«Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в царствие небесное. Евангелие от Фомы» (евангелие Фомы, 114 ).
Противоречит ли это изречение более известной фразе о необходимости уничтожить различие между мужским и женским (Фома, 22)? Так полагал Дэвис, а Бранкер и Шунгель ответили, что вообще тут налицо ирония. Иоганна Бранкер даже предположила, что и «царство небесное» тут употреблено с иронией, ведь Фома-111 говорит о разрушении небес, а Фома-3 говорит о том, что царство не на небе. К тому же в последних стихах Фомы говорится именно о царстве Божием, а не о царстве небесном. Правда, это несколько зыбко — канонические евангелия тоже содержат и мысль о разрушении небес, и мысль о том, что царство Божие внутри человека (значит, не на небе), но это не отказ от выражения «царство небесное», а просто использование всех возможностей языка. Важнее другое: как верно подметил Гейтеркол, если Иисус иронизирует, то и последняя фраза ирония, то есть, неправ Пётр, полагая, что женщины неполноценны, но женщины всё-таки неполноценны. Грамотно было бы продолжить иронию, чтобы последняя звучала как «Мария, став мужчиной, войдет в царство небесное, а мужчины не войдут».
Есть более изощрённые толкования: женщина должна вернуться в мужчину, образовав андрогина, каким был человек до разделения на Адама и Еву, или даже мужчина и женщина должны воссоединиться в Осирисе.
Проблема проста: есть ли тут сексизм, мачизм, женоненавистничество? В самой постановке вопроса? Если есть, то какой же Иисус великий человек или, тем более, Бог?
Величие, однако, бывает разное. Бывает величие учителей, которые поправляют детей, учат, как правильно говорить, борются с расизмом, мачизмом и прочими пороками. Это учителя, на которых держится человечество, но это учителя с маленькой буквы.
Иисус — Учитель с большой буквы, а вот величие Его — с буквы маленькой, крохотное, незаметное. Учитель взрослых, Учитель, Который не тратит время и силы на перевоспитание, Который принимает других, какие они есть — и умеет преобразить «как есть» в «как должно быть».
Если взять пример из сегодняшнего дня, то Бог не тратит силы на то, чтобы объяснить людям греховность разделения на страны-государства, необходимость единого человечества. Бог просто говорит о Стране Единства, Стране Небесной, Стране Христа, которая одновременно и в сердце, и по всей планете поверх любых границ.
Бог не говорит, что работать сборщиком налогов или быть проституткой вовсе не такой страшный грех, как это полагают ханжи, что массовые убийства совершают совсем-совсем другие персонажи, что быть палачом или солдатом намного хуже. Бог просто предупреждает: «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31).
Бог не романтик и не идеалист, рассчитывающий на то, что люди устремятся к идеалу, а по дороге придут в себя. Бог не на людей рассчитывает, только на Себя. Он Себя даёт — отдаётся в руки земного государства на Голгофе и отдаётся в душу каждого человека в благодати Духа Святого. Бог не просто указывает, где я сейчас — это делает любой хороший публицист. Бог не просто указывает, куда идти — это делает любой хороший эссеист. Бог идёт во мне, идёт, оставив Своё Царство, чтобы я не остался без Царства.
Я — мачист, женоненавистник, распутник, ворчун, драчун, садист, манипулятор. Бог — это Бог. Он только предупреждает, чтобы я не обижался, если вперёд меня пройдут те, кто ещё более гаже. Он не объясняет, что нет никого гаже меня, это я сам должен понять и, в общем, понимаю, если в Духе Святом, но, конечно, не вдруг. Скорее всего, не в этой жизни. Это и будет страшный суд, чистилище, ад, в общем, ужас-ужас-ужас. Но на каждый ужас — любовь Божья. А предупредить Бог меня предупредил, это поможет перетерпеть ломку шаблонов и крушение стереотипов. Но лучше, конечно, начать меняться тут, чтобы меньше мучиться там и, главное, чтобы уже сейчас меньше мучать других.
На этом оптимистическом аккорде из Нагорной Проповеди, Страстей и Апокалипсиса заканчивается евангелие Фомы, как и любое письменное евангелие, и начинаются евангелие Яши, евангелие Маши, евангелие Васи Пупкина и Ирочки.