Его житие.
Филарет Милостивый (792). Герой увлекательного византийского романа, причисленный
к лику святых. Возможно, был и реальный Филарет, дед жены императора Константина
VI, разорившийся аристократ. Правда, автор жития утверждает, что другая внучка
Филарета была выдана за лангобардского короля Аргуса, а вот это уже фантазия.
Возможно, этот реальный Филарет был щедрым и добрым человеком. Но автор романа
(который стали считать «житием») сгустил краски, выдумал подробности, свидетелем
которых быть не мог и узнать о которых не мог, и в результате вышел вполне юмористический
рассказ, напоминающий сказку об Иванушке-дурачке, который в конце концов получает
больше всех умников. Он начал сказку словно вторую книгу Иова: якобы диавол с
согласия Бога начинает испытывать Филарета, а Бог обязуется праведнику не помогать.
Но, в отличие от Иова, Филарет не теряет жену – во-первых, христианское чувство
уже не могло так вот запросто ликвидировать живых людей, пусть даже это вымышленный
персонаж, во-вторых, огромная часть юмора
в рассказе основана на столкновении Филарета с женой. Филарет словно играет с
миром в поддавки, его цель отдать людям все. Жена дает доброте Филарета свою оценку.
Он отдал последнего вола? Так он просто Обломов, лодырь, хочет «полеживать в тени».
Филарет же дает свою, клоунскую оценку жене, выворачивая наизнанку норму: жена
ругает его, что он отдал корову, разлучив ее с теленком? Значит, жена хочет, чтобы
он отдал тому же бедняку и теленку. Жена саркастически говорит: давай-давай, отдавай
последнее, а Филарет изображает послушание и отдает-таки последнее. Когда Филарет
отдает нищему свой хитон, жена перешивает ему свое платье, - милосердный мужчина
оказывается женщиной, а вот женщина, если она немилосердна, становится похожа
не на мужчину, а на создание бесполо-греховное, которое можно назвать и «мужиком»,
и «бабой». Сочинитель ощущал связь между юмором как своеобразным способом выявить
двойственность мира и жребием как способом эту двойственность использовать: он
утверждал, что Филарет носил с собой три кошелька, абсолютно одинаковых внешне,
но один с золотыми, другой с серебряными, третий с медными монетами, и давал милостыню
наугад, так что часто больше доставалось тому, кто меньше нуждался. Через тысячу
лет автор с меньшим чувством юмора переделал это в утверждение, что Филарет нищим
"от рождения" раздавал золотые монеты, потерявшим богатство - серебряные,
жуликам - медь. Стало логично – и глупо до занудности. Поэтому в христианстве
полезно докапываться до первоисточника, то есть в пределе – до Христа. Греческий
текст жития оп.: Известия Русского археол. Института в Константинополе, т. V,
1900. Одесса. Перевод: Жития византийских святых. СПб.: Corvus, Terra Fantastica,
РоссКо. 1995. Пер. Софьи Поляковой. С. 214-240. Память 1/14 декабря.
|