«чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6,18).
Нормальное дзен-христианство. Нормальное в смысле «нормативное», а в реальности нормой остаётся внешнее: чёрные облачения, постные мины и блюда. Проблема в том, что «перед людьми» включает себя как частный случай «перед самим собой». Человек быстро привыкает к том, что на него смотрят другие. Кто не привыкает, это уже болезнь, которая коренится не в религиозной сфере, а в какой-то иной. А вот привыкнуть к собственной раздвоенности, к тому, что ты сам за собой наблюдаешь, очень трудно. Сомнения в вере и этим питаются, хотя логично предположить, что способность человека смотреть на себя со стороны — чудо. Это подобие Богу, Который смотрит на человека со стороны, будучи в сердцевине человеческого «я». Так что совет поститься тайно есть совет защититься от самой глубокой гордыни — не перед другими, а перед самим собой. Именно при таком, тайном пощении начинаются самые серьёзные проблемы. То, что называется современным атеизмом — результат того, что человек не справляется с верой втайне, ему всё время нужны социальные подпорки. Если нет внешнего проявления веры, человек предполагает, что и внутри ничего нет — даже если «внутри» самого себя. Конечно, это означает, что нужно внешне проявлять веру. Но ещё более нужно периодически обновлять реальность в себе самом, благоговейно смотреть на себя, удивляясь тому, что это — есть, и это — интересно Богу. И тогда «воздастся явно» — не наличными, конечно (хотя против наличных никто не возражает), а личностью, которая окрепнет и повзрослеет рядом с Отцом.