали его неотесанным, он превзойдет
всех своих образованных соплеменников, ибо вера его сама выбрала краткий
путь к спасению и совершенству. (12, 1) Лишь бы не была стеснена свобода
воли, а все остальное Господь сам обратит в орудие добродетели, дабы люди
слабые и недальновидные так или иначе могли из рода в род видеть в лице единого
и всемогущего Существа милосердную любовь Божию, спасающую нас через Сына.
(2) И никоим образом это Существо не может быть началом зла, ибо все, что Господь
сотворил, и в целом, и в частностях, служит спасению. (3) Итак, задача спасительной
справедливости состоит в том, чтобы все без исключения возводить к наилучшему
возможному для него состоянию. [14] К возможно лучшему благу,
сообразно их устроению, возводятся и более слабые. Ведь разумно, чтобы все
добродетельное переходило в лучшие обители, и причина этого перехода – свободный
выбор, который в силах совершить каждая душа. (5) Вразумляющие же наказания, через
служащих ангелов, через многоразличное предпочтение доброго и через окончательный
суд, который по благости своей вершит великий Судья, заставляют покаяться
и дошедших до «бесчувствия» [15] .
III
Гностик стремится уподобиться Богу (13,
1) «Об остальном умолчу», прославляя Господа. Скажу только, что души истинных
гностиков, которые силой своей созерцательной способности превосходят всякий иной
святой миропорядок, предопределены жить в блаженных обителях богов. Святые
и причтенные к другим святым, совершенные из совершенных, попадают они из лучших
мест в наилучшие, где предаются созерцанию божественных вещей уже не как в зеркале
или посредством некоего «зеркала» [16] , но как призванные на
вечерю бессмертия, и созерцают Божество явственно и отчетливо, словно при полном
солнечном освещении, никогда не пресыщаясь этим созерцанием. Благодаря своей любви
к Богу они удостаиваются нескончаемого и вечного блаженства и неизъяснимой радости,
в силу тождества по своей природе с тем, кто является источником всех этих совершенств.
Таково созерцание «чистых сердцем» [17] . (2) При посредстве Великого
Первосвященника достигший совершенства истинный гностик беседует с Богом. Полнотой
своего благочестия он уподобляется, насколько это возможно, Господу, ибо, взирая
на изливаемые Богом благодеяния и заботясь о спасении людей, проходит святые служения,
распространяет учение и творит добро. (3) Можно сказать, что истинный гностик
сам себя созидает и творит. Более того: своими добродетелями он возвышает и внимающих
ему, воплощая в себе подобие Божие. Живя в единении с Богом, практикуя умеренность,
которая через упражнение приводит к бесстрастности, он в меру своих сил уподобляется
тому, кто по существу своему бесстрастен. И это бесстрастие является результатом
непрестанного единения и общения с Господом. (4) Спокойствие духа, человеколюбие
и величайшее благочестие – таковы, по-моему, этапы пути истинного гностика к богоподобию.
(14, 1) Эти добродетели являются той «жертвой приятной»,
о которой говорит апостол [18] , ибо, согласно Писанию,
«сердце нестроптивое» [19] вкупе с правым знанием
есть «жертва всесожжения Богу». [20] И всякий человек, достигший
святости, просветляется лучами Божества и достигает неразрывного единения с ним.
(2) Евангелие и апостолы заповедуют нам ради избавления от бремени греха и выведения
души из смятенного состояния налагать оковы на тело, отрекаться от себя, умерщвлять
своего ветхого человека, испорченного похотью, и вызывать к жизни человека нового. [21] (3) То же самое таинственно
внушалось и законом, который повелевал карать грешника изгнанием, дабы этим понудить
его к обращению от греха на путь бесстрастия, которого достигают лишь проникнутые
верой. (4) Но толкователи закона не постигли этой истины. Рассматривая закон лишь
как предмет спора, они только дали тем самым в руки праздных любителей распрей
орудие против закона. (5) Поэтому мы мудро поступаем, не принося жертв Богу, ибо
он все имеет в изобилии и сам является источником всего необходимого. Вместо этого
мы прославляем того, кто принес себя в жертву за нас. Мы и себя приносим в жертву
тому, кто ни в чем не нуждается. И отрекаясь от страстей, мы приносим жертву тому,
кто лишен каких-либо страстей. (6) Воистину ничто так не радует Бога, как наше
спасение. Мы вправе не чтить принесением жертв того, кто никогда не побеждается
чувственными удовольствиями. Жертвенный дым, рассеивающийся внизу, лишь слегка
касается даже и самых близких к нам облаков, если только вообще достигает их.
Но куда им до него! (15, 1) Бог ни в чем не нуждается, не
связан плотскими удовольствиями, не корыстолюбив и не сребролюбив. Он сам обладает
всеми сокровищами и изливает на свои творения всю полноту щедрот. Нечего и думать
поэтому о снискании его благоволения принесением жертв и разных материальных даров,
воздаянием ему человеческих почестей и славословием; ничем подобным не завоевать
Божественного благоволения. Он открывается лишь благим и добродетельным, никогда
не изменявшим правде даже под влиянием угроз или разных соблазнов и обещаний.
(2) Некоторые, не признавая за человеческой душой самостоятельности и свободы
выбора, и не веря в то, что ее никто не в силах полностью поработить, не могут
сносить чинимые им напрасные обиды с подобающим терпением и в негодовании отвергают
бытие Бога. (3) Склоняются к этому и многие невоздержанные, преданные чувственным
удовольствиям, измученные тяжкими страданиями, подвергшиеся неожиданным невзгодам,
сломленные превратностями неверного случая. Они приходят к выводу, что Бога нет,
а если он и есть, то промысел его не охватывает всего сущего. (4) Другие же, вообразив,
что богов много, хотят умилостивить их жертвоприношениями и дарами, дабы те потакали
их страстям. Эти уже открыто отвергают бытие единого и истинного Бога, сущего
в неизменности праведной благости.
(16, 1) Итак, истинный гностик благочестив.
Потрудившись сперва над собственным совершенствованием, он обращается затем к
ближним. Не радует ли отца сын, стремящийся уподобиться в благих делах родителю,
или слуга своего господина, коль скоро он подражает ему в том же? (2) Ибо вера
и повиновение всегда вполне в нашей власти. Ошибается тот, кто происхождение зла
видит в телесных изъянах, или в недомыслии, происходящем от невежества, или
же (по своей глупости) в неразумной необходимости. (3) Истинный гностик благодаря
знанию оказывается выше их всех, побеждая их как неразумных животных. Подражая
божественному замыслу, он одаривает добром всех, прибегающим к нему, насколько
это возможно. (4) Если он облечен властью, то ради общего блага встает во главе
народа как новый Моисей и считает своим призванием вести его к спасению.
Он укрощает диких и приводит к вере не склонных к ней. Лучших и добродетельных
он награждает, злым же воздает наказаниями, соблюдая разумную меру для исправления
виновных. (5) Душа праведника поистине как бы образ и подобие Божества, и
соблюдение заповедей делает ее храмом, где водворяется Вождь смертных и бессмертных,
Царь и Творец всего прекрасного, который воистину есть закон и право, вечный Логос,
словом, единственный Спаситель каждого в отдельности и всех вместе. (6) Это подлинно
единородный Сын, образ славы Царя вселенной и Вседержителя Отца. Именно он
запечатлевает свой образ в душе гностика, чтобы тот мог возвыситься до созерцания
его божественной полноты. Так гностик становится третьим божественным образом;
ибо он в меру сил своих уподобляется второй Причине, Жизни истинной, при
содействии которой мы живем подлинной жизнью. Таков, по-нашему, истинный гностик,
всегда утверждающийся на основаниях непреложных и неизменных.
