Пимен Постник (после 1114). Монах Киево-Печерского монастыря, видимо, друг
преп. Кукши Печерского, потому что сохранилось предание: в день, когда Кукша был
замучен вятичами за сотни вёрст от монастыря, Пимен среди церкви громко сказал:
“Брат наш Кукша убит на рассвете!” Подобных преданий много дошло от Средневековья.
Формально это вера в магию или в экстрасенсорику, - иногда верующие с удовольствием
передают подобные рассказы в доказательство того, что мир не исчерпывается пивом
и пляжем, что есть невидимые силы. Конечно, вульгарный материализм есть бред и
должен быть разрушен. Но, во-первых, бред невозможно разрушить, болезнь - лечится,
а не разрушается. Главное же: можно убедить человека в существовании невидимого
мира (ведь невидимое действительно существует), но почти невозможно оттащить его
от зачарованности этим невидимым миром, от увлечения экстрасенсорикой и магией,
от сведения духовной жизни к поиску чудес. Человек жаждет чуда пассивно, жаждет
любви пассивно, жаждет, чтобы ему предсказывали судьбу, чтобы чужая прозорливость
освещала ему дорогу. Но это есть предательство человеческой способности быть источником
чудес, источником любви. Проблема в том, что чудо не всегда - к счастью, прозорливость
не всегда - о хорошем, а иногда, как в случае с Пименом, прямо о смерти любимого.
А что будет воскресение - это никакой экстрасенсорикой не доказать и никакой магией
не явить, это и для святых - только верою. Память 27 августа/9 сентября, соборная
28 сентября/11 октября.
|