Велькер Михаэль. Христианство и плюрализм. М.: Республика, 2001.
207 с.
Лекции в СПб (Открытое хр-во, СПбДА, филос. ф-т). Перевод слабенький ("этаблированные
инстанции"). Welker. Род. 1947, проф. Гейдельбергского ун-та. Был в Принстоне.
Вторая половина ХХ в.: упадок "бюргерского теизма", расплывчатой
религиозности большинства, религиозности "common sense". Состоит из:
теизма (вера во всемогущество Творца), холизма (ответственность религии за "целое"),
морализм (религия как средство укрепления морали). К этому в ХХ в. добавились
диалогизм или персонализм - акцент на отношениях личности с Богом и ближних, экзиистенциальный
индивидуализм (видимо, персонализм имеетс в виду).
В ХХ в. процент христиан не возрос, но и не уменьшился - теть населения земли,
в 2/3 стран более половины населения. Рост в Третьем мире, упадок в первом - но
если Первый мир есть образец, будущее Третьего, то это означает, что и рост в
Третьем мире есть явление архаичное и временное. Разбогатеют русские - и перестанут
думать о Христе. Михаээль: нет, в Первом мире кризис вызван разводом церкви и
светской власти, а в Третьем мире они и не соединялись.
Михаэль: это счастье, освобождение Церкви, что она более не есть внешний авторитет,
опирающийся на государство. В параличе дурное начало в церковной жизни. Всемогущество
Творца и не должно пониматься в прикладном смысле (Холокост). Ответственность
и не должна быть "за все" (крестьянский взгляд), а за что-то частное,
конкретное - иначе это претенциозность, разрыв с реальностью (тут, а не в виртуальности).
Кто играет в компьютерные игры не так уходит от реальности как играющий в "реальную
политику", в "пасти народы". Морализм - слишком лицемерен. Персонализм,
который намеревался спасти человека от притязаний государства и СМИ, превратился
в обесцвеченный индивидуализм. "Я-ты" слишком схематично.
Критикует Барта и Бультмана за произвол в обращении с Библией, сам же (видимо,
евангелист) идет по тому же пути. Хорошо говорит о теологии освобождения и феминизма
(Мольтман, 1964, Коун, "Богословие черных". Но и Мольтман-де ударился
в холизм и социально-политический морализм.
Джон Левенсон (иудей, Гарвард, 1991): критика "библейских богословий",
сводящих Писание к одной теме - святость, мир - выдавая эту тему за "стержень"
Библии. Против "единственно возможной" идеи. В противовес этому - плюралистический
подход к Библии как к единстве различных преданий и тем.
Пересмотр в свете отказа от власти идей: творения (Бог не просто начальник,
включащий рубильник). Он чувствует и сочувствует творению, отзывается на потребность
его в совершенствовании, закладывает в творение свободу. Не зависимость, а творчество
(наконец-то Бердяев дошел до немца!). Активен и тварный мир - светит, производит
и пр. Это дает возможность сблизиться с естественно-научным мировоззрением. Творение
человека: не гегемон, он подобен Богу не тем, что порабощает природу, а партнер.
Образ Божий - во взаимности Я и Ты. Отсюда и иное отношение к женщине (правота
феминизма): не рабыня, но и не просто стороны в диалоге, а творящие, распространяющиеся
во вселенной. Господство над творением есть господство справедливости и милосердия,
защиты творения, а не выдаивания его.
Новое понимание Воскресения: не просто возобновление земного существования,
а новая реальность. Вознесение - вступление в область, где в полноте действует
то, что сейчас действует неполно. "Небо" - это прошлое и будущее народов.
Воскресший есть явление не земного, но небесного. Воскресение есть ответ Отца
на распятие Сына: власть пытается заставить Бога замолчать.Воскресение дает верующим
силу творить, Духа Пятидесятницы. В плоскости власти Воскресение есть либо буквализм,
либо иллюзия, но в плоскости творчества оно только понятно: реальность повсюду,
которой можно причаститься.
Плюрализм Духа есть плюрализм творчества. Есть христианство власти, в котором
иностранец и женщина, подросток и старик, больной и инвалид всегда будут ниже
властвующего - мужчины, взрослого, здорового. В христианстве творческом они равны,
ибо в творчестве не может быть неравенства власти, а лишь разнообразие призвания.