(17, 1) Властвуя над собой и тем, что
принадлежит ему, постигнув в совершенстве науку божественного, он в полной мере
открыт истине. (2) Знание и постижение предметов, которые доступны нашему
разумению, с полным основанием можно назвать достоверным научным знанием. Одна
сторона этого знания ведает предметами, относящимися к Божеству, и должна
определить главную причину всего, установить Начало, «через которое все произошло
и без которого ничто не произошло» [22] ; с другой же стороны,
оно касается сущностей, которые собой все проникают, все содержат, соединяют и
разделяют, а также порядок, значение и цель этих сущностей. (3) В сфере дел человеческих,
это знание касается вопроса о том, что есть человек, что он представляет собой
по природе и что против природы, как ему управлять собой, как должен он переносить
страдание, каковы добродетели его и пороки, что в нем добро, что зло, а что находится
между ними? Что есть мужество, благоразумие, воздержность? Что такое справедливость
и в каком смысле это наивысшая добродетель? (4) Благоразумие и справедливость
помогают знающему в достижении мудрости. Опираясь на мужество, он противостоит
не только невзгодам, но и чувственным удовольствиям, вожделению, горю, гневу
и всему, что может победить нас силой или хитростью. (5) Ведь мы должны уметь
переносить не только зло и напасти, но и все, чем возбуждается страх и боязнь.
Поэтому даже горе считается полезным и врачебным искусством, и в целях образования
и наказания, ибо оно способно исцелять, научать и исправлять, изменяя нрав человека
для его же блага. (18, 1) Мужество имеет несколько разновидностей,
каковы терпение, возвышенный образ мыслей, великодушие, щедрость, благородный
образ действий. Вот почему истинного гностика нисколько не задевают суждения
людей никчемных, равно как и мнения и лесть толпы. Перенося невзгоды и труды,
он в то же время воздерживается ото всех обязательств и несчастью противостоит
с непоколебимой твердостью, мужественно возвышаясь над ним, во всем проявляя себя
зрелым мужем, не в пример большинству людей. (2) Всегда и неизменно благоразумный,
он живет воздержно и сохраняет душевный покой, признавая должным все ниспосланное
ему и отклоняя все постыдное как чуждое его природе. Пребывая в миру и, одновременно,
за его пределами [23] , он все совершает упорядоченно
и последовательно, не преступая границ никогда и ни в чем. Он всего имеет в избытке,
не желая ничего, поскольку нуждается в очень немногом и пребывает среди всех тех
благ, которые приносят ему знание добра. (3) Основным следствием его праведности
является желание проводить свое время вместе с теми, кто близок ему по естеству,
на земле и на небе. (19, 1) Вот почему он охотно раздает
то, чем владеет. Человечный и сострадательный, он ненавидит лишь порок и
грех, от которых отвращается. (2) Значит ему необходимо было научиться верности
себе и ближнему, сообразуясь в этом с учением Спасителя. Кто добровольно повинуется
закону, тот есть слуга Божий. Но если кто очищает сердце уже не ради послушания
заповедям закона, а из любви к знанию, то становится другом Божиим. (3) Мы не
рождаемся добродетельными, и добродетель не развивается в нас наподобие органов
тела, безо всякого нашего участия. Ведь в таком случае наш выбор не был бы добровольным
и похвальным. [24] Добродетель не похожа
и на речь, которая развивается постепенно, совершенствуясь по мере каждодневного
употребления. Подобным образом скорее растет грех, нежели добродетель. (4) Как
и добродетель, гносис не является плодом какого-либо искусства, имеющего своим
предметом некую выгоду или заботу о теле. Не приобретается он и в результате школьного
образования. Довольно с него и того, что оно упражняет и изощряет душевные способности.
(20, 1) Закон государства вполне в силах
обуздать злодеев, однако даже самое убедительное вразумление словами, лишь слегка
касаясь души, не может утвердить в ней истину как нечто непоколебимое и научно
обоснованное. (2) Эллинская философия способна лишь предварительно очищать
душу и готовить ее к восприятию веры, на основе которой истина созидает гносис.
(3) Таков истинный атлет, за все страдания
свои увенчанный истинной победой на великом ристалище, каковым является весь этот
прекрасный мир. (4) Устроителем состязания выступает сам Бог Вседержитель;
раздает награды – его единородный Сын; зрителями же являются ангелы и боги. Борьба
эта, включающая всякого рода состязания, «не против плоти и крови, но против властей
духовных» [25] , своим воздействием на
плоть поднимающих в душе сильную бурю пороков и страстей. (5) Победоносно
выдержавший эти великие состязания и повергший самого искусителя, который
стремится уловить нас, завоевывает бессмертие, ибо на справедливом суде Божием
не может быть неверных приговоров. (6) Зрители приглашаются на состязание,
однако на арену допускаются одни лишь атлеты, а побеждает лишь тот, кто был наиболее
послушен наставлениям тренера. По окончании состязаний настает время раздачи
заготовленных Богом наград, и не судья – виновник поражения. (7) Сильный заслуживает
милости, а властный – крепости. На то нам и дан ум, чтобы знать, к чему мы призваны,
а наставление: «Познай самого себя» побуждает нас узнать, зачем мы созданы.
Сотворены же мы и введены в этот мир с тем, чтобы быть верными исполнителями заповедей,
если только хотим наследовать спасение. (8) Такова Адрастея, Неизбежность, благодаря
которой нельзя убежать (diadra=nai) от Бога. [26]
(21, 1) Итак первостепенный долг человека
состоит в повиновении Богу, который за послушание заповедям установил награды,
соответствующие разным степеням блаженства. (2) Признанием божественных благодеяний
мы низводим на себя благоволение Божие, ибо ничем иным не можем мы возблагодарить
своего благодетеля по достоинству. Верным окажется тот, кто принял учение
после надлежащего размышления и добровольно соблюдал заповеди во всей их строгости;
а воздающий за благодеяние любовью по праву называется другом. (3) Нет для
человека иного и лучшего способа воздать благодарность Богу, нежели исполнением
угодного ему. Возрастание в добре и совершенстве ради угождения и благодарности
Богу принимает Учитель и Спаситель как деяние ему во славу или как приношение
ему. И если верные терпят от кого-либо вред или обиду, то в их лице Бог себя
самого считает оскорбленным неблагодарностью; презрение к ним принимает как
презрение к себе и их бесчестие – как свое бесчестие. (Хотя мы понимаем, что никакого
бесчестия невозможно нанести ему лично.) (5) Вот почему человек никогда не может
по достоинству возблагодарить Господа за его щедроты и на великий дар спасения
ответить чем-нибудь столь же великим. (6) Наносящий вред чужому имуществу оскорбляет
собственника; оскорбляющий простого воина наносит оскорбление и его полководцу.
Точно так же, оскорбление, нанесенное посвященным Богу, он принимает на свой счет.
(7) Действительно, солнце ведь освещает не только небо, но изливает свой свет
на всю вселенную, на сушу и на море. Нет такого уголка, куда бы тот свет ни проник;
нет такого потаенного места в доме, который остался бы неосвещенным. Свет Логоса
также проникает всюду, и нет в человеческой жизни ни одной частицы, сколь бы ничтожной
она не казалась, которая бы не освещалось бы лучами этого света.
