«Яков

Оглавление

Плач по Врубелю

В 2021 году в Третьяковке на Крымском валу была огромная выставка Врубеля. Мне кажется совершенно ясным, что гений был загублен  заказчиками. Провинциально-европейская среда с пошлейшими вкусами. Все эти демоны, богатыри, релиджн, лолиты-в-нимбах... Вкусы Мамонтова и Романова не выше, чем у Лужкова и Путина. Врубелю нужно было срочно уезжать в Париж навсегда, но вот — деньги...  Что фрески в Киеве и Абастумани невероятная дрянь, это я и раньше понимал, но тут виден процесс, как человеку выломали руки. Другим тоже, но там и ломать было особо нечего. Заседание госсовета, простигосподи.

Как всегда при столкновении с подлинниками, происходит резкая переоценка. График, конечно, гениальный, но в цвете — ну вот испорчен работой под заказ. А что могло бы быть! Ранний эскиз «Хождения по водам» — это да, это вам не Владимирский собор, это титан. Нарисовано со злости, да он ещё был настолько молодой, что позволил себе сказать Коровину и Серову, которые, собственно, изготавливали фреску (вышло болото с идолом), что вот дают заказы идиотам, а кто мог бы написать, кукует —  и за полчаса создал шедевр, который потом валялся за шкафом годами. Ну, Коровин-то оценил и преклонился навсегда, а Серов, кажется, просто надулся, а зря. Ну что делать — талант великое дело, пока рядом гений не плюхнется на стул, ковыряя в носу.

Самое грандиозное — лошади в ночном. Я даю свой снимок, п.ч. он мне кажется всё-таки лучше репродукций в магазинчике и фото в сети (я искал добросовестно). Я скадрировал в свой любимый квадрат, потому что человек там совершенно лишний — дань, опять же, среде. 

Местами то и дело видно, что человек на грани кубизма — как вот в рисунке раковины. Раковина сохранилась, я позволил себе дать свой снимок, нимало не претендуя, конечно. Упоительное «Бегство в Египет», которое, кажется, не репродуцируют из боязни оскорбить псевдо-чувства, а она не хуже Герники. Даю свой снимок, хотя там слева артефакт в виде отражения фигуры в стекле. Совершенно фантастическая способность передавать движение — никому не была интересна, всех интересовала статика.

Феерический шарж на все эти былины и иконы в рисунке «Три богатыря»— опять же выкладываю, хотя и тут стекло дало артефакты, но в сети не нашёл вообще. Освещение кошмарное, особенно пострадала керамика, а вот очень хорошо сделали эскизы панно для потолка — положили, а вверху зеркало.

Почему-то вспомнились последние слова Пушкина: «Жизнь прошла». Он два раза произнёс. Прямая противоположность Чехову с его «Их штербе» — «я умираю». Полярные описания одного и того события. Чехов — Туринская плащаница Пушкина.  В этом смысле экспозиция хороша — вся жизнь художника прошла, и хочется плакать.

См.: Живопись - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

 

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.