Мещанин во дворянстве — гений бизнеса?
Священные коровы капитализма: что не распалось и после распада колониальных империй.
См. мещанство.
Инвестиции как причина поправения мира.
Капитализм: качество, количество и свобода.
Кротов: Флоренция, 13 в., Кавальканти: капитализм как желание платить за себя самостоятельно.
Россия после 1917 года до наших дней: Некапиталистическое негосударство.
Религия – крепостная актриса капитализма?
Декалог капиталистического передовика.
Капитализм через призму либертарианства.
Капитализм: общее благо собственников.
Иерархия добра или Бог как телескоп. Парадоксы капиталистической доброты.
Капитализм, буржуазность и тоталитаризм.
Как связаны капитализм и демократия. Видеобеседа.
300 лет со дня рождения Адама Смита (впрочем, неясно, возможно, это день крещения). Всюду неустанно цитируют его слова о том, что мясник дает покупателю мясо не по доброте, а ради выгоды, слава эгоизму. Одновременно в США довели до Верховного суда дело дизайнерши — скорее всего, нанятая фигура — которая не желает принимать заказы на оформление однополых свадеб. Оказывается, вовсе не эгоизм и не личная выгода правит человеком! А что? Идейность! То-то, мистер Смит!
Антиправовой капитализм Ленина.
Капитализм, коммунизм и христианство: обычные и кремлёвские.
1960-1980-е годы. Стругацкие как зеркало антикапиталистического капитализма.
Каково мелкому бизнесу в США. К вопросу о том, точно ли трудолюбие вознаграждается.
См. Новое время. Антикапитализм.
Капитализм: роженица или убийца?
Основы функционирования экономические - Мизес;
*
Маклин о ненависти к первым буржуа.
Ижболдин Б. Новая фаза капитализма // Новый град. №5. 1932.
Ladd, Roger A. Antimercantilism in late medieval English literature. New York: Palgrave Macmillan, 2010. 231 pgs.
Розенберг Н., Бирдцелл Л.Е. Как Запад стал богатым. Экономическое преобразование индустриального мира. Новосибирск: Экор, 1995, С. 352.
Вебер М. История хозяйства. Город. М.: КАНОН-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. 576 с.
Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1995. Он же о К. Франции.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. М., 1988-1992.
Тилли Ч. Принуждение, капитал и европейские государства. 990 - 1992 гг. М.: Территория будущего, 2009. 328 c.
Fanfani A. Catholicism, Protestantism, and Capitalism. Norfolk, 2003.
Owen, Thomas. Russian Corporate Capitalism from Peter the Great to Perestroika. Oxford University Press, 1995. 272 pp.
Менцин о прорыве Англии к К. через торговлю деньгами, 1696. - его пороки, взгляд Честертона; Бердяев, 1925 и 1931; Блок о наполняемости термина, 1942;
Ижболдин Б. Германские экономисты о судьбе капитализма // Новый град. №3. 1932.
В защиту его от государственничества и социализма, Мизес.
Бунаков - критика К., 1932.
встраивание Гольданским в метафору тела 31.3.2000; как апофатика в экономике 21.4.2000; Ср. нажива.
Кузнецов - полемика с Вебером о генезисе К.
Гуревич А. Средневековый купец. // Одиссей-1990. Личность и общество. М., 1990 с. 97-131. О формировании нового типа купца.
Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. Москва: Алетейя, 2002.
Ср. буржуазность.
Heck, G. Charlemagne, Muhammad, and the Arab Roots of Capitalism. New York: Walter de Gruyter, 2006. 396 p.
Норберг Ю. В защиту глобального капитализма. М.: Новое издательство, 2007. 272 с.
Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 976 с.
Эрнандо де Сото (Hernando de Soto, "The Mystery of Capital") в своей новой книге объясняет, что слово "капитал" обозначает отнюдь не деньги, а "голову". И не голову капиталиста (хотя капиталисту голова иногда нужда), а голову скота - в Средние века основное средство товарообмена и жизни, основное, что приносит приплод, обладает свойством мобильности и легкого подсчета. В этом смысле праотец Иаков первый капиталист, потому что умел с капитулечками управляться как дай Бог каждому. Антикапитализм (есть такой грех, объединяющий людей с самыми разными идеологиями) не понимает, как что-то может прирастать. Мир воспринимается как нечто раз и навсегда данное.
