«Яков

Оглавление

Григорий Нисский (395)

 Редкий случай: в святцы включены и оба его брата, и обе сестры — свв. Василий Великий, Петр Севастийский, диакониса Феозва, Макрина. У каждого из членов этой удивительной семьи было свое служение, встречались они редко, в основном, на епископских соборах; Феозва ухаживала за больными и сиротами. Правда, три года она ухаживала за Григорием — когда тот был изгнан еретиками и нуждался в помощи. Единство братьев и сестры осуществлялось не внешне, не в проживании на одной жилплощади, а в служении единому Богу.

Григорий осиротел рано и воспитывали его старший брат Василий и сестра Макрина. Он получил блестящее образование, женился на Феосебейе, стал преподавателем риторики. Но преподавателем Григорий был плохим, ему не нравилось, что слушатели не относятся к предмету с таким же энтузиазмом, как и он. Поэтому, когда Григорий Назианзин упрекнул его в нежелании послужить Церкви, Григорий охотно оставил преподавание и стал священником. Жена не была ему в том препятствием, и он не оставлял её (как предполагали позднее слишком ретивые защитники идеи всеобщего безбрачия духовенства); тот же Григорий Назианзин на похоронах Феосебейи назвал ее “славой Церкви и благословением нашего поколения”, “святой и блаженной сестрой”.

Григорий болезненно переживал то, что борьба различных богословских партий расколола не только Церковь, но и его собственную семью: Василий Кесарийский, бывший Григорию вместо отца, нападал как на еретика на епископа Понта Григория, дядю обоих братьев, в чьей епархии Григорий и священствовал. Григорий был настолько наивен, что пошел на подлог: написал от имени Василия несколько писем дяде, в которой предлагал мир. Подделка, конечно, быстро открылась, но Василий, учиняя младшему брату грозный выговор, явно улыбался в усы и предчувствовал, что богословом Григорий будет лучшим, нежели администратором и политиком. В 372 году брат сделал его епископом города Нисса, но уже в 376 году господствовавшие тогда в стране еретики-ариане добились его низложения и ссылки, обвинив в краже церковных денег и в том, что выборы были проведены неправильно).

Лишь после смерти императора, покровительствовавшего арианам, в 378 Григорий был оправдан от всех обвинений и вернулся на кафедру, а в 381 году участвовал во Втором вселенском соборе. Все годы он писал, писал и писал, очень много — против еретиков, но ещё более — просто о Христе, проповеди, толкования Евангелия, аскетические поучения. С тех пор не повторялась пока эпоха, когда бы столько писателей и мыслителей становились во главе Церкви, и, пожалуй, это означает, что столь критически тяжёлых времен для Церкви с тех пор не было. Ведь для самого Григория необходимость совмещать дар мыслителя с церковной политикой, с борьбой, была двойным бременем, крестом особенно тяжёлым. Его единственного называли “Отец Отцов”, то есть, — главный из отцов Церкви.

После смерти Василия Григорий против своей воли заменил его в качестве лидера православных богословов, причём это была официальная позиция: император Феодосий указом повелел считать православными (Феодосий, разумеется, употреблял слово “католический”) тех епископов, которых признает таковыми Григорий. И это обернулось для него крупными личными неприятностями, потому что, кроме императора, у Григория был ещё и непосредственный церковный начальник, митрополит Элладий, который постарался показать подчинённому, что означает выражение “я начальник — ты дурак”.

Григорий — один из немногих богословов, который интересен даже тем, кто его не читает. Дело в том, что среди его сочинений есть не только признанные Церковью эталонные тексты, не только тексты, представляющие его личную, не одобренную, но и не осуждённую Церковью точку зрения, но и тексты прямо еретические. Григорий — как и большинство богословов древней Церкви — был влюблен в Оригена, родоначальника всего богословия на Востоке, влюблён в стиль его мышления, влюблён в оригеновскую любовь ко всему творению. Как и Ориген, Василий считал, что зло, будучи нереальным, не может существовать вечно, что на Страшном суде все творение пожелает врачевания от греха, пройдёт через очистительный огонь и спасётся — все творение, даже и диавол. В наше время любой семинарист, любой воспитанник воскресной школы, не задумываясь, опровергнет это учение; вот если задуматься, тогда можно увидеть всю бездонность и неисчерпаемость — на теоретическом уровне — проблемы всеобщего спасения.

