Н. Балашов, один из ближайших сотрудников п. К. Гундяева, заявил, что в Украине (он сказал, «на Украине») налицо «печальный предвестник возможного трагического развития событий». 28 сентября 2018 года в городке Богородчаны националисты «Правого сектора» захватили-де здание церкви УПЦ МП!
История на самом деле такая. В Богородчанах есть доминиканский монастырь, в нём церковь, где служит священники УПЦ МП, и палаты, где некогда жили доминиканцы. После Второй мировой войны и до выхода Украины из Российской империи в палатах была музыкальная школа. В 1990-е здание передали той же Московской патриархии, а теперь решили всё-таки вернуть школе.
Возмущённое духовенство Московской Патриархии вызвало полицию. Полиция приехала, обнаружила, что выполняется решение законной городской власти.
Вся история? Не совсем!
Богородчаны — это городок у подножия Карпат, в полутораста километрах к югу от Львов.
Российская империя захватила эту землю лишь в 1945 году. Это означает, между прочим, что Богородчаны не входили в Московский патриархат до этого времени, на них не распространялось действие грамоты 1686 года.
Одна из улиц Праги названа в честь Августа Салабы, уроженца Богородчан и одного из знаменитых изобретателей XIX века.
Русских здесь в XIX веке было 29 человек. Евреев — более двух тысяч, греко-католиков чуть меньше двух тысяч, католиков меньше тысячи.
Католики в Богородчанах есть и сейчас, они упорно требуют вернуть им доминиканский храм. Московская Патриархия эти требования игнорирует. Она вдруг становится ревнителем закона: мол, доминиканская обитель памятник архитектуры, распоряжаться ею может лишь центральное правительство. Но когда центральное правительство распорядится, о законе забудут и станут кричать о притеснениях православных, и уже сейчас отрицают право государства распоряжаться Киево-Печерской лаврой. Так там хотя бы православный монастырь, а тут католический... Что уж говорить о совести! Беда с Московской Патриархией, что она вообще явление монологическое. Она ни с кем не спорит. Она вещает. Токует. Впрочем, Балашов и не ссылался на закон. Всё просто: церковь отбирают у единственной настоящей Церкви. А что и не церковь, а жилой, и не у настоящей Церкви, а у самозваной захватчицы, это в его мире не существует.
Недалеко от городка есть знаменитый Манявский скит (рядом с огромным Манявским же водопадом). В 1748 году Константинопольский патриарх предоставил обители право ставропигии, подчинения напрямую именно Константинопольскому патриарху. Сейчас обитель у Киевского патриархата. В Московском патриархате не была вообще никогда, потому что во времена оккупации советской Россией была закрыта.
В 1978 году житель Богородчан 66-летний Олекса Гирнык, которого за украинский «национализм» сажали и поляки (на 5 лет), и русские (на 8 лет) приехал на могилу Шевченко в Каневе, облил себя бензином и сжёг. Оставил записку:
«Протест проти російської окупації на Україні! Протест проти русифікації українського народу! Хай живе Самостійна Соборна Українська Держава! Радянська, та не російська! Україна для українців! З приводу 60-річчя проголошення самостійности України Центральною Радою 22 січня 1918 p. 22 січня 1978 p. на знак протесту спалився Гірник Олекса з Калуша. Тільки в цей спосіб можна протестувати в Радянському Союзі!»
На русский ведь не надо переводить? Русские отлично понимают украинский — когда хотят. Гирнык, кстати, точно подметил, что в «советской» России советы были чистой фикцией, а вот в Богородчанах советская власть и в 2018 году — настоящая. Хоть добрая, могла бы (и должна была бы) всё-таки вернуть храм католикам, но уступает Московской Патриархии.
Балашов заявил, что настоятелю доминиканской церкви сломали руку. Это, к счастью, не так — врачи зафиксировали только ушиб локтя. Чрезвычайно болезненно и неприятно. Однако, иногда локти болят у тех, кто их использует не по назначению — чтобы распихивать окружающих.