IV
О языческих кумирах и начале всех
суеверий
(22, 1) Мало того, что эллины представляют
богов антропоморфными, они представляют их рабами наших страстей. И так как по
наружному виду всякий мыслит их себе подобными, то «эфиопы, – как говорит
Ксенофан, – изображают их чернолицыми и курносыми; а фракияне – голубоглазыми
и краснокожими». [27] Равным образом приписывают
они им и душу наподобие той, что присуща и им самим. В результате боги варваров
отличаются суровостью и жестокосердием; боги эллинов более кроткие, но им
свойственны все прочие человеческие страсти. (2) Люди дурных нравов и богов
своих мыслят такими же; люди же добродетельные воображают их благими. Вот
почему имеющий «царственную душу» и истинный гностик столь же верно чтит
Бога, сколь чужд всякого рода суеверий. [28] Он убежден, что есть
лишь один Бог, достойный поклонения и почитания, творящий дивные чудеса, всех
наделяющий своими благодеяниями. Он есть первопричина всех благ, злу ни в
коей мере не причастная.
(3) В нашем сочинении, озаглавленном
Протрептик или Увещевание, мы достаточно изобличили эллинов в идолопоклонстве,
привели множество доводов и примеров, и здесь не будем возвращаться к тому, что
показано там со всей очевидностью. (23, 1) Но коль скоро речь зашла об этом,
приведем одно или два свидетельства, показывающих, что уподоблять Бога порочнейшим
из людей нечестиво и безбожно. (2) Либо их боги могут быть действительно поруганы
людьми, и в таком случае оскорбленный в сравнении с оскорбившим, несомненно,
оказывается существом низшим, либо боги безразличны к оскорблениям. Но почему
же в таком случае они обрушиваются на тех, кто их не оскорбил, наподобие сварливых
старух, всегда готовых раздражаться и неспособных сдерживать ярость? (3) Рассказывают
например, что Артемида выместила на этолийцах свое негодование против Энея. [29] Или не знала богиня,
что он не из пренебрежения, а по забывчивости своей оставил ее без жертвы, думая,
что уже принес ее? (4) Или Латона [30] , которая на упрек Афины,
что она осквернила ее храм родами, отвечала весьма разумно:
(5) … Имущество убитых и вещей
Окровавленных груду видеть рада,
Ничуть не оскорбляясь этим видом.
Неужто роды выглядят ужасней? [31]
(6) Рождают же в храмах животные,
и это не считается осквернением. (24, 1) По правде сказать, после этого
меня не удивляет склонность язычников к суевериям. Ведь всерьез полагая,
что всякое событие есть начало несчастья, предзнаменование какого-нибудь
зла или погибели, немудрено быть все время в страхе:
(2) Прорыла ль мышка ход сквозь
глину алтаря,
Иль забралась в сосуд, ища остатки
масла,
Петух ли жертвенный до срока прокричал
–
Все это страшный знак, ужасная примета! [32]
(3) Менандр в своей комедии Суеверный
высмеял одного из них в таких словах:
А. О всеблагие боги! Добрый знак!
Затягивая правую сандалью,
Порвал шнурок я.
В. Глупый дуралей!
Шнурок гнилой был, а купить другой
Тебе не позволяла твоя жадность. [33]
(4) Чрезвычайно метко заметил как-то
Антифон. [34] Когда однажды свинья
съела своих поросят, и это обстоятельство навело на хозяина свиньи уныние
ввиду ожидания скорого несчастья, он заметил саркастически, что, поскольку животное
сделало это от скудной кормежки и по причине жадности хозяина, то в этом случае
следовало бы не печалиться, а радоваться. Ибо это действительно предостережение
богов: смотри, чтобы свинья не пожрала с голоду твоих собственных детей.
(5) «Что удивительного в том, – говорил
Бион, – если мышь, не находя ничего лучшего, изгрызла корзину?» «Вот если бы корзина
съела мышь, – рассмеялся в ответ Аркесилай, – это было бы удивительно». [35]
(25, 1) Диоген хорошо заметил как-то
по поводу одного человека, который, увидев, что змея обвилась вокруг пестика ступы,
восторгался этим явлением, как чудом. «Что в этом удивительного? – сказал он ему,
– Вот если бы змея выпрямилась, а пестик обвился бы вокруг нее, это было бы и
впрямь дивно!" [36]
(2) Неразумным животным на роду
написано быть в движении, бегать, драться, рождаться и умирать. Все это, будучи
естественным для них, не может быть противоестественным для нас.
(3) Видим летающих на небе в светлых
лучах Гелиоса
Птиц, но не все роковые. [37]
(4) Комический поэт Филемон также
высмеивает суеверные страхи:
Заметив, что слуга мой наблюдает
За тем, как кто чихнул, вошел иль
вышел,
Немедленно веду его на рынок.
Ведь каждый ходит, говорит, чихает
Сам по себе, не для сторонних глаз.
Все вещи происходят как им должно. [38]
(5) Благодаря умеренному образу жизни
человек достигает здоровья. Набивающий же свое чрево пищей, как мешок, и все дни
праздников проводящий в пирах, этим лишь наживает себе разные болезни. (26, 1) Многие же
Боятся даже надписей на стенах.
И это суеверие вызвало следующую колкость
Диогена. Рассказывают, что как-то он увидел на стене жилища одного дурного
человека надпись:
Победоносный Геракл
Здесь обитает. Злодеям вход воспрещен!
«Хорошее дело! – воскликнул
он, – как же теперь войдет сюда сам хозяин?» [39]
(2) Подобные им люди, боготворящие
всякое дерево или мокрый камень, трепещут, так сказать, даже при виде клочка красноватой
шерсти, крупинок соли, обломка смолистого дерева, заготовленного для факела, или
кусочков серы, если все это после произнесения над ними заклинаний волхвов объявлено
нечистым. Бог же, будучи Богом истинным, ценит лишь святость праведников
и ненавидит лишь ту нечистоту, которая происходит от несправедливости и злодейств.
(3) Мы знаем, что из насиженных яиц и после употребления их в очистительных жертвоприношениях
вылупляются птенцы. Это было бы невозможно, если бы при совершении очищения все
грехи очищаемого действительно передавались бы этим яйцам.
(4) Комик Дифил [40] тонко высмеивает заклинателей
в следующих стихах:
Всех Претид очищаю легко, вместе с
отцом их,
Претом Абантиадидом, а пятой еще и
старуху.
И нужны мне лишь лук и факел, чтоб
всех их очистить,
Да серы немного с смолой из глубин
многошумного моря,
Широкого, глубокоструйной реки Океана.
О Воздух благой, сквозь тучи с небес
пошли Антикира,
Чтобы этот жучек вмиг превратился
в шмеля.
(27, 1) И Менандр [41] неплохо замечает:
Если б, мой Фидий, ты и вправду был
болен,
Я бы врача к тебе вызвал немедля.
Ты же здоров. От твоей ложной болезни
Ложное же найду быстро лекарство.
Не сомневайся, оно подействует сразу.
Пусть окружит тебя куча знахарок,
Пусть остудят тебя в трех водах, добавив
Соли и горсть чечевицы в это снадобье.
(2) Остуди свой пыл! Истинно чист
лишь тот, кого ни в чем дурном не упрекает совесть.
(3) Трагический поэт так говорит:
– Орест, какой недуг тебя томит?
