См. общая история России в 21 в.
Общие труды по всемирной истории и Новому времени. - Хронология.
Отдельно восточная церковь.
Статистика- религиозности в 2000-е гг. Отношение к религии в России. Статистика религиозных организаций официальная: на 1.1.2002.
Ксенофобия, свобода совести и антиэкстремизм в России в 2008 году. М., 2009. 82 с.
12 июня 2022 года. Декларация о создании Содружества Православных Общин.
2001 г., июнь. Проекты концепций церковно-государственных отношений, подготовленные чиновниками Кремля.
2001 г. Письмо еп. Илариона Капрала о невозможности воссоединения с МП.
2002 г., 17 июля. Журнал заседаний Синода МП.
Суздальские епархиальные ведомости. №15. Апрель-июль 2003. 56 с. О гонениях на митр. Валентина (Русанцова).
Каганов и др. - пародии на русское православное ханжество, 2005.
2005. Вдохновлённая Лубянкой книга о православных детях - борцах с Западом ("Зервас").
2006, 22 августа. Указание наместника лидера нации Полтавченко о развязывании гонений противс уздальских "карловчан", 2006.
2007 г., 24 июля. Письмо академиков против признания богословия наукой.
2007 г., 1 сентября. Дело Давида Перова, протестанта-школьника, якобы избитого православными одноклассниками.
2008 г., май. Состав Экспертного совета Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций.
2008 г., 13 мая. Постановление о привлечении директора Сахаровского центра Самодурова в качестве обвиняемого в кощунстве.
2008 г. Материалы о "рейдерстве" МП в римском православном храме.
2008. Чекист Борис Боярский в союзе с РПЦ контролирует СМИ.
Пищикова Е. Воскресная шляпка. 2008. Попытка анализа приходской жизни.
Леоничев Валерий, свящ. Ответ еп. Диомиду. Июль 2008. Спор об истинном фундаментализме.
2009 г., июль. Обвинение в экстремизме журналистки за статью о Петре и Февронии.
Павел Адельгейм против неустройств в Моск. Патриархии, 2002.
Сборник семинарского юмора СПбДА и других семинарий 1998-2008 гг, 2008. Антифундаменталистская сатира - пародии на чёрный детский юмор, 2009.
2009 г. Материалы о попытках Лубянки разложения баптистов в 1923 г. и пятидесятников в 2009 г.
2009 г., май. Бычков С. о проблемах Преображенской церкви в Москве (типичный коррумпированный приход).
2009, июнь-июль. Материалы о сотрудничестве духовенства Московской Патриархии с судебными приставами.
2009, ноябрь. Новый типовой устав приходов МП.
2009, декабрь. Гибель Боголюбской иконы.
Круглов С. Вспомнилось. Очерк о православной фанатичке.
2010 г. Дело православного педофила Филипповича - воспитателя в кадетском училище.
2010. Список организаций "православной общественности".
2010. Попова против передачи музейных ценностей МП.
2010. Резолюция митинга против ювенальной юстиции.
2010. Брусилова о еп. Меркурии Зарайском как разорителе Высоко-Петровского монастыря.
Письмо белорусских православных об антиправовом характере церковного суда в РПЦ МП, 2010.
Суперек А. Кому мешает кровь христианских младенцев // 23 авг. 2012 г. http://publicpost.ru О соучастии в культе Гавриила Заблудовского патр. Кирилла Гундяева и д. А.Кураева.
2010 г. Жовер В. Операция "Собор". О строительстве храма в Париже.
2010. Шевченко Д. Наша служба. Репортаж о православизации на Белгородчине.
Религия в российском обществе. Традиционные религиозные и либеральные взгляды. Под ред. М.Романова, В.Степанова. М.: Общественная палата РФ, 2012. 98 с.
2010. Петрова Т. Куда могут привести наставления прот. Александра Меня. Обличения дамы, увлекавшейся лекциями Меня, затем богородичниками, потом бывшей в приходе о.В.Лапшина.
