Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Изгнание молящихся из Молла: история с художником Скарселлино

Ипполито Скарселлино (1550-1620), феррарский художник. Две его картины погибли во время уничтожения Дрездена в 1945 году («Бегство в Египет», «Святое семейство за работой»). Но вот «Изгнание торгующих из Храма» и того же мастера купающиеся нимфы.

Очаровательно совпадение жестов и поз. Похоже, художник нанимал натурщиков (семерых) и в один день делал две картины, только натурщики для второй раздевались. «Служил Гаврила Иисусом, менял Гаврила изгонял». «Сменил Гаврила пол однажды, Гаврила нимфой сразу стал».

Художник виноват? Заказчик виноват! Художник тут абсолютно бесчеловечная и бездушная машина, искусственный интеллект, покорно выполняющий заказ. Ровно та же история, что в IV веке, когда римские мастера механически переключилось с изображений Диониса на изображения Иисуса, не поменяв стиля и композиционных наработок. Или в XX веке в России, где при Сталина иконописцы Холуя и Палеха стали рисовать колхозников совершенно в том же стиле, что рисовали святых, а при Ельцине вернулись взад, где и пребывают. «Любой каприз за ваши деньги». «Капри», будем помнить, но итальянском «козёл» (на острове Капри много козлов).

«Секуляризация» — это изгнание верующих из торговли. Бог с нами как маленькие дети у Достоевского с отцом-пьяницей: цепляется, хватает за одежду, тянет прочь, хнычет: «Не надо, не надо»... Не надо Ему храма Христа Спасителя! И протестантских мега-церквей тоже не надо! И преуспевающих проповедников преуспевания!!

Богу нужно общение, общение нужна точность, а богатство страшно деформирует реальность. Один миллиардер заплатит — и появится огромный храм, и кажется, что верующих тысяча. А верующих — один миллиардер, и тот в этот храм не ходит.

Нормальнее нищее меньшинство. Оно, по крайней мере, не может себе прибавить весу, надуть живот, понаставить зеркал, в которых бы отражения выполняли функцию толпы. Богатое меньшинство заполняет собой всё пространство, превращая нанятых работников в зеркала, воспроизводящих этого самого богача.

Храм — не дом жертв, не дом мирян, не дом борьбы за права человека, не дом священников. Храм — дом молитвы. Бетфила. А молиться надо так же, как скотина стонет, когда чувствует, что её сейчас резать будут. Как нищий молится, чувствуя, что скоро ему конец. За деньги — любой каприз, а Бог — за отчаяние, за страдание, за последнюю отчаянную надежду.

См.: Храм - Секуляризация - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.