«В самом начале Папа вовсе придал понятию братства экологическо-пантеистический смысл: «Франциск [Ассизский] чувствовал себя братом солнца, моря и ветра» («Fratelli tutti», 2). Таким образом, с точки зрения использования ключевой терминологии («брат», «братство») послание Папы Франциска находится вне христианской традиции».
Отдельный раздел «Иллюзия коммуникации». Почти исчезло право на приватность, все под надзором. Но изоляция, «комфортабельная изоляция потребителя» не выход, она очень агрессивна. «Информация без мудрости». Необходимо «умение сесть и послушать других, характерное для контакта между людьми». Так преодолевается нарциссизм.
Массимо Фаджоли «Переходный понтификат папы Франциска. Движение к глобальному католичеству» (профессор университета Вилланова) скаламбурил: Франциск против limes за limen. «Лимес» - «вал», «лимен» - «порог».
Трилогия: 2013 год – возвещая радость - об отношениях с Творцом, 2015 – восславим – об отношениях с творением – теперь об отношениях с равными себе. 47, 45 и 43 тысячи слов соответственно.
Фрателли – то же, что по-испански (послание на испанском) hermanos, «Люди». Св. Франциск говорил fratres, на латыни.
Сокрушается, что Церкви понадобилось «так много времени, чтобы недвусмысленно осудить рабство и другие формы насилия». К насилию причислены насильственный национализм, ксенофобия.
То, что Папа определяет как «братство», в русском языке явно требует другого термна. Если братство это «диалог, взаимность, взаимное обогащение», то это, скорее, «соборность». Братство противопоставляется «партнёрству» как чему-то эгоистическому:
«Те, кто способен быть только партнером, создают закрытые миры. Какой смысл может иметь в этой схеме человек, не принадлежащий к кругу партнеров, пребывающий с мечтой о лучшей жизни для себя и своей семьи? Индивидуализм не делает нас более свободными, равными, более братьями. Простая сумма индивидуальных интересов не может создать лучший мир для всего человечества. Она также не может уберечь нас от множества зол, которые становятся все более глобальными. Радикальный индивидуализм – самый сложный вирус, который нужно победить. Он заставляет нас поверить в то, что следует дать волю нашим амбициям, словно путем накопления индивидуальных амбиций и уверенности в себе возможно построить общее благо».
В октябре 2017 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл парировал: «Если свобода, то не может быть равенства. Потому что свобода – это просто луг, на котором растут цветы и травы, и каждая трава поднимается в меру своей силы. Равенства нет: одна более сильная, другая послабее, а третью вообще не видно. А вот если равенство, то это подстриженный газон, все равны, но никакой свободы». Предстоятель РПЦ также отметил, что «если бы пораньше об этом задумались наши горе-интеллектуалы, если бы такого рода сравнение пришло им в голову, если бы такого рода сравнение распространить в массовом сознании, то, может быть, повнимательнее отнеслись бы к этому соблазнительному лозунгу, ведь революция совершалась в первую очередь ради свободы».
Примечание из самбы: цитата из бразильского поэта и музыканта Виничи де Моралеса.
Александр Щипков,
руководитель Научно-аналитического центра ВРНС,
декан Социально-гуманитарного факультета РПУ.
Папа отказывается от проповеди христианства среди мигрантов, против их интеграции, называет «правоконсерваторов» популистами. «Эта позиция Папы явно антиевропейская, размывающая исторический культурный ландшафт Европы».
«Социальную справедливость Папа связывает не с сохранением консервативных религиозных ценностей, но, наоборот, с их дальнейшей либерализацией и размыванием, с плюрализмом. При этом в отличие от левацких антиглобалистских движений Папа сохраняет верность глобализму. Говоря о неэффективности ООН, он не только предлагает существенно реформировать эту организацию, а также глобальные экономические институты, но прямо заявляет о необходимости сформировать мировое правительство, которое будет координировать решение ключевых мировых гуманитарных вопросов, в том числе управлять мировыми миграционными потоками».
«используются выражения типа «каждый мужчина и женщина» (например, вместо «каждый человек»). В целом слово «женщина» («женщины») встречается 28 раз, тогда как в предыдущей энциклике — лишь дважды».
«Критика расизма может рассматриваться как реверанс в сторону движения «Жизни чёрных людей важны» («Black Lives Matter»)».
Послание наполнено тезисами, близкими левым идеям, особенно в части отрицания частной собственности: «христианская традиция никогда не признавала право на частную собственность как абсолютное или неприкосновенное и подчёркивала социальную цель всех форм частной собственности. Принцип общего использования созданных благ является первым принципом всего этического и социального порядка» («Fratelli tutti», 120).
* * *
В воскресенье 25 октября неизвестные забросали бутылками с горючей смесью здание Института Коха в Берлине. Пламя вспыхнуло, но погасили его даже без пожарных. В каждой третьей немецкой школе з 5 лет выросло число угроз учителям и насилие (физическое) по отношению к учителям.
Ой, меня больше Гондурас не беспокоит, он подписал договор о запрещении ядерного оружия. 50 страна в мире.
Некоторые новости резко подымают настроение. Американский Лавров похвалил Эстонию за борьбу с "исламистскими террористами". И Гватемалу. Про Гватемалу я знаю мало, но Эстонию много лучше, и образ эстонского исламистского террориста живо предстал перед моим внутренним взором. И гонящегося за ним эстонского полицейского.
* * *
Новость о том, что папа Франциск поддержал легализацию однополых гражданских союзов в действительности новостью не является. Точнее, является новым то, что это прозвучало в документальном фильме. Но ранее он об этом же упоминал в 2017 г. в интервью французскому писателю Доминику Вольтону, где на вопрос об однополых браках сформулировал так: "назовем это гражданскими союзами". Формулировки очень важны, но в нашей российской реальности большинству непонятны.
