Кирилл Михайлович Товбин родился около 1985 года, живёт в Южно-Сахалинске, тут и преподаёт религиоведение в университете. Занимается старообрядчеством, причём ездит изучать старообрядцев в Америку. Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 году о том, как старообрядцы изменили идею о Москве как Третьем Риме. Докторскую подготовил о «пострелигии», которой даёт такое определение: «симулятивная псевдотрадиционалистическая духовность постмодерна, имеющая архаические формы духовности, например старообрядчество».
В 2007 году Товбин писал:
«Простор открыт, ничего святого! Пришло качественно новое богоборчество. Пришло время, в которое вера абсолютно захвачена притворством, изображением веры. Верующий сменился актёром веры. Никакие периоды религиозного охлаждения, по моему мнению, не сравнятся с нынешним временем по его качественной безбожности» (Вера и идентичность // http://portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=588, 18.5.2019).
Красочная характеристика соотношения веры и религии:
«Религия — это совокупность отношений, вызванных Верой. Религия больше и шире веры. Вера — единичный акт, религия — проявления, конкретизация этого акта. Вера становится в религии. Если вера — это вода реки, то религия — русло. Без русла река исчезает, превращается в пруд или болото».
Красочное, но неточное — ведь русло и вода не относятся как проявление и единичное. Проявление и единичное вообще не составляют оппозицию.
Статья производит впечатление неофитской:
«В современной религиозности (как способности к самоотречению во имя Его) открывается нечто особо мерзкое. По моему мнению, современный человек утратил (отказался?) эту способность самоотречения».
«Бога не видно за теми дымами, что мы напустили, но Он — там! Каждый должен сжечь себя. Староверы сжигали тело, чтобы очистить душу. Мы должны сжечь разум, чувства, эмоции, ценности (которые суть лишь книжки и картинки, вытатуированные в душе!), чтобы обрести Его, чтобы освободить для Него место».
Старообрядцы («староверы» — оскорбительное название, видимо, в 2007 году Товбин этого ещё не знал) сжигали себя не ради очищения души.
«Проблема в том, что эти методы уже крепко зарезервированы сектами, партиями, бойцовскими клубами и пр. И ничего не происходит. Для тех, кто хочет самоуничтожения, Система уже зарезервировала отсеки. Образованные интеллигенты, чеченские ветераны, здоровые девушки теперь пляшут на харизматических беснованиях, отдают квартиры иеговистам, деньги — «Анастасии»".
Конечно, про отдачу квартир и денег Свидетелям Иеговы или Мегрэ — фигура речи, а не факты.
В 2010 году Товбин попал под суд. Суд Южно-Сахалинска признал его статью «Контрафактная церковь» возбуждающей ненависть (ст. 282). В статье критиковалась школа, куда верующие родители не должны отдавать ребёнка. Гуманизм назван дехристианизацией (со ссылкой на Тертия Филиппова). Критикуется «западнизм», «глобализм» — в качестве примера указано половое просвещение в школах (как обучение добрачному любодейству):
«Прогрессизм школы выражается в обучении детей эволюционизму, подаваемому не как теория и даже не как одна из существующих научных парадигм, но как «здравый» взгляд на сущность человека и истории …С 5-го класса на разных предметах (причём не только гуманитарных) подвергаются цинической критике понятия сословного неравенства, общины, Домостроя, патриархата, традиционной иерархии».
Ссылается на Тоффлера, Хоффера, Вейза, Дебора, Фромма, Аксючица и т.п.
Себя в то время Товбин называл единоверцем. Статью он убрал, свой сайт уничтожил.
В 2019 году совместно с Романом Аториным издал хрестоматию по старообрядству. Впрочем, название докторской означает, видимо, что старообрядство теперь для Товбина "симулятивно".