Далее: Григорий о спасении всех.

Дополнительные материалы

PG, 44-46; Творения. Ч. 1-8. М., 1861-1872. Память 9 марта, 10/23 января.

См. 4 век. Патрология.

Его:

В оригинале в PG, тт. 44-46.

Творения св. Григория Нисского в 8 т. М., 1861.

Жизнь Моисея, 1943 (Sources, 1). La Creation de l'homme. SC, 6. 1943. 256 p.

Vie de Sainte Macrine. SC, 178, 320 p.

Об устроении человека. - На своё рукоположение. - О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию. - Армонию, о том что значит имя и название "христианин". О жизни Моисея. К эллинам. Против учения о судьбе (Антология, с.328-344). Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму (Антология, с. 354-365).

О молитве (Антология. Восточные Отцы и учители Церкви IV века. Том II. Издательство МФТИ, 2000, сс. 365-403.

Из 2 тома:

с. 109-111 - Плач и моление ко Христу. С. 111-113. Плач Григория о себе самом.

Послание о жизни св. Макрины.

О цели [жизни] по Богу и об истинном подвижничестве - перевод Сидорова, 1997.

Подложное:

Pseudo-Gregory of Nyssa: testimonies against the Jews. Ed. Martin C. Albl. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2005. 172 pp.

О нем:

Очерки популярные Аммана; Карсавина; Керна; Мейендорфа; в издании жития Макрины, 2002; его концепция восхождения к Богу, Стасюк, 2001. Рец. на книгу о его эсхатологии Епифановича, 1915. Его взгляд на воскресение, Каневет, 1998. Чумаков, 2000.

Сериков Г. Учение об апокатастазисе (о всеобщем восстановлении) у "отца отцов"(святителя Григория Нисского) и у прот. Сергия Булгакова // Вестник РСХД. - №101/102. - III/IV 1971. - C. 25-35.

Оксиюк М.Ф. Эсхатология св. Григория Нисского. Киев, 1914. 698 стр.

Barnes, Michel Rene. The Power of God. Dynamis in Gregory of Nyssa's Trinitarian Theology. Washigton D.C.: The Catholic University of America Press, 2001. 333 pp.

Григорий Нисский, св. Аскетические сочинения и письма / Пер.; Сост. Т.Л. Александрова под общей научной редакцией А.Г. Дунаева. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. - 336 с.

Andrew Radde-Gallwitz. Basil of Caesarea, Gregory of Nyssa, and the Transformation of Divine Simplicity Oxford, Oxford University Press, 2009, 288 pp.

Из "Библиологического словаря"священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ, свт. (ок.335-ок.394), вост. отец Церкви, богослов, философ, экзегет, один из трех великих «каппадокийцев», младший брат свт. *Василия Великого.

С юных лет находился под сильным влиянием своей семьи, в частн., брата Василия и сестры Макрины, к-рые призывали его к церковнослужению. Однако, чувствуя склонность к занятиям философией, Г. Н. предпочел карьеру ритора. Закончив обучение, он стал преподавателем и женился. В 371 свт. Василию все же удалось убедить брата принять сан епископа небольшого капподокийского г. Ниссы, хотя он знал, что созерцательный по природе Г. Н. мало способен к обществ. деятельности. Но Василий стремился, чтобы капподокийские кафедры занимали люди, верные Православию. Во время своего епископства Г. Н. испытал множество нападок со стороны ариан и даже должен был предстать перед судом, но спасся бегством. Лишь после смерти Валента, императора-арианина, в 378 Г. Н. с триумфом вернулся в Ниссы. Нек-рое время был митр. Севастийским. Г. Н. участвовал во II Вселенском соборе (381) и был признан одним из авторитетов правоверия. По церк. делам Г.Н. побывал в Аравии и посещал Св. Землю. Паломничество в Иерусалим произвело на него тяжелое впечатление, он пришел к выводу, что такие путешествия мало полезны с духовной точки зрения. О последних годах жизни Г. Н. почти ничего неизвестно. Мы знаем только, что после смерти свт. Василия мн. епископы относились к Г. Н. недружелюбно. Память свт. Г. Н. Правосл. Церковь празднует 10 января.