Также в 2014 Франциск говорил о гражданских союзах в интервью итальянской газете Corriere della Sera, где он признал, что государства, принимающие законы о гражданских союзах, делают это в первую очередь для того, чтобы предоставить однополым партнерам юридические права.
Принципиально важно, что речь идет о гражданском, а не церковном пространстве. По сути обсуждаются вопросы дискриминации. О недопустимости несправедливой дискриминации гомосексуальных лиц написано в католическом катехизисе. Новизна в том, что ранее это не относили к вопросу регистранции однополых семей. Возможно, именно в направлении недопустимости дискриминации будет развиваться взгляд на юридическое признание однополых союзов в гражданском пространстве, однако, на данное время скорее всего трактовки этого будут расходиться. Сложность заключается в том, что ранее предшественники папы Франциска и конгрегация доктрины веры высказывались в противоположном ключе. В этом отношении представляется, что Франциск хотел бы совершить некий прорыв. Ведь существование однополых пар это реальность. Нельзя закрывать глаза на то, что они существуют.
В 2013 г. я переводила подборку зарубежных СМИ, где освещались сведения о том, что до того, как Франциск стал папой, он предлагал признание однополых гражданских союзов в Аргентине вместо однополых браков. Это было предложение компромиссного варианта. Однако, оно не было принято большинством и поэтому о нем не было никаких объявлений публично. В новом документальном фильме Франциск, возможно, косвенно подтверждает эти данные, говоря, что и в прошлом он поддерживал такие союзы.
Новый документальный фильм под названием "Франческо" рассказывает, как пишут, о разных аспектах социального учения папы и его деятельности по поддержке всех угнетаемых групп: бедных, мигрантов, всех тех, кого маргинализирует общество, и в этом числе гомосексуальных людей.
Фильм снят режиссером Евгением Афинеевским, который родился в России, но в 1990-х эмигрировал в США, работал также в Израиле. Так что автор этого фильма - наш бывший соотечественник.
Мне интересно, случайно ли или нет премьера фильма состоится за две недели до выборов президента США? Как пишут, помимо показа социальной повестки самой по себе, в фильме содержится критика политики Трампа по разделению семей мигрантов из Мексики. Может быть, косвенно, это является поддержкой Байдена? Однако, конечно, сам фильм снимался задолго до выборов и напрямую такой цели иметь не мог.
* * *
Меня не интересует смертность и пр. Меня интересует одно: сколько денег было переброшено в той или иной стране из военного бюджета в здравоохранение. Всё остальное демагогия и напёрсточничество. Моя дома сидеть, военный дома не сидеть?
И именно этой информации нет. Потому что не переброшено!
Ну, про наш Мордор вообще речи нет. База в Азербайджане, База в Судане, да ещё с атомными бомбами. Супер-пупер путиноубежище. А поликлиника на Заморёнова, к которой я как бы приписан и где мне отказались делать МРТ, чего требовала Филатовка, стоит пустая, и больница от неё через дорогу тоже. А в этой поликлинике 14 этажей. И за полгода там стало только пустее. Зато в Судане строимся! А Навальный всё про коррупцию, Дудь всё про сталинизм. То есть, база в Судане хорошо, лишь бы на её строительстве обошлось без коррупции и не расстреляли завкадрами. А я думаю так: 2000 вояк в Армению, столько же, видимо, в Судан. Каждый вояка — вершина пирамиды. Его учат, стригут, ему делают оружие, его лечат... За каждым воякой человек сто, не меньше. Вот и считайте.
Россия не просто аквариум Кремля. Кремль и России это стая акул с прилипалами.
В понедельник в Воронеже солдат-срочник Антон Макаров напал с топором на сослуживцев.
Год был очень хорошим для банков, только сейчас некоторые начали увольнять работников. А как не быть хорошим, если правительства напечатали триллионы долларов, которыми и оперируют банки? Парадокс в том, что капиталисты - а банки это и есть капиталисты - специализируются на будущем, только будущее они понимают очень специфически и не заглядывают дальше нескольких лет.
В Гонконге окончательно потерпела поражение демократия. Это было предсказуемое, ведь у Китая атомная бомба. Заложено было поражение, когда Запад не дал Гонконгу настоящей защиты, а отдал его Китаю под честное слово деспотизма - та же ситуация, что с Украиной. К чести верующих: пастор Рой Чан из церкви Доброго Ближнего Северного района создал группу «Защитим детей», члены которой создавали живой щит между протестующими и полицией. Другие христианские группы организовывали первую помощь пострадавшим от полиции.
На Филиппинах под предлогом борьбы с наркотиками власть убивает без суда и следствия, но несколько католических священников организовали систему укрытий для семей тех, кто становится жертвами режима. Дутерте открыто ненавидит Католическую Церковь, епископ Пабло Давид, в диоцезе которого более всего таких расправ, продолжает мирно и открыто противостоять президенту.
А вот чего я не знал, так этого, что в Египте в 2011 году вместе с «братьями-мусульманами» протестовали против диктатуры и копты-христиане.
В Нигерии духовенство поддерживает общенародный протест против произвола полиции, выступая за роспуск САРС - нигерийского омона, на счету которого 82 случая пыток подозреваемых. Пасторы идут с протестующими и в своих храмах дают жертвам полицейского насилия рассказать о том, что с ними случилось, хотя государство усиливает репрессии.
Прочел речь шведского премьера о том, как страшен ковид, как нужно беречься - в защиту ужасной меры… Страшной меры! Не продавать алкоголь после 22 часов… Подумайте, какая связь!