Черницын В. Атрибут суверинитета. // Красное знамя. Сыктывкар. 21 сентября 2010 г. История православизма в Коми в 1990-е и позже.
2010. Материалы о выставке "Двоесловие" в московской церкви св. Татьяны.
Резолюция митинга 19.12.2010 против разграбления музеев Московской патриархией.
2006. Гримберг Ф. о религионой теме в беллетрике.
Объединение общин апостольской традиции (еп. Дионисий Батарчук), существует с 2007 г., женатый епископат.
2011 г. Абышко о кризисе в издании православной литературы.
2011 г. Полемика о русском переводе Библии.
2011 г., 14 марта. О проведении оперативно-профилактической операции "Отступники" на территории Московской области. Распоряжение Главного управления внутренних дел по Московской области (криминальная полиция). 7 листов. О гонениях на Свидетелей Иеговы.
2012 г., апрель. Инна Гриценко. "Учат в школе, учат в школе". Сатира на клерикализацию школы.
2012. Александр Зорин об оплате культа "пояса богородицы" московскими властями.
2013. Министр иностранных дел Лавров о месте РПЦ МП в системе власти.
2013 год, 31 мая. Разъяснение юристов РПЦ МП о том, что РПЦ МП освобождена властями от судебного преследования за нарушения трудового законодательства.
2013 год: скандал с судебным изъятием мощей у РПАЦ.
Август 2013 г. Квитанция по оплате жилищно-коммунальных слуг с добавлением графы "на храм". Электросталь, Московская область.
2014 г., 4 января. Открытое письмо А.Аржаковского против нелегитимности Московской Патриархии.
15 января 2015 г. Жалоба прихожан Александровской епархии РПЦ МП на еп. Евстафия Евдокимова.
2016 год, 15 августа. Иск Московской Патриархии на Р.Соколовского с требованием возбудить уголовное преследование.
Агафонов Н. Неприкаянное юродство простых историй. 2004 г., священник живописует жизнь на селе.
Правдолюбов В. Воспоминания. 2007 г., священник из Касимова.
Государственное финансирование РПЦ МП.
Андреева Л. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XXI веке. 2003 г.
Мусин А.Е. Вопиющие камни. Русская Церковь и культурное наследие России на рубеже тысячелетий. СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. 372 с.
Бочков П. Юрисдикционно-политические церковные расколы советского периода. М.: Эдиториал сервис, 2010. 284 с. Агитка МП.
Бочаров А.С., Чернышев А.В. Очерки современной церковной психологии. 2003. Неофитская попытка создать "православную психологию", живописующая патологические явления в госправославии.
Митрохин Н. Русская православная церковь в России в 2000–2008 годах: очерк некоторых структурных проблем. // Неприкосновенный запас", 2009, №1 (63)
Рейтер С. Расследование РБК: кто финансирует строительство новых храмов в Москве // 25 мая 2015 г.
Рейтер С. и др. Расследование РБК: на что живет церковь. 2016.
Саперова А.Ю. Эволюция образа и обожествление основателя общества трезвости Иоанна Чурикова // Религиоведение", № 2, 2010.
Фурман Д.Е., Каарилайнен К. Религиозность в России в 90-е годы XX – начале XXI века. М., 2006.
Тарасов А. Не мир, но брэнд. 2004. Статья начинается как узко социологическое исследования российской провинции, но выходит на серьёзные наблюдения и обобщения за духовной жизнью современности.
Ухтомский А. Канонический статус православной диаспоры. Курсовая работа, 2-й курс филиала аспирантуры Московской Духовной академии при ОВЦС. 2009 год. 73 с. Против КПля.
Каргина И. Протестанты в России - современные тенденции (по результатам социологических исследований). 2003.
Бурьянов С. Религия на выборах в России. М., 2005.