– Груз страшных дел. Меня снедает
совесть. [42]
(4) Действительно, нет иной чистоты,
кроме воздержания от всего дурного. (5) Хорошо сказал и Эпихарм:
Коль дух твой чист, то весь ты чистым
будешь. [43]
(6) Вот почему и мы утверждаем,
что душа должна прежде всего очищать себя от превратных мнений через проверку
их рассудком, а затем, освободившись от всех нечистых мыслей, хранить основные
заповеди вероучения. Как готовящиеся к посвящению в мистерии предварительно проходят
некоторые очистительные испытания, так и мы должны прежде оставить нечистые предрассудки
с тем, чтобы обратиться к истинной традиции.
V
Чистая душа – лучший храм Богу
(28, 1) Прекрасно и справедливо не связывать
ни с одним местом присутствие того, кто ничем не может быть ограничен. И
не правы ли мы, когда величие того, кто включает в себя все на свете, не хотим
измерять рукотворными [44] храмами в его честь?
(2) Действительно, на каком основании труды обычных строителей следует называть
святыми? Немногим лучше думали и те, кто приписывал божественное величие Воздуху
и всему сущему под ним, точнее, всему миру и космосу. (3) Не смешно ли утверждать,
что человек, которого философы называют «игрушкой Бога» [45] , может сам творить себе
Бога и что Божество, в свою очередь, становится игрушкой, созданной руками ремесленника?
То, что сделано руками, сродни материалу, из которого оно сотворено. Так, изделие
из слоновой кости есть слоновая кость, изделие из золота – золото. (4) Идолы и
храмы, воздвигаемые простыми ремесленниками, созидаются из косной материи и навсегда
остаются безжизненными, вещественными и не содержат в себе ничего святого.
Как бы ни совершенствовалось искусство, вещество всегда останется верным
своей природе. Поэтому произведения искусства не могут считаться священными
и божественными.
(5) Да и как возможно создать нечто
новое, если по божественному плану во вселенной нет ничего, что уже не занимало
бы здесь предустановленного ему места? То, что кем-то и где-то воздвигнуто, воздвигалось
потому, что прежде его там не было. (6) Следовательно, если Бог был воздвигнут
неким человеком так же, как воздвигают статуи, то было время, когда он не имел
места и, значит, не существовал вовсе. Ведь то, чего раньше не было, не занимало
никакого места, поскольку чтобы занимать его, нужно быть. (7) С другой стороны,
тот, кто существует реально, не может быть ограничен несущим, равно как и
чем-либо иным. Он существует сам по себе.
(29, 1) Остается предположить,
что он [здесь] сам по себе. Но каким образом нечто может породить себя? И как
сущее может поместить себя в качестве существующего? Или же, как нигде ранее не
расположенное может само найти себе место? Ведь его раньше не существовало, поскольку
несущее нигде не расположено. И если мы предположим, что он где-то был до того,
как создал себя, то, стало быть, он достиг того, чем и прежде обладал, а это нелепость.
(2) Каким образом высшее существо, которому принадлежит все сущее, может
в чем-либо нуждаться? Те же, кто приписывает ему человеческий облик, наделяют
его и человеческими нуждами, вследствие которых ему оказывается необходимыми
пища, одежда, кров и все тому подобное. Имеющие сходный образ и сходные склонности
подчинены и сходным условиям жизни. (3) Если правда, что храм, во-первых, есть
видимый образ божественного величия и, во-вторых, вещественное вместилище божественного
существа, то не лучше ли назвать храмом Божества Церковь, которая, став святой
через познание Бога, учреждена во славу его? Вот подлинное святилище – величественное,
воздвигнутое не руками ремесленников и украшенное не искусством чародеев,
а волей самого Бога. (4) Однако Церковью мы назовем не здание, но собрание избранных.
И это будет храм, достойный вмещать божественное величие и славу; жертва
драгоценная и в чистоте своей подобающая тому, кто достоин всякого почитания
и который (отметим еще раз) по своей все превосходящей святости не может
ничему быть уподоблен. (5) И именно гностик является этой жертвой. Любимый
Богом, он чествует его и как бы воздвигает в себе. Иными словами, богопознание
находит в нем свое освящение. (6) В душе этого гностика обретаются образ и подобие
Бога, ибо она блаженна, будучи сначала подготовленной предварительным очищением,
то есть перенесенными уже испытаниями, и еще более блаженна от каждодневного упражнения
в добродетели. (7) Здесь мы находим то, что уже воздвигнуто или может быть воздвигнуто.
Первое касается уже достигших гносиса, второе же – тех, кто способен его достигнуть,
однако в настоящее время еще не готов принять в себя знание Бога. (8) Каждый,
кому еще только предстоит уверовать в Бога, уже является верным в его глазах и
«воздвигается» в его честь, как храм или статуя, достойная его славы и посвященная
ему.
VI
Молитва,
от чистого сердца обращенная к Богу, лучше жертвоприношения
(30, 1) Поскольку Бог, как следует из
вышесказанного, не может быть описан как сущий в каком-либо месте, равно как и
не может быть уподоблен никому из живущих существ, то ему не следует приписывать
страсти или чувства, присущие живым существам, а также желание жертвоприношений,
якобы для того, чтобы питаться ими наподобие пищи. (2) Существа, подверженные
страстям, – смертны. Бессмысленно предлагать пищу тому, кто не нуждается в ней
для поддержания своего существования.
(3) Комический поэт Ферекрат в Беглецах [46] показывает богов, которые
сами осуждают человеческие жертвенные ритуалы:
"Жертву богам принося, вы сперва решаете,
какую нам выделить долю. Это все, стыдно сказать, вы не берете: ляжки и пах, берда
без мяса и позвоночник, очищенные скребком. Все годное вы съедаете и оставляете
нам, словно собакам, только объедки. Как будто остального стыдитесь и его прячете».
(4) Эвбул, также комический поэт,
так пишет о жертвоприношениях [47] :
Богам достается у вас лишь хвост и
ляжки.
Жертву приносите нам приличную лишь
педерастам.
(5) И выводя Диониса в Семеле,
он приписывает ему такие слова:
Во-первых, предлагая жертву мне,
Иные преподносят кровь, пузырь, иль
сердце или сальник.
Но ничего вкусней, чем бедра я не
знаю.
(31, 1) Менандр [48] пишет об этом так:
…Бедер остатки
Желчь, несъедобные кости они предлагают
В жертву богам, оставляя себе остальное.
(2) Разве тук для жертвенного костра
не избегается даже животными? И если этот тук действительно является пищей эллинских
богов, то почему же они не обожествляют поваров, которым вечно достается это удовольствие,
или не поклоняются печи, которая еще ближе к этому драгоценному туку. (3) Гесиод
говорит, что Зевс, обманутый Прометеем при разделе мяса, получил «белые кости»
быка, «покрытые ослепительным жиром»:
С этой поры поколенья людские во славу
бессмертным
На алтарях благовонных лишь белые
кости сжигают. [49]
(4) Разумеется, никто из них не утверждает,
что божество, ослабев от желания, подкрепляет таким образом свои силы. Они представляют
его, соответственно, как подкрепляющегося без особого желания, наподобие растения
или животных, роющим норы, наподобие червей. (5) Такие, как они говорят, растут,
никому не причиняя вреда, питаясь плотным воздухом или испарениями собственного
тела. (6) И если божество, ни в чем не нуждаясь, все же, как они полагают, питается,
какую нужду оно имеет в пище, ничего не желая? (7) Но если, хотя и не нуждаясь
ни в чем, оно получает удовольствие от воздаваемых ему почестей, то вовсе не без
основания мы возносим ему хвалу в молитвах. Поэтому лучшее жертвоприношение Богу
– это наша праведность, которую мы приносим ему, предлагая ее как жертву праведному
Логосу, благодаря которому мы получаем гносис, и воздавая ему хвалу за те знания,
которым от него научились. (8) Следовательно, алтарем, который пребывает с нами
здесь на земле, является собрание всех посвятивших себя молитве и объединивших
в ней свои голоса и мысли в один голос и один разум.