Излияние Духа не создает между людьми отношения власти и опеки - а отношения плюрализма.
"Плюрализм" - впервые у просветителя Христиана Вольфа в противоположность
"эгоистам". Затем у Канта: эгоист не проверяет свои суждения и цели
позицией других, космополит (плюралист) проверяет. (С. 140). Но как сделать эту
самопроверку не процессом, который тебя блокирует до бесконечности? не конформизмом?
Дурно относятся к плюрализму те, кто видят в нем именно сдачу перед другим или
отказ от проверки. Плюрализм не индивидуалистическое явление, а социальное. Плюрализм
не есть государственное обуздание групповых эгоизмов, а их культивирование. Плюрализм
стоит на (а) civil society - совокупности ассоциаций людей, долгосрочных или краткосрочных,
и (б) социальных подсистем - политики, хозяйства, воспитания и пр., которые решают
определенные задачи. Упорядочить эти подсистемы с помощью иерархии власти невозможно.
Нельзя заменить подсистему образования подсистемой права (как у нас пытаются школу
заменить армией, право - канцелярией). Популистские движения (нацизм) уничтожают
различия между ассоциациями. Подрывает их и эгоизм (Арендт этого очень боялась
- об активной жизни). Хабермас боялся монополизма СМИ.
Нужна новая концепция личности. К идее равенства и уникальности всех и каждого
, проявляемых через диалог (которая не предотвращает нарциссизма и асоциальности)
должно добавить понимание человека как общественной личности: свобода есть не
только отношение личности к себе и приватное самоопределение (С. 161). Дополнить
идеей (социального) достоинства личности.
Особо о Ницше: не на Бога нападал, а на богословие, которое претендует на всеобъемлющую
власть объяснять и руководить, на рационализм, на претензию на единственность
истины - в защиту релятивизма против твердого порядка. Перспектива всегда из нескольких
линий, оставлять одну означает разрушать мир. Ценность для жизни важнее истинности
как абсолютной власти. До Ницше считалось возможным убить ради истины - он делает
жизнь абсолютным критерием полезности истины. (Как и Швейцер, но Швейцера почитают,
а Ницше не смеют). Против любых некритически принимаемых привилегий, любого универсализма
в теории, "метафизики".
Уайтхед как пример математика, который всерьез пытался соединить Ницше с универсальной
теорией. Против наивного догматизма common sense, против веры в "голый факт".
Метафизика и есть обходной прорыв мимо здравого смысла к истине. Она изучает способы
познания и вскрывает общее между ними (математические, естественнонаучные, религиозные).
Метафизика проверяет инструментарий, религии и науки проверяют факты и их совокупности.
Разрыв дурного союза догматики и метафизики. Догматика оправдывает опыт и сферу
его применения, метафизика проверяет возможности применения понятий в различных
системах опыта. Уайтхед сделал Ницше перевернутой страницей. Предтеча постмодерна.
Мир состоит из событий, которые производят одно другое. Они и уникальны и состоят
в общих структурах. "Бог - это сила, организующая полноту событий так, что
она порождает новое событие" (182). Традиция Хокмы.
Плюралистическое общество: лишено центра, который определяет норму. Полицентрично.
Человек одновременно состоит в разных структурах (потребитель, производитель,
родитель и пр.). В разных подсистемах разные морали. "Моральные процессы
представляют собой процессы присвоения и лишения уважения" (188). Критерии
уважения в семье иные нежели в науке. "Большие" морали недолговечны
(мораль нацизма претендовала на тысячу лет), а "частные" - поразительно
выживают (192). Создается "рынок" моралей. А богословы и философы все
хотят одной, универсальной этики. Мораль стремится создать этос, который бы поощрял
моральную коммуникацию (уважение и отъятие уважения). Моральная коммуникация обходит,
затушевывает "зоны риска", где суждения неясны. Мораль отлична от социального
этоса - он не создается, а растет через семью, через традицию и пр. Мораль может
быть очень аморальна в отдельных структурах (и наоборот).
Якобы Талейран на вопрос, как создать новую религию, сказал: "Господь
Иисус основал религию, отдав Себя на распятие и воскреснув. Хотите успеха - поступайте
так же".
|