Сото, Эрнандо де. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. М.: Олимп-Бизнес, 2004.
Джон Шнейдер о своей книге "Благо изобилия: поиск Бога в культуре богатства" (см. Religion & Liberty. Vol. 12, # 2. March and April 2002. P. 6-8) вслед за Майклом Новаком доказывает, что капитализм, основанный на высоких технологиях и потребительском кредите принципиально отличен от предыдущего, он создает культурно новый тип изобилия - не за счет ограбления, а за счет творения. Причем в культуре обычно христианство воспринимается как враг богатства, Иисус как нищий - но и в Ветхом Завете богатство идеал (реки, текущие медом), и Иисус не был нищим, пировал и провозглашал Царство как пир (тут у Шнейдера куда-то выпадает про "раздай имение"; ну, бывает). Нищета рассматривалась как хаос, разрушительная сила. Христиане, напоказ наслаждавшиеся богатством, бывали - в Византии аристократия, папы Ренессанса, американские телепроповедники. Важно понять разницу между капиталом как оборотным средством и капиталом как ценностью. Мертвый капитал (основные фонды) - это электростанция, которая должна вырабатывать электричество (капитал в современном смысле слова).
*
Создание нового — реальность не как пирог, раз и навсегда определенного размера, а как создание нового, прибытка. Например, изобретение чипсов — утилизация того, что раньше выкидывалось, легче перевозить, хранить.
Выход из эгоизма через дальновидность: железная дорога выгодна,
если есть, что перевозить, а что перевозить есть, коли живущие вдоль
железной дороги много производят. При некапиталистической экономике
железные дороги переводят то, что закажет правительство.
Оляски - консерватизму недостает сострадания, поэтому либералы сильнее
его, когда настаивают на государственной помощи — консерватор просто
не будет помогать нищему, хотя призывает к этому других и утверждает,
что другие будут.
Консерватизм против экономических санкций - торговля поможет вырастить
противников диктатуры изнутри. Гм...
*
Карлота Перес\Carlota Perez, автор книги "Технологические Революции и Финансовый Капитал", согласна с тем, что технологические новации вызывают раздувание пузырей в экономике. Согласно теории Перез, мир пережил пять технологических циклов. Первый начался в 1771 году, стартовала Промышленная революция, вызванная механизацией текстильной индустрии Англии. Второй цикл - в 1829 году, это была эпоха пара и железных дорог, третий - в 1875 году (эра стали), четвертый - в 1908-м (автомобили, нефть и массовое производство), пятый - в 1971 году (информация и коммуникации). Даты начала циклов выбраны произвольно, к примеру, последний стартовал в 1971 году, поскольку именно тогда был создан первый микропроцессор. По мнению Перез, каждый технологический цикл сопровождается бумами - в моду входят активы, связанные с наиболее современными отраслями экономики. Иногда эти активы переоцениваются, результатом чего становится лопанье очередного пузыря. Однако, Перез утверждает, что пузыри - это совершенно здоровое и необходимое для экономического здоровья явление.
Дэниел Гросс\Daniel Gross, автор книги "Хлоп! Почему Пузыри Полезны для Экономики"\Pop! Why Bubbles Are Great for the Economy, доказывает обратное. Его логика следующая: если забыть о том вреде, который наносится непосредственно после того, как лопнул очередной пузырь, то выясняется, что каждый пузырь оставил после себя нечто более важное, долговременное и нужное - инфраструктуру. Примером является, например, пузырь телеграфных компаний 1840-1850-х годов. До появления пузыря телеграфная связь развивалась медленно - после начала бума подавляющее большинство городов Европы и Северной Америки оказались связанными телеграфными линиями, кабели были проложены по дну морей и океанов. Крах этого рынка разорил тысячи акционеров, но позволил человечеству пользоваться новым видом связи. Аналогичная история произошла с железнодорожным бумом 1880-1890-х годов. В 1894 году четверть железнодорожных компаний США были объявлены банкротами - их погубило то, что они прокладывали железнодорожные пути быстрее, чем рос спрос на перевозки. Однако уже через пять лет построенные ими железные дороги были полностью загружены и приносили значительную прибыль.