(9) Если пища, поступающая через ноздри,
считается более божественной, нежели та, что поглощается ртом, то вдыхаемая будет
еще лучше. (32, 1) Что же тогда они скажут о Боге?
Питается ли он воздухом как дубовая роща? Или он дышит как морские животные, раздувая
жабры? Или же он дышит всеми частями тела, обдувая себя воздухом, наподобие насекомого?
Но никто, если он в своем уме, не станет уподоблять Бога ничему подобному. (2)
Животные втягивают в себя воздух, раздувая легкие и сжимая их грудной клеткой.
Предположив, что Бог имеет внутренности, артерии, вены, нервы и другие органы,
они превратят его в нечто ничем не отличающимся от человека. [50] (4) Говорят, что церковь
дышит единым дыханием, поскольку жертва, приносимая церковью, есть логос, выдыхаемый
святыми душами, жертвоприношение и святое разумение, открываемое перед Богом.
(5) Древнейший алтарь в Дельфах они чтят как святой, ведь только к нему, незапятнанному
убийством и смертью, приближался Пифагор. Почему же они не верят нам, говорящим,
что истинно святым алтарем является праведная душа и что жертва, которая
приносится на ней, есть святая молитва? (6) Жертвоприношения, как мне кажется,
были придуманы людьми для того, чтобы оправдать употребление в пищу мяса. Но коль
скоро мясо можно есть и без этого, не пора ли оставить такое идолопоклонство?
(7) Жертвоприношения, описываемые
в Законе, символически означают благочестие, которое бы соблюдаем. Горлиц и голубей,
которых мы приносим в жертву, мы приносим ради очищения от грехов неразумной части
нашей души и ради принятия Бога. (8) Если же кто из праведников не обременяет
свою душу животной пищей, он получает возможность пользоваться плодами благоразумия,
хотя и не так, как Пифагор и его последователи, которые бредили о перевоплощении
душ. (9) Ксенократ в своем сочинении О животной пище и Полемон в трактате
О жизни в согласии с природой в один голос говорят, что животная пища нехороша,
поскольку она уже восприняла в себя неразумие животной природы. [51]
(33, 1) По этой же причине, в частности,
иудеи не употребляют в пищу мясо свиньи, считая это животное нечистым, поскольку
свинья более чем другие животные копается в земле и уничтожает природные плоды.
И если они утверждают, что животные предназначены природой для человека (и в этом
мы с ними согласны), то отсюда вовсе не следует, что годятся они только в пищу.
(2) Комический поэт Платон неплохо
сказал об этом в драме Пиры [52] :
Не стоит убивать других четвероногих,
Кроме свиней. Мы знаем: мясо их
Всего вкуснее. Все уходит подчистую,
Идут в отходы лишь щетина, грязь да
визг.
(3) Эзоп неплохо заметил, что «свиньи визжат так громко, когда их тащат, потому,
что знают, что не годятся ни на что более, но только на заклание». А Клеанф говорит,
что их дух годится вместо соли, поэтому мясо свиньи не портится. [53] (4) Некоторые употребляют
их в пищу как ни на что более не годных, некоторые – как вредителей, губящих плоды,
некоторые же не едят их вовсе, поскольку это животное слишком чувственно. [54]
Закон запрещает приносить в жертву
козлов, за исключением ритуала отпущения грехов, потому, что наслаждение есть
жилище всяческого зла. Говорят также, что мясо козла способствует развитию эпилепсии.
(5) Но все же более всего этой болезни, как полагают, способствует употребление
в пищу мяса свиньи. Поэтому свинина весьма полезна тем, кто упражняет свое тело,
но для тех, кто стремится к душевному росту это не так: ведь употребление в пищу
мяса развивает вялость. (6) Посему некоторые из гностиков вполне разумно воздерживаются
от мяса ради упражнения своих способностей, а также для того, чтобы не потакать
излишнему телесному вожделению. (7) «Вино, – говорит Андрокид, – и обильная мясная
диета укрепляют тело, но расслабляют душу». [55] Очевидно, таким образом,
что ради достижения ясности мысли следует воздерживаться от подобной пищи.
(8) Потому и египтяне в своих ритуалах
очищения не позволяли жрецам есть мясо, допуская, правда, употребление в пищу
птиц, поскольку их мясо является более легкоусвояемым. К рыбам также запрещалось
прикасаться, и этот запрет объяснялся некоторыми мифами, но скорее всего дело
здесь в том, что мясо рыбы расслабляет плоть. (34, 1) Ведь животные наземные и пернатые
вдыхают тот же воздух, каким питаются и наши души, водные же обитатели вдыхают
воздух, смешанный с водой, как это было в начале творения, а также [смешанный]
с остальными первоэлементами, что также является знаком неизменности материи (th=« u(likh=« diamonh=»). [56]
(2) Итак, «Богу в жертву надлежит
приносить не дорогие подарки, но то, что он больше всего любит». [57] И таковым является то
коллективное приношение, которое упомянуто в Законе и которое состоит в единстве
многих голосов и языков в молитве и происходит, более того, от различных народов
и родов, дар, обозначенный в Завете как «единство веры», приносимый совместным
благодарением, с чистым сердцем, справедливым и правильным поведением, святыми
делами и праведной молитвой. [58]
(3) Или, как сказал поэт:
… Где тот чудак,
Что верит легковерно, будто боги
Обглоданным костям и требухе,
Негодным даже псу, безмерно рады,
И принимают это как подарок,
Благоволя взамен тем, кто их дал –
даже если «даритель» оказался тираном
или разбойником?
(4) Мы же говорим, что огонь очищает
не тело, но грешную душу, имея в виду, разумеется, не обычное всепоглощающее пламя,
но так называемый огонь разума, который «проникает до разделения души и духа». [59]
VII
О гностической молитве
(35, 1) Нам предписано чтить и славить
того, кто является Логосом, Спасителем, Наставником и, через него, Отца, и не
в определенный день, как это принято у некоторых, но в течение всей нашей жизни,
и всеми возможными способами. (2) «Избранный род» «семь раз на дню восхвалял Тебя»,
как заповедано в Завете. [60] (3) Не в специально отведенном
для этого месте и не во время лишь праздников в отведенные для этого дни, но действительно
на протяжении всей своей жизни, в любом месте, безразлично, находится ли он там
один или же в обществе тех, кто разделяет его веру, гностик славит Бога, то есть
благодарит его за дар открытого ему знания и гностического образа жизни.
(4) Но если одно лишь присутствие доброго человека,
благодаря почету и уважению, которые он внушает окружающим, всегда облагораживает
того, с кем он общается, то не следует ли отсюда, что имеющий непрестанное общение
с Богом в силу своего знания, своим образом жизни и непрестанным благодарением
превосходит первого во всех отношениях – своим поведением, на словах и на деле?
(5) Он уверен в том, что Бог всегда находится рядом с ним, не впадая в заблуждение
и не считая ошибочно, что он находится в каком-то определенном месте, и следовательно,
не надеясь, что когда его нет поблизости, можно придаваться излишествам днем или
ночью. (6) Принимая всю нашу жизнь как вечно длящийся праздник, убежденные в том,
что Бог всегда рядом с нами, мы возделываем наши поля с благодарением и плывем
по морю, славословя, в соответствии с правилами верша все наши дела. (7) Гностик,
следовательно, всегда близок к Богу, торжественный и радостный одновременно. Торжественный
потому, что душа его всегда обращена к Богу, а радостный, поскольку знает, сколь
велик дар человечности, который он получил от Бога.