Белякова М., Дюкова О. о православных суевериях Нижегородского края, 2003.
Леви К. Государство и Церковь в России: Православие по-кремлевски? ("The New York Times", 2008)
Двадцать лет религиозной свободы в России. Москва: Московский центр Карнеги, РОССПЭН, 2009. 400 с.
Международный журнал по мультикультурным обществам. Юнеско. Вып. 2, №2, 2000. 113 с. Сб ст., содержание расписано там.
Бурьянов С. Ксенофобия, нетерпимость и дискриминация на основе религии или убеждений в субъектах Российской Федерации в 2006 – первой половине 2007 гг. М: Московская хельсинкская группа, 2007. 240 с.
Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. B.C. Магун. — М.: Издательство Института социологии РАН, 2006.- 327 с.
Рыклин М. Свастика, крест, звезда. Произведение искусства в эпоху управляемой демократии. М.: Логос, 2006. 208 с.
Филатов С., Лункин Р. Статистика российской религиозности. Анализ 2004 г.
Чеснокова В. Число православных в России увеличивается. 2005.
Челноков А. Как святая Матрона "благословила" Сталина. 2011. О православном сталинизме.
Чистяков П. Почитание чудотворных икон в современном православии на примере Бронницкого списка Иерусалимской иконы Богоматери. 2006.
Сибирева О. Очерки о жизни православных Рязанской области в 2000-е гг.
Ерофеев К. Кальвинизм в Санкт-Петербурге. 2007.
Anderson J. Religion, State and Politics in the Soviet Union and Succesor State. Cambridge, N.Y., Melbourne, 1994.
Рыжов Ю. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. - М.: Смысл, 2006. - 328 с.
Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. Январь 2004. № 1. С. 45-53.
Куропаткина О. Харизматы-пятидесятники: «сектанты» или «христиане»? Хорошая с татья 2006 г. о полемике вокруг российских пятидесятников.
Хроника сурожской смуты. – СПб.: Алетейя, 2007. - 312 с. Осторожно: издание ОВЦС, представляет позицию лишь МП.
Карпычева Л. Есть ли будущее у Марфо-Мариинской обители? 2006. Очерк об истории и проблемах современного движения сестёр милосердия и диаконисс.
Рысев В., Рыжов В. Либеральное движение в современном российском православии. 2005.
Фейган Д. Россия: Тяжелая борьба Русской Зарубежной Церкви за церковную собственность. 2001.
Мусин А. О положении в Петербургской епархии очерк. 2006.
Налетова И.Н. "Новые православные" в России: тип или стереотип религиозности // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 130-136. Патриархийная "социология" на американской почве.
Сэттер Д. Правда о Беслане.
Синелина Ю.Ю. Изменение религиозности населения России. Суверенное поведение россиян. Православные и мусульмане. - М.: Наука, 2006. - 112 с.
Ризниченко О. Российское православие в зеркале Победы и Октября. 2011.
Перечень основных направлений и организаций в русском хритианстве.
Персоналии: либеральное крыло в МП: Мещеринов. Кнорре. Белановский. Номенаклатура ОВЦС: Севастьянов (1978).
Воробьева И. Исчезнет ли христианство на Ближнем Востоке? 2015 год (оправдываются российские бомбёжки в Сирии, которые начались "сегодня").
Анастасия Медведева, воспоминания питерской католички о 1097-2000-х годах.
"Екатеринбургская епархия РПЦ МП 18 мая провела очередной «Царский марафон», который на этот раз состоялся в четырех уральских колониях. ... Забег в честь дня рождения последнего императора ... прошел в колонии №10 строгого режима, в колонии №2 общего режима, в детской колонии в Кировграде и женской в Нижнем Тагиле.Участники пробежали профессиональную марафонскую дистанцию в 42 км 195 м в стесненных условиях колоний".
Это НЕ шутка. Первоисточник: http://znak.com/svrdl/news/18-05-16-28/1022711.html