Яков Кротов. История. Книга о том, как люди общаются и через общение создают себя для свободы, любви, познания, человечности

Оглавление

Нация, национализм

Фиктивное и реальное в истории: национальность и государство.

Когда «национальные государства» — враги личности и мира.

История Израиля: личное, национальное, социальное?

Избранный народ и избранная личность.

Нация, национальное, национализм, патриотизм.

Христианство и нации.

Идея национального как причина Освенцима. Национальное после Освенцима: почему 11-летняя Ася Валах мечтала, чтобы её застрелили.

Любовь к отечеству как помесь зоофилии с некрофилией.

С Кого начинается родина.

Воскресение между поэзией и патриотизмом.

Нация как соборная личность.

2019 год. Мученики фикции: русские православные эмигранты.

Национальное покаяние — это нацпок.

Быть антиврагом? Надо ли жить, стараясь не походить на врага?

Толстой и еврейство, русскойство, францужество.

Нация силы и нация насилия.

Имеет ли русский право говорить об украинских делах.

1795: Державин о родине.

Иудей как слово-матрешка, слово-чемодан.

 

1968 год: с чего начинается родина чекиста.

 

13 ноября 2023 года дал публично (на ютьюбе) обет (не клятву!) - впредь ни обозначать людей по принадлежности к «нации», «этносу», не говорить «русский», «еврей». В крайнем случае - «житель такого места». Житель Москвы, житель России и т.п. Чур, я житель Москвы и еще немножечко Небесного Иерусалима!

 

Идея «национального государства» лукава. Она провозглашает, что граждане страны все равны перед законом, но в законе-то требуется, чтобы все граждане владели одним государственным языком. Самое большее, разрешают пару языков. В истории этому прецедентов не было до буржуа. В любой стране, в любой деспотии и империи всегда было многоязычие. Бывали обычно и языки для судопроизводства, религии, но это уже каждый сам решал — насколько ему нужно переходить на другой язык. Сам! Вот оно, настоящее «либертарианство», «анархизм».

Конечно, на первый взгляд это новое явление — моноязычность — связано с прогрессом техники, при котором грамотность, умение читать стали требоваться от большинства населения. Люди на производстве должны быть так же взаимозаменяемы как винтики, не в деревне ж мы. Не писать для каждого инструкцию на его языке. Но это лукавое объяснение. А если человек хочет просто умереть с голоду? Быть бродягой? Этого ему не разрешат, это запрещено... Буржуа создаст работные дома, приюты, но не даст мешать себе наслаждаться жизнью, чистыми улицами, опрятными скамеечками... Прогресс техники как раз в глобализации, в том, что не только не обязательно на одном языке говорить, но даже и в одной стране жить.

Патриотизм, Родина, отечество

Бояться смерти и помнить о Боге? Наоборот! Что такое небесный Патриотизм, Родина, отечество.

Кротов. История термина в 18 в., Кротов.

С Кого начинается родина.

 

Видеобеседа. Где наша родина? Почему христианский взгляд на родину и отечество резко отличается от всех прочих?

Западники, славянофилы, вера. Какое значение имеют споры 19 века сегодня? Видеобеседа, 25 минут.

Дополнительные материалы

 

взгляд Чаадаева критический, 1830;

Родина - необходимость критики ее, Чаадаев, 1830; не путать с правительством, Чаадаев, 1830;

взгляд Толстого (несовместимость патриотизма с миром), 1896; Честертона; Бердяев, 1915; 1917; дешевый покупает Родину кровью, Рот, 1930; беженца, Степун, 1955;

Шульгин против лозунга "Великая Россия", 1971.

Патриотизм как форма национал-большевизма - Бранденбергер.

Передача на "Свободе", 2007.

в постановлении собора РПЦ 2000;

 

Ubi bene, ibi patria - (латинск.) "где (мне) хорошо, там (для меня) и родина" - обратившееся в пословицу выражение, ближайшее происхождение которого объясняется стихом трагика Пакувии, перефразировавшего, по всей вероятности, соответствующие этим слова Цицерона о его "Тускуланских беседах" (5, 37): "Patria est, ubicunque bene est". Первоисточником этой пословицы следует считать все-таки 1151 стих Аристофана в его "Plutos"'е.

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

Понятие Р., «земля Отцов», есть один из основных видов народного опыта. У народа ВЗ Р. занимала важное место в его вере и надежде. Но это было только подготовительным этапом откровения, ибо Бог в конечном итоге дает познать о существовании другой Р., предназначенной каждому ч-ку.

ВЗ

1. Опыт пребывания на родине. - История народа Божия начинается с его отрыва от своей страны: Авраам должен оставить свою Р., чтобы отправиться в другую, совершенно ему неведомую землю (Быт 12.1 сл). Но новое укоренение его племени осуществляется не сразу. Во время своего пребывания в Ханаане патриархи лишь «пришельцы и странники» (Быт 23.4; Евр 11.13). Наследие земли им обещано, но еще не дано (Быт 12.7). И Египет, где они жили нек-рое время, также был для них чужой землей (см 15.13). Только после исхода и Синайского Союза-Завета осуществилось обетование Божие: Ханаан стал их собственной землей, землей, исполненной религиозного значения. Действительно, она не только получена от Бога как дар, в ней не только находятся гробницы их Отцов (47.30; 50.5; Неем 2.3 слл), но тот факт, что в ней Бог имеет место Своего пребывания - святилище ковчега Завета, а затем Иерусалимский Храм - придает ей свящ. ценность. Благодаря всему этому, земля эта связана с верой.