(36, 1) Совершенство гносиса видно из
следующих слов пророка: «Доброте, разумению и гносису научи меня» [61] , прославляя рост высшей
части души через восхождение как наиболее совершенный путь.
(2) Гностик является воистину царственным
мужем, первосвященником Бога. Это соблюдается и ныне среди наиболее разумных варваров,
которые воздвигают храмы, обожествляя царскую власть. (3) Он никогда не позволяет
подчинить себя влиянию тех, кто во время публичных представлений ведет за собой
толпу, и не принимает даже вовне все то, что говорится, делается или наблюдается
ради достижения удовольствия. [Не принимает он] красивой видимости, а также всех
тех различных наслаждений, которые возникают в результате разных развлечений,
таких как дорогие умащения и благовония, доставляющие наслаждение обонянию, или
мясные блюда и различные вина, ублажающие вкус, или же благоуханные букеты, составленные
из разнообразных цветов, которые возбуждают чувственность и придают душе женственность.
(4) Всегда торжественно обращаясь к Богу, получая наслаждение от какой-либо вещи,
он предлагает начатки еды и питья и масла тому, кто дал все это, благодаря за
дар и используя его в соответствии со словом, ему данным. Вообще говоря, он редко
посещает пиры и совместные винопития, за исключением тех случаев, когда приглашение,
исходящее от дружественного и созвучно мыслящего человека, заставляет его принять
участие. (5) Он уверен, что Бог все знает и понимает, и не только слова, но и
мысли. Ведь и наша способность слышать, хотя и зависит от физического органа,
воспринимает слышимое не благодаря физическим свойствам, но в силу душевной восприимчивости
и разумению, которое способно различать смысл отдельных звуков.
(37, 1) Бог, следовательно, не
нуждается в человеческих органах слуха для того, чтобы слышать, не нуждается он
и в других органах чувств, как этому учили стоики, полагая, что он должен прежде
всего обладать органами слуха и зрения, поскольку иначе он не смог бы воспринимать. [62] (2) Однако подвижность,
свойственная воздуху, чрезвычайная восприимчивость ангелов и та сила, которая
определяет душевное осознание, благодаря некой невыразимой способности, никак
не связанной со слухом, позволяют знать все сразу в мысли. [63] (3) И если кто скажет,
что звуки голоса не достигают божественного слуха, но только лишь сотрясают воздух,
то все же мысли святых людей пронизывают не только воздух, но и весь космос. И
божественная сила, со скоростью света, проникает до глубин души. И разве различные
стремления не обращены к Богу, хотя они и выражаются звуками? (5) Разве не разумение
выражает их смысл? Нуждается ли в звуках тот, кто, согласно исходному замыслу,
узнает избранного еще до его рождения и знает то, чему предстоит случиться, еще
до его возникновения? (6) Разве не свет этой силы проникает в самые глубины души,
«свет знания», как сказано в Писании, «ищущий укромные уголки»? [64] Бог является совершенным
глазом и совершенным ухом, если можно так выразиться.
(38, 1) Вообще говоря, недостойные представления
о Боге не позволяют сохранить почтения к нему в гимнах, рассуждениях, текстах
и мнениях, и приводят к унизительным и непотребным идеям и воззрениям. Поэтому
восхваления во многих случаях ничем ни отличается от хулы, по причине незнания
истины. (2) Те вещи, на которые нацелена страсть или желание или, вообще говоря,
стремление, являются предметами мольбы. Поэтому никто не желает напитка
[как такового], но стремится лишь выпить то, что можно пить, и никто не желает
наследства, но стремится стать наследником. Точно так же, никто не жаждет «знания»,
но желает знать; и не «правильного управления», но участия в управлении. (3) Наша
мольба, таким образом, направлена на определенную цель, и целью этой является
то, что мы желаем. Мольба и стремление, следовательно, следуют друг за другом
и направлены на обладание благом и преимуществами, которые могут в результате
последовать. [65] (4) Гностик всегда
молит и просит только о том, что действительно на благо душе, и молится он, сам
активно содействуя приобретению благих способностей, о том, чтобы благо не было
для него более некой наукой, которую еще предстоит освоить, но чтобы самому стать
благим.
(39, 1) Поэтому он молится подобающим
образом, зная пути божественного и обладая нравственным совершенством, достаточным
для этого. Он знает, что является действительно благом, о чем надлежит просить,
а также когда и как следует делать это в каждом отдельном случае. (2) Последним
невежеством является обращение к тем, кто не причастен божественности как к богам
или просьба о том, что едва ли пойдет во благо, навлекая тем самым на себя несчастья
вместо благословения. (3) И поскольку существует один лишь благой Бог, от которого
происходят всяческие блага, то мы и ангелы обращаемся к нему в своих молитвах,
однако не всегда одинаковым образом, (4) ибо не одно и то же просить о том, чтобы
благо пребывало и о том, чтобы они было дано в первый раз. Одним из видов молитвы
является просьба отвратить от зла. (5) И такая молитва никогда не может быть обращена
человеку во зло, разве что в случае, когда гностик, обратившись к праведности,
может использовать эту молитву для того, чтобы совладать с теми, кто «дошел до
бесчувствия». [66]
(6) Молитва, если позволительно так
выразится, – это разговор с Богом. Шепотом и не шевеля губами, мы говорим молча,
восклицая внутренне. [67] И Бог слышит всякую без
исключения внутреннюю речь.
(40, 1) Мы запрокидываем голову,
простираем руки в небо и двигаем ногами (tou/» te po/da» e)pegei/romen), заканчивая молитву, следуя за душевным
движением, направленным к умопостигаемой сущности, стремясь оторваться телом от
земли вслед за словами, «окрыляясь душой» [68] ради лучшего удела, стремясь
вырваться в обитель святости, с усилием разрывая телесные оковы. (2) Ведь мы знаем,
что гностик выходит за пределы этого мира подобно тому, как евреи покинули
Египет, тем самым показывая, кроме всего прочего, что следует стремиться приблизиться
к Богу настолько близко, насколько это возможно.
(3) И если некоторые отводят
для молитвы определенные часы, например, третий, шестой и девятый, то гностик
обращается с молитвой к Богу в течение всей своей жизни, стремясь через эту молитву
к единению с Богом. И можно сказать, что достигнув этого состояния, он оставляет
позади себя все, что бесполезно для достижения этой цели, обретая совершенство
человека, действующего силою одной любви. (4) Деление же часов на тройки, каждая
из которых начинается молитвой, осуществлено теми, кто знает о священной триаде.
