Яков Кротов. История. Книга о том, как люди общаются и через общение создают себя для свободы, любви, познания, человечности

Оглавление

Евангелист Иоанн

Мои комментарии к его евангелию к отдельным фразам.

Евангелие от Иоанна: обманчивая сложность.

Евангелие от Иоанна в сравнении с евангелием от Марка: Иоанн больше синоптик, чем Матфей и Лука.

Как устроено евангелие от Иоанна.

Сопоставление общего духа (простота/утончённость) Ио и Мк.

Сравнение евангелие от Иоанна с евангелием от Марка по эпизодам.

О том, что Иоанн радикально переделал и переместил рассказы Марка о Петре (ловля рыбы, "ученик не умрет").

Анти-Иуда.

 

Хиазмы как принцип организации текста у Иоанна.

Беседа с Никодимом: отзеркалить фарисея.

Никодим и самаритянка как полюса человечества.

Царство Иисуса и царство скепсиса. Об эпизоде "нет пророка в своем отечестве (Ио 4:43-45).

 

О евангелии от Иоанна в целом и оглавление текста без нумерации фраз.

Евангелие от Иоанна — антицерковно?

Главы 2-12 как "Книга Знамений".

Отдельно: Загадки в Евангелии от Иоанна.

Глагол "пребыть" в Ио.

Реконструкция речи Иисуса в 5,7 и 8 главах.

 

Христооставленность? Переклички (хиазм) в 14 главе евангелия от Иоанна.

Дополнительные материалы

Текст евангелия от Иоанна в синодальном переводе без нумерации глав и фраз, с разбивкой параллелизмов. - В синодальном переводе с нумерацией глав и фраз, без разбивки.

См. Библия. Послание Иоанна.

 

Комментарии к евангелию от Иоанна

Краткие справки

Краткая справка: Мень, 1985; подробнее Томпсон, 1992; О достоверности Браун, 1986.

Подробные общие комментарии

Brown, Raymond E. The Gospel According to John; автор католик, комментарий 1960-х годов, очень качественный.

MacGregor, Kirk R. A Historical and Theological Investigation of John's Gospel. Springer International: Palgrave Macmillan, 2020. Отличный литературоведческий и теологический комментарий, хотя и не по каждой фразе, а по темам.

Keener, Craig S. The Gospel of John. A Commentary. 2 vols. Baker Academic, 2010. Добротный литературоведческий комментарий, автор протестант.

Онлайн: научно-популярный комментарий W. Hall Harris, http://bible.org/series/commentary-gospel-john. С библиографией.

Кузнецова В.Н. Евангелие от Иоанна. Комментарий. М.: Общедоступный университет, основанный протоиереем Александром Менем, 2010. 474 с. Популярный комментарий, автор ориентирован на американскую протестантскую традицию 1960-х годов.

Еп. Кассиана Безобразова, 1958.

Нравоучительный Баркли, 1952.

Stibbe, Mark W.G. John's Gospel. London: Routledge, 1994. 165 pgs. Научно-поп. о текстуальной критике.

Bultmann, Rudolf. Theology of the New Testament, trans. Kendrick Grobe. Waco, TX: Baylor University Press, 2007.

Käsemann, Ernst. The Testament of Jesus: A Study of the Gospel of John in the Light of Chapter 17, trans. Gerhard Krodel (Philadelphia, PA: Fortress, 1968).

Schwank B. Evangelium nach Johannes. Praktischer Kommentar. EOS, Sankt Ottilien 3. Aufl. 2007

Исследования отдельных тем

Byers, Andrew J. Ecclesiology and Theosis in the Gospel of John. Cambridge University Press, 2017. Pp. 293. Экклезиология и теозис в Ио. PHd.

Thatcher, Tom. Why John Wrote a Gospel: Jesus--Memory--History. Westminster: John Knox Press, 2005. 212 pgs.

Wiles, Maurice F. The Spiritual Gospel: The Interpretation of the Fourth Gospel in the Early Church. Cambridge University Press, 1960. 193 pp. "Духовное евангелие: понимание Четвертого Евангелия в ранней Церкви". Автор в 1996 издал отличную монографию об арианстве.

Rohrbaugh, Richard L. Semiotic behavior in Luke and John // Theological Studies, 2002. 58 (2).

 

Пролог

Evans, Craig A. Word and Glory. On the Exegetical and Theological Background of John's Prologue. Sheffield: Bloomsbury T&T Clark. 1993. 250 pp.

 

Учение о Христе

Глубоковский Н. Бог — Слово: Экзегетический эскиз Пролога Иоаннова Евангелия (1, 1—18) // Правосл. мысль. — 1928. — Вып. 1. — С. 29—121.

Kinlaw, Pamela. The Christ Is Jesus: Metamorphosis, Possessions, and Johannnine Christology. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2005. 206 p.

 

Ио. в контексте иудаизма I в.

Тарасенко А.А. Четвертое Евангелие и его палестинский контекст. СПб.: Алетейя, 2010. 328 с.

Муретов М. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе. М., 1885. 191 с.

Ио. и Филон, Карсавин, 1925.

Clark-Soles, Jaime. Scripture Cannot Be Broken: The Social Function of the Use of Scripture in the Fourth Gospel (Leiden, Boston: E. J. Brill, 2003). 377 p.

John and Qumran. Ed. James H. Charlesworth. London: Geoffrey Chapman, 1972. 249 pgs. Иоанн и Кумран. Сборник статей о связи Евангелия от Иоанна с Кумраном.

Wayne A. Meeks, The Prophet-King. Moses Traditions and the Johannine Christology, NTSup 14 (Leiden: Brill, 1967).

Ио. и эллинистический контекст

Thatcher, Tom. Greater than Caesar. Christology and Empire in the Fourth Gospel. Minneapolis: Fortress Press, 2005. 193 pgs.

Ио. в последующей традиции

The Legacy of John. Second-Century Reception of the Fourth Gospel. Ed. Tuomas Rasimus. Leiden: Brill, 2010. 421 pgs.

Иоанна апокрифические деяния (публ. Мещерской). Апокриф о его кончине.

Strack, H.L., Billerbeck, P. Kommentar zum Neuen Testamentum aus Talmud und Midrasch. II. Das Evangelium nach Marcus, Lukas und Johannes und die Apostolgeschichte. Munchen: C.H.Beck, 1961. 867 pp. 3-е издание.

Ruprecht, Louis. This Tragic Gospel: How John Corrupted the Heart of Christianity. San-Francisco: Jossey-Bass, 2008. 262 p. О том что Ио "исказило сердце христианства".

Святоотеческие комментарии

Комментарии Оригена, 3 в.; Златоуста; Кирилла Иерусалимского, 5 в.;

Средневековые комментарии

Scot, Jean. Homelie sur le Prologue de Jean. SC, 151. Paris: CERF, 1959. 392 pp. На русском.

Феофилакта Болгарского, 11 в. Зигабена, 12 в.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.