28 октября 1965 года: Второй Ватиканский собор о евреях
См. библиографию.
Когда в конце 1950-х годов папа Иоанн
XXIII начал готовить вселенский собор Католической Церкви («Второй Ватиканский», как
его стали называть), он поручил кардиналу Августину Беа подготовить и какое-то
решение по «еврейскому вопросу». Беа был иезуитом, помогали ему иезуиты и они
решили, что нужно обратиться к такому еврею, который бы мог представлять по возможности
наиболее широкий круг единоверцев. Выбор пал на Наума Гольдмана, президента Всемирного
Еврейского конгресса, а Гольдман выбрал в качестве своего доверенного лица профессора
Герхарта Ригнера, одного из лидеров Конгресса.
Католики были готовы пригласить иудеев на Собор в качестве
наблюдателей, но отказались евреи, опасаясь раскола – какие-нибудь иудеи непременно
стали бы напоминать о преследованиях со стороны христиан. Гольдман и Ригнер написали
меморандум о том, чего иудеи хотели бы от Католической Церкви (и адресовали его
именно Церкви, а не Собору).
В декларацию Собора об отношении к нехристианским религиям
был помещен раздел об отношении к иудаизму, совершенно «революционный» (мнение
Ригнера). Это единственный документ, не упоминавший предыдущих решений соборов,
потому что упоминать было нечего. Не было добрых слов об иудеях, хотя не все,
что предлагали Гольдман и Ригнер, прозвучало. В ответ иудеи создали Международный
Еврейский комитет по Межрелигиозным Консультациям. Впрочем, крайние «ортодоксы»,
конечно, в этот комитет не вошли.
На следующий день после опубликования этой декларации архиепископ
Триента выпустил декрет об отмене почитания Симона – мальчика, который якобы в
1475 году был убит иудеями с ритуальными целями.
С 1959 года в Ватикане трижды перерабатывали молитву об иудеях,
которую по средневековой традиции читали в Великую Пятницу. В 1972 г. молитва
приобрела окончательный вид. Если раньше она звучала как молитва о проклятых («perfidis Judaeis») иудеях и обращении их сердец
ко Христу, то теперь:
«Помолимся за иудеев, к которым первым говорил Господь
Бог наш: до сохранит Он их в верности Своему Завету и в любви к Своему Имени;
дабы они дшли до цели, к которой их ведет Твой промысел».
Церковь отказалась
говорить от имени Бога в еврейском вопросе: пусть Бог Сам решает, через Церковь
или как-то иначе иудеи могут выполнить Его волю.
Когда в 1994 году во Франции выпустили Библию для духовенства
с антисемитскими комментариями в средневековом духе, не только евреи, но и христиане
подняли шум и добились того, что епископ, одобривший издание, свое одобрение («имприматур»)
отозвал. [6]
[6] Эта главка написана по материалам интервью Ригнера,
данного Е.Верещагину: Не переубеждать друг друга, а лучше узнавать. // Новая
Европа. №7. 19995. – С. 85-100.