(41, 1) В этом месте уместно вспомнить о некой доктрине,
согласно которой молитва бесполезна, и которой придерживаются отдельные инакомыслящие,
например, последователи ереси Продика. (2) Но чтобы они не слишком гордились изобретением
этой мудрости, напомним им, что подобного воззрения до них придерживались философы,
именуемые киренаиками. (3) Этот нечестивый гносис, которого придерживаются те,
кто лживо именуют себя гностиками, еще столкнется с нашим опровержением, однако
в надлежащем месте, дабы критика этих воззрений, которая не может быть краткой,
не разрывала наше настоящее рассуждение, из которого становится ясно, что только
истинно святой и благочестивый человек является подлинным гностиком в полном соответствии
с церковным каноном и что только ему дарована молитва, вопрошающая и мыслящая
в полном соответствии с волей Бога. (4) В той же мере, в какой Бог может сотворить
все, что он пожелает, гностик получает все, о чем он просит. (5) Ибо Бог, по общему
правилу, знает всех, кто достоин и кто не достоин блага, и каждому дает то, чего
он заслуживает. Поэтому тем, кто не достоин, даже если они и непрестанно просят,
он не даст, предоставив это тем, кто достоин. (6) Однако просьба не бесполезна,
хотя блага могут быть даны и без мольбы. Благодарение и молитва за ближних
– это также забота гностика. (7) Так Господь молился, благодаря за свершение его
миссии и прося, чтобы как можно больше людей достигли гносиса. И среди спасенных,
достигших спасения благодаря гносису, молитвой прославлялось бы имя Бога и тот,
кто является единственно благим и спасает других получал бы благодарение через
Сына, которое могло бы передаваться из поколения в поколение. (8) Кроме того,
вера, которую обретает человек, также находит свое воплощение в виде гностической
молитвы.
(42, 1) Поскольку каждый случай
обращения к Богу является молитвой, не следует пренебрегать ни одной из таких
возможностей. (2) Несомненно, что святость гностика, в единстве с благим Провидением,
проявляется в добровольном признании совершенной божественной благотворительности.
(3) Ибо Провидение согласует между собой святость гностика и взаимную доброжелательность
друга Бога. (4) Бог не является неким невольным благом, как например огонь, который
просто греет. Он дарует благо добровольно, даже если его об этом предварительно
просят. Точно так же, спасаемый спасается не помимо его воли, ибо он отнюдь не
бездушен и в силу собственного желания и добровольно направляет к спасению. (5)
Для этой цели человек получил заповеди, дабы он мог сознательно выбирать среди
вещей то, к чему следует стремиться и чего надлежит избегать. (6) Итак, Бог не
творит благо по необходимости, но в силу свободного выбора благоволит тем, кто
самостоятельно обратился к нему. (7) Действие Провидения, влияние которого простирается
к нам от Бога, не является чем-то служебным, как услуга, простирающаяся от низшего
к высшему. Напротив, исполненное жалости к нашей слабости, Провидение заботится
о нас подобно тому, как пастух заботится о своем стаде или царь о своих подданных.
В свою очередь и мы послушны тем, кто стоит над нами и заботится о нас как им
предписано и в соответствии с должностью, полученной от Бога. (8) Следовательно,
те, кто служит добровольно и царственно, движимые чистыми помыслами и знанием,
являются подлинными слугами и помощниками Бога.
(43, 1) Всякое место и всякий час
становится святым, если мы привносим туда помыслы о Боге. Поэтому всякий, кто,
сделав правильный выбор и имея отзывчивое сердце, просит о чем-либо в молитве,
тем самым способствует появлению того, о чем просит, радостно в молитве обретая
то, что он желает. (2) Ибо когда дающий все блага видит нашу готовность принять,
все благодеяния следуют немедленно за нашими помыслами о них. Ведь в молитве наш
характер в его отношении к обязанностям проявляется в полной мере. (3) Но если
голос и дар речи дарованы нам, чтобы мы понимали друг друга, то как же Бог не
услышит голос души и разума, ведь душа несомненно понимает другую душу, а разуму
доступен другой разум. (4) Богу не нужно ждать, пока речь будет произнесена, чтобы
понять ее, как это случается с переводчиками. Он понимает всю мысль разом. И все
то, что нам сообщает речь, Богу говорит наша мысль, которая пришла нам в голову
сейчас, но ему была известна еще до сотворения мира. (5) Молитва, таким образом,
произносится и беззвучно, только лишь силою внутренней концентрации нашей духовной
природы для выражения мысли, неуклонно направленной к Богу.
(6) Поскольку восток является символом
рождающегося дня, откуда впервые свет воссиял из тьмы, так и прозябающие во тьме
неведения с востока ожидают сияния знания истины. Поэтому молитва совершается
с лицом, обращенным к востоку, навстречу восходящему солнцу. (7) По этой же причине
все древнейшие храмы были обращены на восток, чтобы люди привыкали обращаться
лицом к востоку, созерцая изображения. (8) «Да направится молитва моя, как фимиам,
пред лице Твое, воздаяние рук моих, как молитва вечерняя», – сказано в псалме. [69]
(44, 1) В устах злодеев молитва особенно
опасна, и не только для других, но прежде всего для них самих. И если они просят
и получают то, что называется счастливым случаем, то в конце концов он оборачивается
против них самих, поскольку они не знают как использовать то, что им досталось;
(2) ибо просят они о том, что им не принадлежит, и желают вещей, которые только
кажутся благом, не являясь им. (3) Гностик же, напротив, просит лишь о том, чтобы
все, что он имеет, пребывало с ним, чтобы он смог справиться с тем, что предстоит
и чтобы вечно длилось то, что ему суждено получить. А также он просит, чтобы истинные
блага, касающиеся его души, принадлежали ему и оставались с ним. (4) Поэтому он
не желает ничего из отсутствующего, будучи вполне удовлетворен тем, что наличествует.
Ведь он не испытывает недостатка в благе, ему уже принадлежащем и вполне для него
достаточном, благодаря божественной благодати и гносису. (5) Являясь вполне самодостаточным,
он не нуждается ни в чем ином. Зная волю Вседержителя, получив все, о чем молился,
находясь в тесном контакте с всемогущей силой и ревностно стремясь к духовности
через беспредельную любовь, он достигает единения с Духом.
(6) Этот человек великой души, обладающий,
благодаря знанию, всем наиболее ценным, лучший во всем, сосредоточившийся на созерцании,
оказывается способным удержать в своей душе энергию созерцаемого образа, которая
проявляется в чрезвычайной проницательности и способности к познанию. (7) К достижению
этой способности он стремится более всего, победив все, что «борется против разума» [70] . Достигнув непрерывного
созерцания, развивая в себе воздержание от всего чувственного и правильное поведение,
и, кроме того, (8) обладая большим жизненным и исследовательским опытом, он достигает
свободы в речах, которая заключается не просто в силе словесного выражения, но
в способности ясной речи, которая не скрывает – из лести ли или из страха – ничего
из того, что должно быть сказано в надлежащее время, когда в этом имеется острая
необходимость.
(45, 1) Получив знание о Боге от самого
мистического хора истины, он применяет для описания его такие слова, которые достойны
величия предмета, раскрывает их смысл посредством вдохновенной молитвы, пребывая
в гностическом единении с умопостигаемыми и духовными сущностями настолько, насколько
это возможно. (2) И хотя такой человек всегда мягок в обращении, покладист, доступен,
приветлив, терпелив, всегда отвечает благодарностью на добро и имеет чистую совесть,
он все же весьма тверд, поэтому не поддается не только соблазнам, но и любым иным
искушениям, ибо он никогда не позволяет своей душе поддаваться искушениям или
подчиняться власти наслаждения или боли. (3) Никогда не отступаясь от справедливости,
следуя призыву Логоса, неуклонно и не поддаваясь давлению страсти, он всегда направляется
туда, куда зов справедливости влечет его. Будучи убежденным в том, что все в этом
мире находится под хорошим управлением, он уверен что душа, избравшая благой путь,
гарантированно направляется к лучшему, до тех пор, пока не окажется перед
лицом самого Блага, в приемном зале Бога, если можно так выразиться, рядом с великим
первосвященником.