Библейские труды. Г. Н. был одним из самых глубоких философов среди свв. отцов классич. поры, равный в этом отношении только блж. Августину. Общий характер его богословско-филос. построений был определен влиянием Оригена, что впоследствии стало причиной недоверия к его взглядам; но в конце концов авторитет Г. Н. остался бесспорным.

Среди произведений Г. Н. есть несколько экзегетических: «О Шестодневе», «Об устроении человека», «О жизни Моисея законодателя», «О надписании псалмов», «Толкование на Песнь Песней», «Толкование на Екклесиаста», «Толкование блаженств», «Толкование молитвы Господней» и «О чревовещательнице». Нек-рые из них «являются скорее богослужебными беседами, чем трактатами экзегетического типа» (архим. Киприан Керн).

В целом Г. Н. следовал *аллегорическому методу Оригена. Так, напр., он писал о библейском Древе Познания: «Мы уверены, что запрещенное для вкушения древо — не смоковница, как утверждали некоторые и не другое какое из плодовитых деревьев» (Толкования на Песн., предисловие). Это дерево, как и Древо Жизни, и сам Эдем, в глазах Г. Н., — символы духовных реальностей. Такой подход святитель обосновывал самим же Писанием. Он напоминал слова Господа о «закваске фарисейской», к-рые Сам Христос призывал толковать иносказательно. «В евангельских изречениях, — писал он, — можно набрать тысячи таковых мест, что в них иное представляется с первого взгляда, а к иному относится  с м ы с л  сказанного» (здесь и далее разм. — А. М.) (там же). Аллегорически понимал Г. Н. и события, описанные в Кн.Исход, когда комментировал жизнь Моисея. Труд евреев на стройках фараона означает рабское подчинение страстям, дочь егип. царя — языч. философию, Неопалимая Купина — Богоматерь, казни египетские и смерть первенцев — умерщвление греха, медный змей — Христа, двенадцать родников в синайском оазисе — двенадцать апостолов, а семьдесят пальм — семьдесят апостолов; руки, простертые Моисеем на молитве во время битвы с амаликитянами, — прообраз Креста Христова. Эти толкования, вошедшие в литургич. поэзию, показывают, что Г. Н. стремился отыскать в Библии не столько историч. смысл, сколько смысл внутренний, духовный. Аллегорич. метод толкования Свящ. Писания остается в Церкви непреходящим, но всякий раз его конкретные формы меняются в связи с расширением экзегетич. кругозора.

В книге о *Шестодневе Г. Н. развивает и дополняет труд своего брата Василия Великого. Он подчеркивает боговдохновенные истоки сказания, повествующего о временах дочеловеческих. Познать тайны миротворения Бытописатель мог лишь потому, что был просвещен Духом Божьим. Начало мира есть, по Г. Н., мгновенный акт Божественного всемогущества. Г. Н. указывает, что перевод *Акилы снимает в данном случае хронологич. оттенок и передает его словами ™n kefala…J, т. е. во главе (ср. евр. берешът, от рош — голова). В то же время «начало» содержит в себе уже всю потенцию материального мира. «Слово "начало" чуждо понятия о всяком протяжении. Как точка — начало черты и атом — начало телесного объема, так мгновение — начало временного протяжения». Миротворению свойственны два этапа. Первый — создание всей материи в смешении ее элементов, второй — сотворение частей мира «по самой последовательности естества в некоем порядке и стройности». В Кн.Бытия не случайно сказано, что Бог дал имена элементам природы, в т. ч. светилам. Это указывает, что их появление соответствовало закономерности, предусмотренной свыше. Космогенез происходит «как бы от вложенной  н е к о е й  с и л ы,  осеменяющей бытие Вселенной». В данном толковании ощущается влияние мысли Платона («Тимей»), воспринятой через Филона и Плотина. «Этот святоотеческий "платонизм" показывает, что понимание творения отцами не противоречит принципу эволюции» (прот. И. Мейендорф).