2. Опыт отрыва от родины. - Но Израиль переживает также и противоположный опыт. Двойное национальное бедствие опустошает эту возлюбленную Р. Народ же в это время был переселен далеко от нее и переживал опыт отрыва от своей земли. Изгнание только усилило привязанность Иудеев к Р. (Пс 136.1-6), и они оплакивали ее бедствия (см Плач). Тогда они поняли, что глубокая причина этой катастрофы - грех народа, за к-рый Бог строго покарал (Плач 1.8,18 сл; Ис 64.4...; Неем 9.29 слл). Поэтому за все то время, пока длилось испытание, Р., униженная и далекая, занимала первое место в их молитвах (Неем 9.36 сл), их заботах (2.3), их надеждах на будущее (Тов 13.9-17; Вар 4. 30-5.9). Будучи привязанными к традициям своего прошлого, Иудеи упорно старались их восстановить и преуспели в этом до нек-рой степени. Но в то же время они открыли в пророческих прорицаниях преображенный образ Р. грядущей: новая свящ. земля и новый Иерусалим, средоточие вновь объединенной земли, принимает облик вновь обретенного рая. Оттого Р. для Иудеев и конкретная реальность, сходная с другими, и идеальное представление, к-рое, благодаря своей чистоте и величию, резко отличается от всех националистических идеологий. Это представление не включало принцип многонациональности, к-рый включала в себя в ту эпоху концепция римской империи; но тем не менее в нем было стремление к универсальности как следствие призвания Израиля: в лице Авраама должны были «благословиться все племена земные» (Быт 12.3) и Сион должен был стать матерью всех Р. (Пс 86).

НЗ

1. Иисус и Его родина. - Приобщившись полностью к ч-скому естеству, Иисус пережил также опыт Р. Его Р. не была обыкновенной страной, но той землей, к-рую Бог дал в наследие Своему народу. Он любил эту Р. всем сердцем, тем более, что Его миссия была для нее причиной новой трагедии. В самом деле, как эта страна не признавала прежде своих пророков, так она не признала в конечном итоге Того, Кто ей открыл ее подлинное призвание. В Назарете, селении Его отцов, Иисуса отвергли: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем...» (Мф 13.54-57 п; Ин 4.44). Иисус сознает, что идет в Иерусалим, национальную столицу только для того, чтобы умереть там (Лк 13. 33). Поэтому Он оплакивает этот виновный город, не узнавший времени, когда Бог посетил его (Лк19. 41; см 13.34 сл п). Итак, земное отечество Иудеев неуклонно приближается к своему разрушению, ибо не совершило того, что Бог ожидал от него. Новая катастрофа покажет, что Бог лишает его миссии, до того времени ему порученной в замысле о спасении (Мк 13.14-19; Лк 19.43 сл; 21.20-23).

2. Новая родина. - Новый народ, к-рый есть Церковь, не упраздняет укорененности людей в земном отечестве, как это пытаются доказать нек-рые современные идеологии. Любовь к Р. всегда будет для людей долгом, продолжением любви к семье. Так хр-не иудейского происхождения сохраняют, как и Иисус, привязанность к Р. Израиля. В другом плане Павел заявляет свое право на римское гражданство, принадлежавшее ему от рождения (Деян 22.27 сл). Но Р. Израиля отныне утеряла свое свящ. значение, перенесенное теперь в план более возвышенной реальности. Церковь есть «вышний Иерусалим - матерь всем нам» (Гал 4.26), подобно тому как Израильтяне были сынами земного Иерусалима: «Наше жительство (греч «гражданство» см град) - на небесах» (Флп 3.20). Т. обр. все люди могут принимать участие в опыте новой Р. Язычники некогда были «отчуждены от общества Израильского» (чужестранец) (Еф 2.12), но ныне они разделяют с Иудеями честь быть «согражданами святых» (2.19). Итак, небо есть истинная Р. Израиль, избранный среди земных Р., был только ее образом, полным значения, но временным. Мы «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр 13.14). Именно это отечество Бог некогда уготовал патриархам, к-рые за землей Ханаанской провидели это лучшее отечество и стремились к нему со всей силой веры (Евр 11.14 слл). Каждый ч-к должен поступать, как они, и за клочком земли, где он укоренился со своими близкими, провидеть новую Р., где он с ними будет жить вечно.

PG

Cм.: град НЗ 2 - земля - Иерусалим ВЗ - народ А II 4 - отцы и Отец I, II 1 - плен - чужестранец

 

См.: Нацизм. - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Депре

Внимание:
если кликнуть на картинку в самом верху страницы
со словами «Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном
оглавлении, которое служит
одновременно именным
и хронологическим
указателем.