(4) Таков наш гностик, исполненный
веры и убежденный в том, что все в этом мире управляется наилучшим из возможных
способов, довольный всем, что бы не случилось. (46, 1) В результате трезвого размышления,
он не просит ни о чем из того, что необходимо для жизни, будучи вполне уверенным
в том, что Бог, который знает все, дарует блага тем, кому они нужны даже если
о них не просят специально. (2) Ибо, как мне кажется, ремесленник получает все,
необходимое для ремесла, язычник – все, что положено язычнику, а гностик имеет
все, ему необходимое. (3) И как обратившийся язычник просит о вере, так и тот,
кто стремится к гносису просит о даре «совершенной любви». [71] (4) Достигший вершин
совершенства гностик просит о росте и непрерывности созерцания, в то время как
обычный человек молится о даровании доброго здравия. (5) Но более всего он просит
о том, чтобы не отпасть от пути добродетели, всеми силами способствуя тому, чтобы
достигнуть безупречности. (6) Ведь ему прекрасно известно, что некоторые ангелы,
из-за своей невнимательности, упали на землю, так и не успев достигнуть этой стадии
единения, из состояния причастности низвергнувшись в мир раздвоенности. (7) Тот
же, кто благодаря упражнению достиг состояния возвышенного гносиса и превосходного
состояния совершенного человека, научился обращать себе во благо даже место и
время, выбрав в качестве своего удела непогрешимую жизнь и назначив себе в качестве
задачи достижение во всех отношениях стабильного состояния ведения. (8) Те же,
кто не вполне еще освободились от того, что тянет их вниз, даже воспарив благодаря
вере, все равно впоследствии падают вниз. (9) Напротив, для достигшего посредством
гностического воспитания непоколебимой добродетели, привычка становится частью
природы. Как камень не может утратить свой вес, так и такой человек не может утратить
то, что он знает, однако не безвольно, но именно через упражнение силы воли, силою
разума и знания, а также с помощью Провидения. (47, 1) Он всячески оберегает и заботится
об этой своей способности. Он проявляет известную осторожность для того, чтобы
избежать греха и предусмотрительность для того, чтобы предотвратить возможную
утрату добродетели. (2) И именно знание позволяет развить предусмотрительность,
научая различать то, что способствует укреплению добродетельного состояния. (3)
Важнее всего знание Бога, и именно благодаря такому знанию сохраняется добродетель.
Знающий Бога свят и благочестив. Таким образом, мы видим, что только гностик может
в полной мере и по праву считаться благочестивым человеком. (4) Он с благодарностью
принимает настоящее и радуется обещанному как будто оно уже свершилось. Грядущие
события не ускользают от него, как еще отсутствующие, поскольку он прекрасно осведомлен
о том, что это такое. (5) В силу своего знания убежденный в том, что грядущее
будет именно таким, он уже причастен ему. Ведь нехватка и недостаток измеряются
каждый своей мерой. Так, например, если он обладает мудростью, и мудрость имеет
божественную природу, то причастный тому, кто не имеет недостатка ни в чем, сам
не будет иметь ни в чем недостатка. (6) Ведь приобретение мудрости не осуществляется
в силу некой энергии или причастности [72] , которые движутся и утверждаются
одно через другое, не происходит это и вследствие некоего изъятия или недостатка.
Следовательно, как мы видим, энергия нисколько не уменьшается в результате ее
передачи. (7) Так наш гностик оказывается причастным всем благам, сколько бы их
не было и насколько это вообще возможно, однако не полному из числу, поскольку
иначе бы он был не в силах продвигаться в своем развитии, благодаря собственным
усилиям и при содействии извне. (48, 1) Бог оказывает ему помощь, удостаивая
его личному попечительству. Ибо разве не ради лучших из людей были созданы все
блага, не для удовлетворения ли их нужд, и не им ли на пользу для их спасения?
Следовательно, он не может лишить всего этого тех, ради кого все создано. (2)
Очевидно, оказывая честь их совершенным природным склонностям и поощряя сделанный
ими свободный выбор, он вдохновляет избравших благую жизнь и дает им силу для
того, чтобы они самостоятельно завершили путь к спасению. Для этого он призывает
одних и оказывает помощь другим, самостоятельно заслужившим это право. (3) Ибо
гностик сам способен воспроизвести все наилучшее, поскольку целью его является
полнота знания и сознательное поведение. (4) И как врач помогает обрести здоровье
тому, кто стремится выздороветь, так и Бог помогает достигнуть вечного спасения
тем, кто содействует ему в этом, сам стремясь достигнуть знания и правильного
поведения. И поскольку исполнение предписанного в заповедях находится в наших
силах, вслед за исполнением их следует то, что было обещано. (5) Все, о чем я
сейчас говорю, прекрасно понимали и эллины. Ведь и атлет, не последний по значению
по мнению древних и приложивший немало усилий для того, чтобы тренировкой развить
свою мужскую силу, перед тем, как отправиться на Олимпийские игры, все же останавливался
перед статуей Писийского Зевса, так обращаясь к нему: «О Зевс! Если я прошел все
необходимые подготовительные упражнения, снизойди и дай мне победить в поединке,
как я того заслуживаю!»
(6) Так и в случае с гностиком, который
безупречно и сознательно сделал все от него зависящее в образовании, упражнении,
поведении и по отношению к Богу, спасение последует в качестве награды за уже
достигнутое совершенство. (7) От нас, следовательно, требуется все то, что в наших
силах, а также все то, что касается нас, как уже наличное, так и возможное, свободный
выбор, стремление, обладание, умение использовать имеющееся и постоянство.
(49, 1) Таким образом, каждый, кто намеревается
вступить в контакт с божеством, должен хранить свою душу в неприкосновенности
и чистоте, заботясь прежде всего о достижении совершенного блага, или же, если
это не вполне удается, то в своем стремлении к гносису всячески устранялся от
злых дел. (2) Ему следует совершать надлежащую молитву лишь в сообществе
достигших блага, поскольку принимать на себя чужие грехи – это занятие опасное.
(3) Гностик должен участвовать в совместной молитве с теми, кто только что обратились
к вере, поскольку содействовать им – это его долг. Вся его жизнь представляет
собой священный праздник. (4) Жертвоприношения, которые приносит он, состоят в
молитвах, благодарственных словах, чтении Писания перед едой, распевании псалмов
и гимнов во время трапезы и перед отходом ко сну и еще одной молитвы в ночное
время. Таким образом присоединяется он к божественному хору, снова и снова вызывая
в своей памяти один и тот же образ, через вечное воспоминание достигая непрерывного
созерцания. (5) Но разве не приносит он и другую жертву, которая состоит в том,
что он делится своим знанием и имуществом с теми, кто в этом нуждается? Разумеется,
это так. (6) Произносит он свою молитву беззвучно и не прибегает к чрезмерному
красноречию, от самого Бога узнав о том, о чем надлежит просить. Он молится в
любом подходящем для этого месте, но не открыто и не на виду у всех. (7) Он вовлечен
в молитву всеми возможными способами: прогуливаясь, во время разговора, в молчании,
во время чтения или размышляя. И даже тогда, когда мысль его сокрыта в самом потаенном
уголке его души и он обращается к Отцу с беззвучным словом [73] , тот неизменно оказывается
рядом с ним и немедленно отвечает на просьбу. (8) Существует три цели, на которые
направлено любое действие [74] , однако делая все возможное
для достижения совершенства и пользы, он оставляет удовольствие тем, кто ведет
обычный образ жизни.
Далее
|