Говоря об Адаме, Г. Н. «придерживается библейского понимания человека» (прот. И. Мейендорф). Святитель отмечает, что не случайно имя Адама означает просто «человек». «Имя сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но  к а к  в о о б щ е  р о д у <...> Целое наименовано одним человеком». Адам есть «все-человек», «Все естество, протирающееся от первых людей до последних» (Об устроении человека, XVI).

Путь христ. жизни, по Г. Н., есть путь восхождения к Богу. Этой мистич. теме посвящены соч. «О жизни Моисея...» и «Толкование на Песнь Песней». Биография Моисея раскрывает три ступени, или три аспекта этого восхождения. Начальная ступень — это катарсис, очищение от тех «кожаных одежд», к-рые дал Бог падшему человеку. Эти одежды есть немощная плоть. Когда Моисей снял обувь перед Купиной, он отрешился от царства греха. Вторая ступень есть путь умственного созерцания, «естественного видения». Высшая же — есть «трезвое опьянение» экстаза, восхождение на вершину Синая. Ее знаменует священный мрак св. горы, где Моисей созерцал Сущего, где он «видел незримое, слышал неизглаголанное словом».

Кн. Песни Песней, согласно Г., также есть символич. описание пути человеческого духа, стремящегося к Возлюбленному — Господу. Любовь преодолевает препятствия и страхи, как невеста Песн. «Кто стремится душою к совершенству, тот гонит от себя страх, потому что такое расположение — не по любви оставаться при господине, но не бежать от него по страху бичей — свойственно рабу» (Толкование на Песн, I). Традиция мистич. истолкования Песн получила начало уже в ветхозав. экзегезе (брак Господа со Своей Церковью) и нашла развитие в богатой мистич. лит-ре последующих веков.

В небольшой гомилии о чревовещательнице Г. Н. отвергает возможность того, что Саулу явился сам Самуил, и относит виденное к действию темных сил. В толковании на Еккл святитель продолжает развивать свои мысли о катарсисе и преодолении чувственного ослепления. Та же идея господствует и в гомилиях «О надписании псалмов».

u M i g n e. PG, t. 44-46; в рус. пер.: Творения, ч.1-8, М., 1861-71.

l А в е р и н ц е в  С.С., Г. Н., в кн.: Памятники визант. лит-ры IV-IX вв., М., 1968; свящ.В е р г е з е  П., Взаимоотношение между Богом, человеком и миром в творениях св. Г.Н., ЖМП, 1971, № 6,7; М а р т ы н о в  А.В., Учение св. Григория, еп. Нисского, о природе человека, М., 1886; е г о  ж е, Эсхатология св. Г.Н., М., 1883; *Н е с м е л о в  В.И.,  Догматич. система св. Г.Н., Каз., 1887; *О к с и ю к  М.Ф., Эсхатология св. Г.Н., К., 1914; ПБЭ, т.4, с.633-43; П о д л у ц к и й  И., Эсхатология св. Г.Н., ВиР, 1914, № 17; П о р ф и р и й  (Попов), Св. Григорий еп. Нисский, М., 1861; С к в о р ц о в  И.М., Христ. употребление философии, или философия св. Г.Н., Труды КДА, 1863, № 10; Т и х о м и р о в  Д.А., Св. Г.Н. как моралист, Могилев, 1886; D a n i № l o u  J., L’еtre et le temps chez Gregoire de Nysse, Leiden, 1970; проч. библиогр. на иностр. яз. см.: Q u a s t e n. Patr., v.3, p.254-96; см. также библиогр. к ст. Святоотеческая экзегеза.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.

Яков Кротов сфотографировал, Рождество 2022 года